Трудно переоценить значение чтения в жизни человека и общества в целом как средства передачи знаний и опыта, накопленного человечеством, как средства духовного развития, воспитания, образования. Значение чтения всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросам развития чтения детей неизменно во всех известных системах дошкольного и школьного образования уделялось большое внимание. Так, А.А.Леонтьев писал: «… умения читать, не подкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными» [5, 287].
Огромное количество информации, заключенной в текстах, предназначенных для чтения современного человека, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению, то есть к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной задачи. При обучении русскому языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности. В этой связи можно утверждать, что чтение играет важную роль в образовательном процессе. Поэтому вопросы обучения чтению остаются актуальными в современной методике обучения русскому языку. Противоречие между необходимостью овладения умением читать и трудностями, возникающими в процессе обучения этому виду речевой деятельности, и составляют проблему исследования.
Имеется ряд интересных статей по данной проблеме Н.А.Ипполитовой, Т.Е.Ембулаевой, Л.Н.Вьюшковой, Г.А.Ясинской, в которых, наряду с рассмотрением общих вопросов обучения чтению, представлены приемы обучения отдельным его видам – изучающему и ознакомительному.
В школьных учебниках русского языка Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др., под ред. В.В.Бабайцевой, под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта нет специальных упражнений по обучению видам чтения. Ряд таких упражнений представлен в учебниках С.И.Львовой, В.В.Львова и Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.
Изучающее чтение обеспечивает глубокое, вдумчивое понимание содержания текста и полный его охват. Обычно таким типом пользуются для ознакомления с лингвистическим текстом – это тексты определения лингвистических понятий, орфографичесих и пунктуационных правил, а также образцы рассуждений, грамматического разбора и памятки [17,с. 9].
Очевидно, что каждый из названных видов чтения обеспечивается определёнными приёмами, которыми необходимо овладеть, чтобы процесс чтения был адекватным коммуникативной установке, стоящей перед читающим» [8,с. 41].
Методика обучения приёмам изучающего и ознакомительного чтения разработана в статьях Н.Ипполитовой, опубликованных в журнале «Русский язык в школе».
Изучающее чтение обеспечивает глубокое, вдумчивое понимание содержания текста и полный его охват.
К приёмам изучающего чтения относятся:
1) постановка вопросов после прочтения текста школьниками, либо до прочтения (предварительные вопросы). Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как они нацеливают учеников на восприятие текста и его анализ. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ученик не просто воспроизводил текст, а осмыслял его.
Например:
– Что вы знаете о науке, которое изучает устройство языка, его употребление в речи? Вдумчиво прочитайте следующий текст
– Что изучает орфоэпия? Почему в устной речи нужно соблюдать орфоэпические нормы? [18,с. 5]
2) постановка вопросов к тексту самими учащимися
В таком случае ученики лучше понимают текст, учатся видеть проблемы, отраженные в нем. Ученики могут составить план текста в виде вопросов, задать вопросы своему однокласснику и ответить на его вопросы.
Например:
– Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие недостатки в нем вы обнаружили? Отредактируйте текст и запишите его в исправленном виде [18,с. 21].
3) Если учитель хочет обратить внимание школьников на изобразительные возможности художественного текста, необходимо провести его анализ, а значит, чтение будет изучающим.
Например:
– Скажите, какую роль в описании играют имена прилагательные;
– Какие глаголы используются при описании действий;
– Как и почему изменяется порядок слов в первой и второй части текста и т.п.
– Какие слова помогают «увидеть» краски природы, «услышать «ее звуки»? (упр. 176).
4) приём составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. По мере чтения текста и составления плана обучающийся последовательно задает себе вопрос: «О чем здесь говорится?»,
Например:
- Прочитайте текст и составьте его план;
5) приём тезирования (формулирование основ тезисов, положений и выводов текста).
Например:
- Перескажите текст, опираясь на составленные тезисы.
6) приём составления сводных таблиц позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию,
Например:
- Составьте сводную таблицу по разделу «Фонетика».
