Обучение сочинению в начальных классах

Разделы: Русский язык, Литература


Роль человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития.

Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому развитие речи осуществляется на уроках обучения грамоте, чтения, русского языка. Оно неотделимо от любой языковой работы.

Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Видов сочинений много. Это сочинение – описание, сочинение-миниатюра, сочинение по серии картинок, сочинение по экскурсии, по личным наблюдениям, сочинение-письмо, сочинение по картине, по диафильму, фильму или литературному произведению, путевой очерк и так далее. Научить детей писать сочинения правильно и красиво – большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках даёт положительные результаты. Если мы хотим, чтобы наши воспитанники стали умными, любознательными, надо воспитывать, пробуждать, вдохновлять их ум красотой слова, мысли.

При обучении детей письму сочинений решаются две задачи: обогащение представлений, развитие мышления, речи и чувств учащихся и применение на практике полученных знаний по русскому языку. С первых дней пребывания ребёнка в школе надо заботиться о содержании детских высказываний, об их правильности и логической последовательности, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Начинается эта работа с записи названий предметов, находящихся в классе или изображённых в азбуке, а заканчивается письмом оригинальных сочинений. Уже на уроках обучения грамоте надо стремиться показать детям красоту родного языка, его мелодичность, музыкальность, яркость. С этой целью на уроках используются пословицы и поговорки, загадки, небольшие стихотворные тексты. Ведь именно в них так кратко, но ярко выражена мысль. Использование пословиц, поговорок, загадок позволяет создать на уроке эмоциональный настрой, дети лучше чувствуют богатство языка, его выразительную силу.

Пример. Под цифрой 1 даются загадки, под цифрой 2 – пословицы, под цифрой 3 – скороговорки, стихотворения, в которых повторяется изучаемый звук.

Буква и звук А.

  1. Сам алый сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз) В этом домике жильцы все умелые пловцы. Что за дом у них такой, до краёв налит водой? (Аквариум)
  2. Азбука – к мудрости ступенька.
  3. Да вот фруктовый магазин!
    Здесь припасли для нас
    Антоновку и апельсин,
    Арбуз и ананас.
    Вот абрикос, а вот айва…
    Какие вкусные слова –
    И все на букву …(А) (С.Маршак)

Почему письменная речь трудна школьнику и настолько меньше развита, чем устная? Наверное потому, что письменная речь требует для своего хотя бы минимального развития высокой ступени абстракции. Причём, ситуация письменной речи требует от ребёнка двойной абстракции: от звучащей стороны речи и от собеседника.

При обучении сочинению надо использовать упражнения, нацеленные на выработку у детей таких умений, как подбор слова, логическое построение содержания, фантазирование (свободные темы), составление рассказа по данному заглавию, по группе ключевых слов, по началу и концовке, умение работать с деформированными текстами, озаглавливание, составление планов, проведение стилистической, орфографической, пунктуационной правки текста Я использую в своей работе написание сочинений-миниатюр в книжках малышках. Каждый ребёнок при этом является и писателем, и художником, и издателем своей книги в одном экземпляре. Эти книжки изготовляются на уроках труда. В 1 и 2 классе мы пишем в них сочинения-миниатюры, а не в обычных тетрадях. Так интереснее.

Приведу примеры тем детских сочинений: “Моя звезда”, “Куда солнышко спать ложится?”, “Моя мечта”, “Мой четвероногий друг”, “Каким я стану в 11 классе”, “Моя мама”, “Моё любимое время года”, “Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли”, “Как я провёл свои каникулы” и так далее.

В период обучения грамоте дети не пишут связных текстов, хотя и составляют их устно, а пишут лишь слова. Но и отдельное слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа картина (Лес. Луна) или если она служит для обобщения отрывка из связного текста. Для маленьких авторов надо выбирать темы, связанные с впечатлениями и наблюдениями над окружающей их жизнью. Это способствует тому, что у пишущего сочинение ученика появляются мысли, чувства, которые он стремится передать в своей работе соответствующими словами, словосочетаниями, предложениями. Например, были в парке, любовались желтеющими берёзами. В классе вспоминается прогулка и пишется слово “берёза”, которое в данном случае для детей обобщает массу впечатлений и является темой для сочинения. Рассмотрев иллюстрацию в азбуке, рассказав, что на ней изображено, дети пишут слово “зима”, и это опять является темой для сочинения, так как за этим словом стоит целая картина, она навевает определённые воспоминания.

Если учитель научит детей видеть природу, обращать внимание на изменения в природе (не только на снегопад, листопад, но и на то, какое сегодня небо и как выглядят деревья в ясную, туманную погоду), то “заговорит” каждый ученик. Поэтому перед уроком чтения или русского языка в 1 классе надо предлагать детям задания утром и вечером понаблюдать за небом, за повадками птиц, за изменениями в природе и затем на уроке записать 1-2 предложения о том, что их особенно поразило, что больше всего им запомнилось. Выполняя такие задания, многие учащиеся, прежде не обращавшие внимания на окружающее, начинают внимательно вглядываться в мир. Важно также анализировать эти предложения – сообща оценивать, учиться отличать в них удачное отражение действительности от надуманных фраз. Дети сравнительно легко станут справляться с сочинениями, которые будут писать на основе этих наблюдений.

