Цели:
- Обучающая: формировать умения анализировать прочитанный и прослушанный тексты, аргументировать свою точку зрения.
- Развивающая: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением - рассуждением.
- Коммуникативная: формировать у учащихся коммуникативную языковую компетенцию.
- Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину.
Оборудование: тексты из художественной и публицистичекой литературы, тексты сочинений, памятки - алгоритмы, схемы - аргументации.
Ход урока
Слово учителя.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать над типичными ошибками при написании сочинения - рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку.
-Дома вы должны были прочитать текст и выполнить задания к нему. Давайте проверим, насколько каждый из вас понял текст.(Приложение №1)
Проверка домашнего задания.
Учитель. О чём этот текст?
Ученики. - О рядовом Федосееве
-О том, как Федосеев получил возможность побывать в Москве.
- О военной Москве.
Учитель. Какие проблемы затрагивает автор?
Ученики. - Проблему войны.
- Проблему гордости за столицу своей Родины.
- Проблему патриотизма.
Учитель. Какие предложения помогли выявить проблему?
Ученики. - фашистов выбили из Красной Поляны.
- В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы.
- Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было что защищать!
Учитель. Какова, на ваш взгляд, позиция автора данного текста?
Ученики. - Автор восхищается людьми, защищавшими свою Родину.
Учитель. Нашли ли вы слова, предложения, указывающие на авторскую позицию?
Ученики. - Уважение, гордость.
- Не указана точно авторская позиция, она формулируется, исходя из содержания текста.
Учитель. А почему трудно определить позицию автора? К какому стилю относится данный текст?
Ученики. - К художественному.
- Это стиль художественной литературы. В таких текстах чаще всего не выражена прямо позиция автора.
Учитель. Вы высказали свою точку зрения. А сейчас я вам предлагаю поработать над готовым сочинением - рассуждением по этому тексту. Выделим композиционные части данного сочинения, запишем их названия в тетрадь.
Работа над композицией сочинения, составления алгоритма.
Учитель. Прочитайте текст сочинения (Приложение №2)
С чего начинается сочинение?
Ученик. Со вступления.
Учитель. Обратите внимание, что вступление состоит всего из 3-4 предложений.
А что отражено во 2 абзаце?
Ученик. Проблема.
Учитель. Ребята, обратите внимание, что автор сочинения обозначил проблему патриотизма, а не войны. Почему?
Ученики. - Здесь не описываются военные действия, а говорится о впечатлениях, чувствах солдата, когда он увидел Москву.
Учитель. Как автор раскрывает этот вопрос? Прочитайте.
Ученик. Писатель рассказывает о защитниках столицы в годы Великой Отечественной войны. Он обращает внимание на желание телефониста Федосеева, героя текста, увидеть Москву, которую он защищал. Вместе с ним мы совершаем прогулку по военному городу. Автор текста подчёркивает, что в результате этого путешествия "в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.
Учитель. Обратите внимания, что автор сочинения комментирует эту проблему, а не пересказывает текст.
О чём следующий абзац?
Ученик. В этом абзаце отражена позиция автора текста.
Учитель. А отражена ли позиция автора сочинения?
Ученик. Да, отражена.
Учитель. Найдите литературный аргумент, т.е. аргумент, который опирается на ваш читательский опыт. Обратите внимание - на вашем столе лежат схемы - аргументации (Приложение №3)
Ученики. - Автор сочинения называет произведения, где раскрывается тема патриотизма, анализирует повесть Б.Васильева "В списках не значился".
Учитель. А есть в этом сочинении опора на жизненный опыт?
Ученик. Автор сочинения вспоминает фильм о войне, где также отражается данная проблема.
Учитель. Чем заканчивается сочинение?
Ученик. Заключением
Учитель. Посмотрите на свои записи в тетради. Что у нас получилось в итоге?
Ученик. План сочинения.
Учитель. Совершенно верно. А если сказать точнее, это алгоритм (последовательность ваших действий), который поможет вам в написании сочинения - рассуждения. (Приложение №4)
Учитель. Сколько абзацев получилось?
Ученик. Восемь.
Учитель. Обратите внимание, что каждый пункт плана - это отдельный абзац, который пишется с красной строки.
Учитель. А сейчас проверим ваше восприятие текста на слух. Я читаю сочинение, а вы, глядя на алгоритм, только что вами созданный, попробуйте оценить данную работу. (Приложение №5)
Учитель. На что вы обратили внимание. Отметим недостатки данного сочинения.
Ученики. - Нарушение абзацного членения
- Мало аргументов, называется только одно произведение.
- Заключение не связано с основной частью сочинения.
Работа по группам.
Учитель. Итак, теперь вы знаете, из каких частей состоит сочинение - рассуждение, перед вами алгоритм, который поможет логически выстроить ваше сочинение. А теперь попробуем написать своё сочинение по тексту (Приложение №6)
Учитель. Читаем текст. Какое вступление вы предложили бы к этому тексту.
Ученик. Равнодушие:Бич современного общества. Мы равнодушно смотрим, как обижают слабого, как какие - то подонки вызывающе ведут себя в общественном транспорте. Мы спокойно пройдём мимо лежащего человека, не поинтересовавшись, что с ним.
Учитель. Сформулируйте проблему данного текста.
Ученик. - Проблема равнодушного отношения людей к происходящему вокруг.
Учитель. Что следует отразить в комментарии к данной проблеме?
Ученик. - Прокомментировать реальный случай в детском доме, когда учительница заставила завхоза вернуть ворованный сахар, в то время как другие молчали, хотя прекрасно видели, что происходит.
Учитель. Какова позиция автора?
Ученик. Автор утверждает, что равнодушие - это зло.
Учитель. Отметьте, пожалуйста, вашу позицию.
Учитель. Какими литературными примерами можно доказать данную позицию?
Ученики. - А.Платонов "Юшка"
- В.Распутин "Уроки французского", "В ту же землю".
- В.П.Астафьев "Людочка".
Учитель. Какие события из жизни могут подтвердить позицию автора?
Ученики. - В СМИ сейчас очень часто говорят о руководителях интернатов, домов престарелых, которые обворовывали своих воспитанников, стариков. Невозможно поверить, что никто этого не замечал, скорее всего, просто не хотел связываться.
Учитель. Как можно закончить сочинение?
Ученик.- Трудно бороться со злом, легче сделать вид, что ничего не происходит. Но ведь когда - то это может коснуться каждого из нас - нужно об этом помнить.
Учитель. Я тоже написала сочинение по данному тексту, послушайте, что у меня получилось. (Приложение №7)
Учитель. А сейчас обменяйтесь сочинениями и оцените работу товарищей по следующим критериям:
- Оставило ли прочитанное сочинение целостное впечатление или это набор фраз?
- Весомы ли аргументы, приведённые в сочинении?
- Что положительное в работе своих товарищей вы взяли бы для своего сочинения?
Итог по уроку.
Учитель. Понятны ли вам этапы работы над сочинением - рассуждение?
Учитель. Что вы взяли для себя с этого урока?
Ученики. - Я научился выстраивать сочинение в соответствии с требованиями.
- Работу над сочинением по алгоритму, мне кажется, это поможет мне не уйти от темы в сторону, как это часто бывает.
Учитель. Что показалось наиболее сложным?
Ученики. - Аргументация собственного мнения.
- Не хватает читательского опыта. Думаю, нужно обратить внимание на литературу.
Домашнее задание.
Учитель. В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать сочинение - рассуждение, опираясь на алгоритм. (Приложение №8)