Средства обучения
- Карточки с заданиями, текстами, критериями (Приложение 1)
- Презентация – информационные технологии (Приложение 2)
Форма урока – практическая работа
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Идя к вам на урок, вспомнила, что недавно слышала разговор девятиклассниц. Вот он:
– По-моему, русский в новой форме очень трудный
экзамен. Мне кажется, у меня будут трудности с
написанием сочинения, – говорила одна.
– А вот я, к счастью, в себе уверена. Правда, для
меня легче написать рассуждение на
лингвистическую тему, чем интерпретацию фразы, –
сказала вторая.
– Одинаковое ли отношение собеседниц к
экзамену?
– Какие синтаксические конструкции помогли вам
это понять? (Вводные слова.)
Тема экзамена для вас очень актуальная. Девочки обратили внимание на сочинение, на новый вид «рассуждение на лингвистическую тему». Сегодня мы с вами и поработаем с этим видом сочинения.А как раз роль вводных слов в речи и будет нашей лингвистической темой для сочинения-рассуждения. Что вы помните об этом языковом явлении?
– значения
– знаки препинания
– синтаксическая роль
2. Презентация (Приложение 2.Слайды 1-9)
– Я позволю себе напомнить вам значения вводных конструкций
3. А чтобы вспомнить, насколько значимы в речи вводные слова, проведем небольшой лингвистический эксперимент. Каждая группа напишет сочинение-миниатюру о вашем отношении к экзамену (4-5 предл), но вам будет дано разное грамматическое задание.
Вы можете написать:
– О необходимости сдавать экзамен по русскому
языку
– О содержании и форме экзамена
– О системе оценивания
1 группа – без вводных слов
2 группа – выразить эмоции
3 группа – выразить уверенность, неуверенность
4 группа – порядок мыслей и их связь
(Приложение 1, Карточка 1)
4. Социоконструкция. Афиширование. Вывод.
– Итак, нашей целью было выяснить, какова роль
вводных слов в тексте. Что же позволил нам
увидеть этот эксперимент?
Вводные слова нужны для того, чтобы показать
уверенность в своих силах, выразить свои эмоции,
упорядочить наши мысли. В каждом сочинении роль
вводных слов своя.
5. Таким образом, мы вывели основную
мысль нашего сочинения: вводные слова нужны в
нашей речи.
Наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение
на основе текста. Для этого нам
потребуется вспомнить еще некоторые
сведения.
– Какой мы выберем стиль текста для нашего
сочинения? (Научный, научно-популярный)
– Какие вы помните виды рассуждения? (Доказательство,
объяснение, размышление.)
– К какому виду относится наше сочинение «Нужны
ли вводные слова?» (Доказательство (доказываем,
что вводные слова нужны)
– А вот для интерпретации фразы вам бы
понадобилось рассуждение-размышление
– Какова композиция таких сочинений? (Есть
дедуктивный вариант, есть индуктивный вариант)
6. Презентация (Приложение 2. Слайды 10-11)
– Чаще всего мы используем вариант
тезис-доказательства-вывод.
– Кто-то, может быть, захочет использовать
доказательство от противного.
Основная мысль (тезис). Вопросно-ответная форма.
Нужны ли вводные слова? Конечно, нужны. Мы часто пользуемся такими словами или конструкциями в речи, даже не замечая этого.
– Между частями должны быть связующие
ступеньки. И в этом, как ни странно, нам опять
помогут вводные слова. Обратите внимание, они
являются для нас и предметом исследования и
одновременно средством связи наших мыслей.
Итак, следующая часть – доказательства – разные
функции языкового явления Кстати, первым
критерием оценивания вашего сочинения для
экспертов является (Приложение
1, карточка 2) наличие не менее 2 функций
языкового явления.
Посмотрите в текст, (Приложение
1, Карточка 3) найдите вводные слова –
какие функции они здесь выполняют?
– порядок мыслей и их связь
– уверенность
– источник информации
– эмоции
– Выберите для себя, о каких функциях вы хотите
рассказать, и приведите примеры, указывая
либо номера предложений, либо цитируя полно или
частично, используйте знаки препинания, как при
прямой речи. Позднее вы узнаете о различных
способах цитирования.
О примерах вам напоминает второй критерий
оценивания.
Вывод – еще раз акцентировать внимание на необходимости этого языкового явления, на его актуальности.
Таким образом, вводные слова – нужное языковое явление, помогающее нам сделать нашу речь более яркой и выразительной, логичной и упорядоченной.
– Не забывайте о композиционной стройности (4-ый критерий), которую необходимо показать наличием абзацев – соблюдение красных строк, логические переходы с вводными словами помогут набрать вам максимальное количество баллов по 3-му критерию.
7. Самоконструкция по выданным текстам (Приложение 1, Карточка 3). (10 мин)
– Итак, вчитайтесь в текст, найдите вводные слова, сопровождающие этот текст, и докажите их роль
8. Афиширование
– Может быть, кто-то попробует проговорить
устно свое будущее сочинение?
– Теперь приступайте к письменной работе.