Цели
- Проверить сформированные умения и навыки по темам «Причастие» и «Деепричастие».
- Способствовать развитию интереса к урокам русского языка.
- Повысить ответственность учащихся за учёбу.
ХОД ИГРЫ
Слово учителя: Приветствую участников
смотра, гостей. Ребята, сегодня вы покажете свои
знания всем присутствующим. Урок пройдёт в форме
игры «Марафон знатоков русского языка». Одна
команда будет называться «Причастие», другая –
«Деепричастие».
(представление команд, игроков, капитанов).
Конкурс 1. «Терминологический кроссворд»
Команде «Причастие» (слово ПРИЧАСТИЕ записано)
П | 6 П | 7 З | |||||||||
2 О | 3 П | 4 Р | Р | А | |||||||
П | Р | И | Ч | А | 5 С | Т | И | Е | П | ||
Р | И | Л | К | С | Я | ||||||
Е | З | А | Л | Т | Т | ||||||
Д | Н | Г | О | А | А | ||||||
Е | А | А | Н | 1 В | Р | Е | М | Я | |||
Л | К | Т | Е | К | |||||||
Е | Е | Н | А | ||||||||
Н | Л | И | |||||||||
И | Ь | Е | |||||||||
Е | Н | ||||||||||
О | |||||||||||
Е |
По горизонтали:
1. Глагольный признак причастия.
По вертикали:
2. Член предложения.
3. Значение причастий.
4. Часть речи.
5. Признак прилагательного у причастия.
6. Часть слова.
7. Пунктуационный знак.
Команде «Деепричастие» (слово ДЕЕПРИЧАСТИЕ записано)
6 О | |||||||||||
Б | |||||||||||
4 Н | С | 7 Д | |||||||||
Д | Е | Е | П | Р | И | Ч | А | С | Т | И | Е |
И | О | Й | |||||||||
З | Я | С | |||||||||
М | 5 Т | Т | Т | ||||||||
Е | О | Е | В | ||||||||
1 Н | А | Р | Е | Ч | И | Е | Л | И | |||
Я | К | Ь | Е | ||||||||
Е | А | С | |||||||||
М | Т | ||||||||||
О | 2 В | И | Д | ||||||||
3 С | У | Ф | Ф | И | К | С | О | ||||
Т | |||||||||||
Ь |
По горизонтали:
1. Часть речи.
2. Глагольный признак у деепричастия.
3. Часть слова.
По вертикали:
4. Признак наречия у деепричастия.
5. Пунктуационный знак.
6. Член предложения.
7. Значение деепричастий.
(За каждый правильный ответ 1 балл)
Конкурс 2. «Найди свою часть речи»
Учитель: Я зачитываю список причастий
и деепричастий. Команда «Причастие» записывает
только причастия, а команда «Деепричастие» -
деепричастия.
В итоге работа выглядит так:
«Причастия» задумавшийся |
«Деепричастия» обливаясь |
(Консультанты строго следят за выполнением задания. Каждый игрок, выполнивший правильно работу, зарабатывает для команды балл)
Дополнительные задания:
1) Вспомним строки поэмы А.С.Пушкина из поэмы «Полтава»:
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился…
По одному игроку от каждой команды выполняют морфологический разбор
Деепричастия и Причастия
Страдая – деепр. Несомый – прич.
2) Командам обозначить суффиксы причастий и деепричастий.
(Консультанты проверяют работу у доски, за безошибочный разбор – 1 балл)
Конкурс 3. «Теоретическая дуэль»
(Каждый игрок одной команды задаёт вопрос игроку другой команды. За правильный ответ – 1 балл).
