Изучая литературу в школе, дети учатся понимать, анализировать романы, повести, рассказы, стихотворения; читая их – получать эстетическое наслаждение. Следствием того, как учащиеся поняли прочитанное, являются их устные ответы и письменные сочинения. И устный ответ, и сочинение являются школой не только постижения произведений художественной литературы, искусства вообще. Они становятся школой развития речи, учат обдумывать явления жизни, выражать свое мнение о них. Три составные части изучения литературы в школе – чтение, устный ответ, сочинение - способствуют всестороннему развитию личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил: “Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным”.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает учащихся к литературному творчеству, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Именно поэтому сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. К заданиям повышенного уровня сложности в ЕГЭ по литературе относится развернутый ответ в объеме 5-10 предложений - С1-С4. А также развернутый вопрос на проблемный вопрос С5. И если с заданиями базового уровня учащиеся справляются чаще всего успешно, то задания, где надо уметь письменно проанализировать текст художественного произведения, вызывает у них определенные трудности. В связи с этим необходимо этому учить.
Первым и важнейшим условием правильного восприятия и осмысления произведения является знание его текста. Знать текст – значит понимать и помнить основные события, характеры, поступки действующих лиц (не только главных, но и второстепенных, они нередко играют важную роль в произведении, как, например, Платон Каратаев в “Войне и мире”, сестра старухи – процентщицы в “Преступлении и наказании”), картины быта, описание обстановки, пейзажа, отдельные детали, композицию произведения, систему образов. Научиться читать – значит научиться думать.
Работу над текстом обычно начинаем со следующего:
- прочитав заголовок, подумайте, о чем, по-вашему мнению, пойдет речь, вспомните, что знаете об этом; попытайтесь представить, какие вопросы будут освещены;
- читайте текст, значение непонятных слов и выражений выясните по словарю и справочникам;
- в тексте старайтесь увидеть главное, отделив его от частностей, от второстепенного; если считаете нужным, составьте план рассказа о прочитанном;
- при наличии вопросов в конце текста ответьте на них;
- проверьте, как вы усвоили прочитанное;
- перескажите текст.
Знание текста является необходимым условием работы над сочинением, но простого пересказа недостаточно. Требуется знание жизни, определенный духовный опыт, увлеченность литературой, понимание психологии людей и умение выразить себя. Свои особенности имеют сочинения о произведениях разных родов и жанров литературы.
Как и любому делу, научить писать сочинение можно, если человек будет много трудиться и практиковать. Работа над сочинением строится по принципу: от малого к большому, от легкого к трудному.
На это и нацеливает нас программа по литературе Р.Н. Бунеева.
В учебнике 9 класс подробно рассмотрены все этапы работы над сочинением - рассуждением литературную тему. Приведены примеры.
Так, после изучения комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”, следует творческая работа “Составление речевой характеристики героя по образцу” в виде таблицы. В одной графе представление героя: содержание высказывания, индивидуальные особенности речи, эмоциональная выразительность слога, вывод о том, как речь характеризует личность героя драматического произведения. Во второй указывается герой и анализируются выбранные эпизоды.
С сочинением – рассуждением учащиеся знакомы давно. Р.Н. Бунеев предлагает познакомиться с рассуждением проблемного характера. Значит, необходимо разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения. Например, предлагается вопрос: Почему именно романтизм пришел на смену классицизму? А далее показана поэтапная работа.
- сначала сформулируем прямой ответ на поставленный вопрос: Романтизм, в отличие от классицизма, отвечал определенным требованиям, предъявляемым к искусству новой исторической эпохой начала19 века.
- затем определяем мотивирующую часть ответа. Мотивировать, т.е. обосновать. Развивать высказанную мысль можно путем подбора доказательств (аргументов). Наша формулировка легко расчленяется на две части вопроса: 1. В какую историческую эпоху произошла смена литературных направлений? 2. Каким определенным требованиям эпохи отвечал романтизм в отличие от классицизма? И первая, и вторая часть распадаются на составные характеристики, которые и перечисляются в учебнике.