Чтобы научить школьников обобщать свои наблюдения и выделять в них существенное, надо предлагать на первых порах все рассказы составлять по определённому плану.

Например.

О животных.

  1. Внешний вид.
  2. Повадки.
  3. Чем питается.
  4. Моё отношение.

О погоде.

  1. Какой сегодня день?
  2. Небо.
  3. Солнце.
  4. Ветер.
  5. Деревья.
  6. Животные.
  7. Моё отношение.

Во 2-м классе сочинения и наблюдения усложняются. Если в 1-м классе составлялись отдельные предложения по наблюдениям, то во 2-3-м классе пишутся связные тексты. Вот выдержки из сочинений.

“Наступила осень. Мы с классом ходили на экскурсию в парк. Стояла осенняя ласковая погода. Озорной ветер качал деревья. Красавицы – берёзки стояли все жёлтые. Становятся золотыми тополя. Зелёными остаются лишь сосны. Жёлтые листья покрыли землю ковром. Трава на земле засохла. Осень вызывает у меня бодрое, хорошее настроение” (Катя Ш.)

“Мы с классом ходили в осенний парк. Погода была ясная, дул тёплый ветер. Небо было лазурное. Листья на деревьях от каждого дуновения ветра шелестели, разговаривали друг с другом. Берёза стояла, как невеста, и тихо роняла жёлтые монетки. На земле лежал золотой ковёр из листьев. Мне хотелось бы долго ходить по этому разноцветному ковру” (Максим И.)

В 4 классе я по теме “Осень” ставлю другие цели и задачи, используя при этом репродукцию картины Ф.Васильева “Перед дождём”. При составлении текста – описания по пейзажной картине главное – создать эмоциональное воздействие живописного полотна на детей, научить их “читать” картину, осмысливать её содержание, выбирать точные слова для описания.

В начале урока я спрашиваю: “Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, которая не погаснет и через сто лет?” (на картинах, написанных художниками) И продолжаю: “Да, картины природы – леса, долины, луга, написанные художниками, называются пейзажами, от французского слова “пэи”, что означает “страна”. Всю страну не вместить в картину, но и одна берёзка, изображённая художником, расскажет о многом. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Художнику переводчик не нужен. Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом. Но надо научиться понимать его особый язык”.

Важнейшим условием для правильного и глубокого восприятия картины является организация личных наблюдений детей за природными явлениями, близкими или созвучными содержанию картины. Поэтому та работа, которая проводилась с 1-го по 3-й класс, помогла учащимся при написании сочинения – описания. Восприятие изображённого на картине у детей разное. Поэтому и сочинения получились разные. Вот некоторые из них.

“Передо мной репродукция картины замечательного русского художника Фёдора Васильева “Перед дождём”. На картине изображено, как бушует ветер, от него клонятся деревья, трава стелется, как жёлтый сухой ковёр, и бурно течёт река. Над селом тревожно летают птицы. Через реку по мосту, испугавшись, бегут люди, гоня своих гусей домой. Я думаю, грохочет гром. Вся природа и люди в ожидании дождя. Эта картина вызвала у меня такое чувство, как будто я попал внутрь неё, где всё пронизано движением”.

(Вова В.)

“Я рассматриваю репродукцию картины известного русского художника Ф.Васильева “Перед дождём”. Это пейзаж. Небо перед дождём изображено хмурое, мрачное, тёмное. От сильного ветра деревья наклонились, как будто встречают грозу. Потоки воды взволновались. Они тоже ждут грозу. Мрачная свинцовая грозовая туча уже приближается. Люди, работавшие на поле, тоже спешат домой. Птицы прячутся в уютные места. В домах затопили печи, дым стелется по направлению ветра. Этот пейзаж вызвал у меня особые чувства. Мне кажется, что я всё это вижу, слышу раскаты грома и шум ветра. Картина произвела на меня большое впечатление” (Наташа К.)

Учащимся за семь–десять дней сообщается тема предстоящего сочинения. На уроках русского языка в течение этого времени проводятся подготовительные грамматико-стилистические упражнения. Также я приучаю детей записывать в черновик ключевые слова к своему сочинению. Во время обдумывания сочинения все интересные мысли, образные сравнения надо сразу записывать на черновик. А во время письма эти записи помогут написать развёрнутое, полное и красивое сочинение.

Конечно, для умелого написания сочинений надо много знать и читать, быть наблюдательным, уметь замечать тонкости, владеть словами, уметь сочетать их для точного и образного описания действительности. И эту работу необходимо проводить с 1-го класса.