7) прием логического запоминания учебной информации
Включает следующие компоненты:
- самопроверку по вопросам учебника или вопросам, составленным самим обучающимся;
- пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.;
- составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект;
- составление сводных таблиц, граф-схем и пр.;
- подготовку докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, в том числе с опорой на Интернет и публикации в СМИ.
Ознакомительное чтение – это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение [10, 271].
Приёмы ознакомительного чтения необходимы при осмыслении текстов, дополняющих основной учебный текст. Это примечания (различного рода исключения, нечастотные факты языка). Главное, чтобы ученики смогли связать их содержание с информацией, данной в основном учебном тексте.
Для овладения навыками ознакомительного чтения важны такие приемы, как:
1) выделять в тексте главное и второстепенное, например: Подчеркнуть слова, которые могут быть опущены; Найти в тексте слово, словосочетание, предложение, в которых выражена главная мысль каждого абзаца;
2) видеть ключевые слова, несущие основную информацию текста, например:
– Изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста;
– Прочитать предложения, в которых подчёркнуты детализирующие слова;
– Найти в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
3) озаглавить текст; например:
– Прочитайте текст, озаглавьте его (упр. 576, ч. 2)
4) обозначить тему, основную мысль, например:
– Прочитайте текст. Какова его основная мысль? (упр. 241)
– Как вы думаете, почему статья называется «…»? (упр. 387).
Все вышеперечисленные задания формируют умения быстро ориентироваться в тексте, видеть в нём главное. Они должны выполняться чётко и быстро.
Просмотровое чтение базируется на умении выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развёртывание текста. Такое чтение преследует цель получения самого общего представления о содержании текста. Требует его понимания в общих чертах [9,с. 321].Чтобы сформировать эти навыки, необходимо применение следующих приемов:
1) анализ заголовка (чтение абзацев текста и определение, какая тема их объединяет);
Например:
– В названии произведения используется диалектное слово. Попробуйте догадаться и объяснить, что оно означает? (упр. 496, ч. 2);
2) соотношение текстового материала с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т. п.), например:
– Какой фрагмент текста иллюстрирует информация? (упр. 434 );
– Рассмотрите репродукцию картины Николая Михайловича Ромадина «Вербы в половодье». Совпадают ли ваши впечатления от полотна с теми, что выражены в тексте Константина Георгиевича Паустовского? (упр.455, ч.2)
3) прогнозирование содержания текста по начальным предложениям, например:
– По оглавлению учебника ознакомьтесь с разделом «Синтаксис». Определите, что нового вы узнаете, изучая этот раздел? (§ 13, «Синтаксис», «Лексика и фразеология»).
– Из каких (скольких) частей будет состоять текст "Кем бы я хотел быть и почему?" (упр. 239)
– Познакомьтесь с оглавлением учебника и перечислите разделы лингвистики, которые вы будете изучать в 5 классе (упр. 1).
– Познакомьтесь со словариком … и определите, какую информацию он содержит (упр. 3, 120, 135).
Навыки просмотрового чтения необходимы при работе с текстами упражнений из учебников русского языка, составленных на основе отрывков из художественных, публицистических, научно-популярных произведений.
Такие исследователи, как С.К.Фоломкина, З.И.Клычникова, Л.Н.Вьюшкова выделяют поисковое чтение.
Поисковое чтение – это «просмотр текста с целью поиска слова, факта, даты» [9, с. 25]. На уроке русского языка данный вид чтения формируется главным образом при работе со словарями, когда учитель, тренируя зрительный аппарат учеников, развивает их способность мгновенно находить на странице нужное слово. Используется он также при работе с оглавлением учебника или алфавитным указателем, помещенным в приложении.
По мнению Ипполитовой Н.А., «совершенствование навыков чтения как одного из важнейших видов речевой деятельности человека будет способствовать формированию у школьников таких общеучебных и жизненно важных умений, как умение работать с книгой, самостоятельно получать знания в процессе обучения, ориентироваться в текстах при чтении во внеурочное время, при подготовке к сообщениям, докладам и так далее» [8, с. 131].