«Причастие» Что обозначают деепричастия? |
«Деепричастие» Что обозначают причастия? |
(и тому подобные вопросы)
Конкурс 4. «Работа с текстом» (коллективная в команде)
(Каждая команда получает текст, нужно провести пунктуационный анализ: расставить знаки препинания, графически обозначить причастные и деепричастные обороты)
«Причастие» Воздушная схватка Однажды пришлось нам увидеть необычный бой. В чистом небе кружились две птицы: степной орёл и журавль. Можно было подумать, что они забавляются Но хорошенько присмотревшись к их необычной борьбе я заметил, что орёл пытаясь напасть на журавля стремится оказаться выше его. Журавль вовремя отлетел в сторону и набрал высоту. Вот орёл сделал стремительный бросок вниз. Журавль увернувшись от удара оказался высоко над орлом. Хищник набрав высоту повторил свой манёвр, но снова не достиг успеха. Шёл настоящий воздушный бой, в котором журавль отстаивал свою жизнь. (по О. Чистовскому) |
«Деепричастие» Утро в лесу Хорошо идти по земле ранним утром. Воздух ещё не
ставший знойным приятно освежает. Солнце ещё не
вошедшее в силу греет бережно и ласково. В лесу то
и дело попадаются болотца, (по В. Солоухину) |
Выразительное чтение текстов. Максимальное количество баллов – 4. Консультанты задают командам дополнительные задание и вопрос по текстам.
Задание: попробуйте в своих текстах заменить определения обстоятельствами и наоборот.
Целесообразна ли эта замена? (Замена нецелесообразна, так как в тексте «Воздушная схватка» лучше употребить обстоятельства, чтобы создать динамизм повествования. А для описания раннего утра в лесу уместнее определения, так как важно назвать признаки предметов, создать замедленность, напевность)
Команде, ответившей правильно – 1 балл.
Конкурс 5. «Кто быстрее?»
На доске по 10 слов для каждой команды. По очереди игроки выбегают к доске и производят морфемный разбор, можно исправлять ошибки игроков своей команды. За правильно разобранное слово – 1 балл.
«Причастие» Задумавшийся |
«Деепричастие» Опустошённый |
(Команда, быстрее и правильно выполнившая задание, получает поощрительный балл)
Конкурс 6. «Конкурс капитанов: ДА или НЕТ»
Капитаны команд должны одним словом подтвердить правильность утверждения или опровергнуть его.
Вопросы капитану команды «Причастие»:
- Деепричастия обозначают добавочное действие.
- Деепричастия в предложении выполняют роль обстоятельств.
- Деепричастие – неизменяемая часть речи.
- Деепричастие «чувствуя» совершенного вида.
- НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
- Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимым словом.
- Деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.
- Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?».
- Деепричастия не имеют окончаний.
Вопросы капитану команды «Деепричастие»:
- Причастия обозначают признак действия.
- Причастия отвечают на вопрос «какому?».
- Причастие – изменяемая часть речи.
- «Написавший» – действительное причастие настоящего времени.
- Действительные причастия имеют полную и краткую форму.
- НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.
- Суффикс -ущ- пишется, если причастие образовано от глагола 1 спряжения.
- Причастный оборот – это причастие с определяемым словом.
- Причастный оборот всегда выделяется запятыми.
- Краткие причастия являются сказуемыми.
(Отвечают только капитаны. За каждый правильный ответ – 1 балл)
Конкурс 7. «Орфографическая дуэль» (индивидуальная работа)
Каждый ученик работает с карточкой. В ней словосочетания с пропущенными орфограммами, изученными в темах «Причастие» и «Деепричастие».
Карточка.
Испуга(н;нн)… утку; игра..щих лисиц; (не)зная причины; запрещ..нный приём; застрел..(н;нн)ая птица; (не)забыва..мое впечатление; вода, враща..щая турбины; (не)сжатая, а скош..нная рожь; люб..щий спорт; (не)навидя за предательство; обещ..нный отдых; запут..(н;нн)ые верёвки; воплощ..нный замысел.
(Консультанты контролируют работу с карточками и дают балл игроку, выполнившему задание без единой ошибки)
Заключительное слово учителя
Подведение итогов