Обучение сочинению на лингвистическую тему

Разделы: Русский язык


Средства обучения

Форма урока – практическая работа

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Идя к вам на урок, вспомнила, что недавно слышала разговор девятиклассниц. Вот он:

– По-моему, русский в новой форме очень трудный экзамен. Мне кажется, у меня будут трудности с написанием сочинения, – говорила одна.
– А вот я, к счастью, в себе уверена. Правда, для меня легче написать рассуждение на лингвистическую тему, чем интерпретацию фразы, – сказала вторая.

– Одинаковое ли отношение собеседниц к экзамену?
– Какие синтаксические конструкции помогли вам это понять? (Вводные слова.)

Тема экзамена для вас очень актуальная. Девочки обратили внимание на сочинение, на новый вид «рассуждение на лингвистическую тему». Сегодня мы с вами и поработаем с этим видом сочинения.А как раз роль вводных слов в речи и будет нашей лингвистической темой для сочинения-рассуждения. Что вы помните об этом языковом явлении?

– значения
– знаки препинания
– синтаксическая роль

2. Презентация (Приложение 2.Слайды 1-9)

– Я позволю себе напомнить вам значения вводных конструкций

3.  А чтобы вспомнить, насколько значимы в речи вводные слова, проведем небольшой лингвистический эксперимент. Каждая группа напишет сочинение-миниатюру о вашем отношении к экзамену (4-5 предл), но вам будет дано разное грамматическое задание.

Вы можете написать:
– О необходимости сдавать экзамен по русскому языку
– О содержании и форме экзамена
– О системе оценивания

1 группа – без вводных слов
2 группа – выразить эмоции
3 группа – выразить уверенность, неуверенность
4 группа – порядок мыслей и их связь

(Приложение 1, Карточка 1)

4. Социоконструкция. Афиширование. Вывод.

– Итак, нашей целью было выяснить, какова роль вводных слов в тексте. Что же позволил нам увидеть этот эксперимент?
Вводные слова нужны для того, чтобы показать уверенность в своих силах, выразить свои эмоции, упорядочить наши мысли. В каждом сочинении роль вводных слов своя.

5. Таким образом, мы вывели основную мысль нашего сочинения: вводные слова нужны в нашей речи.
Наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение на основе текста. Для этого нам потребуется   вспомнить еще некоторые сведения.
– Какой мы выберем стиль текста для нашего сочинения? (Научный, научно-популярный)
– Какие вы помните виды рассуждения? (Доказательство, объяснение, размышление.)
– К какому виду относится наше сочинение «Нужны ли вводные слова?» (Доказательство (доказываем, что вводные слова нужны)
– А вот для интерпретации фразы вам бы понадобилось рассуждение-размышление
– Какова композиция таких сочинений? (Есть дедуктивный вариант, есть индуктивный вариант)

6. Презентация (Приложение 2. Слайды 10-11)   

– Чаще всего мы используем вариант тезис-доказательства-вывод.
– Кто-то, может быть, захочет использовать доказательство от противного.

Основная мысль (тезис). Вопросно-ответная форма.

Нужны ли вводные слова? Конечно, нужны. Мы часто пользуемся такими словами или конструкциями в речи, даже не замечая этого.

– Между частями должны быть связующие ступеньки. И в этом, как ни странно, нам опять помогут вводные слова. Обратите внимание, они являются для нас и предметом исследования и одновременно средством связи наших мыслей.
Итак, следующая часть – доказательства – разные функции языкового явления Кстати, первым критерием оценивания вашего сочинения для экспертов является (Приложение 1, карточка 2) наличие не менее 2 функций языкового явления.
Посмотрите в текст, (Приложение 1, Карточка 3) найдите вводные слова – какие функции они здесь выполняют?

– порядок мыслей и их связь
– уверенность
– источник информации
– эмоции

– Выберите для себя, о каких функциях вы хотите рассказать, и приведите примеры, указывая либо номера предложений, либо цитируя полно или частично, используйте знаки препинания, как при прямой речи. Позднее вы узнаете о различных способах цитирования.
О примерах вам напоминает второй критерий оценивания.

Вывод еще раз акцентировать внимание на необходимости этого языкового явления, на его актуальности.

Таким образом, вводные слова – нужное языковое явление, помогающее нам сделать нашу речь более яркой и выразительной, логичной и упорядоченной.

– Не забывайте о композиционной стройности (4-ый критерий), которую необходимо показать наличием абзацев – соблюдение красных строк, логические переходы с вводными словами помогут набрать вам максимальное количество баллов по 3-му критерию.

7. Самоконструкция по выданным текстам (Приложение 1, Карточка 3). (10 мин)

– Итак, вчитайтесь в текст, найдите вводные слова, сопровождающие этот текст, и докажите их роль

8. Афиширование

– Может быть, кто-то попробует проговорить устно свое будущее сочинение?
– Теперь приступайте к письменной работе.