- теперь необходимо подвести итоги, сформулировать краткие выводы, “собрать” перечисленные характеристики романтизма.
Итак, эпоха начала 19 века потребовала от искусства и литературы отказа от жестких законов и условностей классицизма. Это было время разочарований в переменах, а потому поиска иных идеалов, иных ценностей. Отсюда – новое содержание и форма художественных произведений, раскрывающие переживания автора; его стремление перейти от слов к действию; новые герои, яркие индивидуальности; нарушение сложившейся жанровой системы.
Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем задачу, переходим к следующему этапу работы над сочинением- рассуждением на литературную тему. При изучении темы “А.С. Грибоедов” Сначала предлагается теоретический материал, а затем задания:
-познакомьтесь с началом сочинения-рассуждения. Предположите, на какую тему написано сочинение, сформулируйте его идею.
- проанализируйте следующие темы сочинений, выделите ключевые слова в каждой теме, найдите темы – утверждения, темы – вопросы.
- напишите сочинение по самостоятельно выбранной теме – вопросу.
Теперь, когда учащиеся знают о способах формулировки тем сочинений. Учимся писать вступление. К этому времени изучен роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.
Практическое занятие.
На материале учебника для 9 класса. Задание: определите, можно ли обойтись без вступлений в сочинениях на следующие темы (предлагаются 7 тем), ответы сравните с рассуждением автора.
Дается теоретический материал.
Вступления к сочинениям на литературную тему условно делятся на:
- историческое (показывается знание и понимание историко-литературного процесса, теории литературы);
- биографическое (указываются предшественники автора, показывается знание текстов);
- аналитическое (проводится анализ темы, на основе которого определяются подходы к ее раскрытию);
- лирическое (своего рода эмоциональный зачин).
Существует несколько приемов написания вступления. Самые распространенные из них:
- прием цепочки (место в истории литературы – особенность произведения – риторический вопрос);
- прием перечисления (во вступлении изложен план основной части).
Отрабатываем в классе все эти приемы на темах романа “Евгений Онегин”.
Итак, учащиеся уже умеют анализировать тему сочинения на литературную тему, разворачивать его основную часть, писать вступление, используя прием цепочки или прием перечисления. Заключение сочинения также может строиться в соответствии с некоторыми “законами”.
Рассмотрим их на примере темы “Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” как “энциклопедия русской жизни” Подобные темы легко делятся на две части: “Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”/как “энциклопедия русской жизни”.
Во вступлении мы обращаемся, как правило, ко второй части темы – (как “энциклопедия русской жизни”), а заключение лучше посвятить первой части темы (Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” оставил особый след в истории русской литературы.)
Если во вступлении желательно употребить все слова из темы, то в заключении следует упомянуть хотя бы 1-2 слова. В любом случае вступление и заключение должны быть связаны между собой и по содержанию, и по стилю.
В заключении уместно “вписать” конкретное произведение в какую- либо литературную традицию, связать творчество писателя с эпохой, обозначить его предшественников и последователей. Но это не простое перечисление, а достаточно подробное изложение.
Пробуем определить содержание вступления и заключения сочинения на тему “Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании характера Печорина”.
- Разделим тему на части: Мастерство Лермонтова в создании характера Печорина.
- Во вступлении будем писать о способах создания характера Печорина вообще. Для этого лучше использовать прием перечисления.
- В основной части будем отвечать на вопрос, который вытекает из темы: В чем конкретно заключается мастерство Лермонтова в создании характера Печорина?
- В заключении остановимся на первой части темы (“Мастерство Лермонтова”) и подведем итог, обозначив, в чем Лермонтов был новатором (создал первый в русской литературе психологический характер). Далее можно подчеркнуть величину мастерства М.Ю. Лермонтова.
Анализируем с учащимися еще несколько тем. Затем предлагаем выбрать одну из тем и написать вступление и заключение, составить тезисный план основной части сочинения.
Навык такой работы приходит не сразу, а вырабатывается со временем. Но им может овладеть каждый.
В своей работе мы исходим из того, что обучение сочинению на литературную тему должно носить системный характер, поэтому будет продолжаться в 10-11 классах.