Цели урока: подготовить учащихся к сочинению по картине; формировать умение анализировать искусствоведческий текст.
Оборудование: «Портрет И.И. Левитана» (репродукция картины В. Серова), репродукции картин И.И. Левитана «Владимирка», «У омута», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон», «Март». Фрагмент из музыкального альбома «Времена года» П.И. Чайковского – «Март. Песня жаворонка».
Ход урока
I. Организационный омент. Вступительное слово учителя.
(Звучит музыка. П.И. Чайковский. Пьеса «Времена года». – «Март. Песня жаворонка»).
- Еще холодно, повсюду сугробы, но уже все предвещает весну. Ярко светит солнце, привычно белый снег начинает мерцать разными оттенками: от нежно-голубого до темно-синего, в воздухе чувствуется приближение теплых дней. И мы ощущаем лучи ласкового солнца, слышим шелест прозрачных деревьев и пение капели.
Богатством звуков и красок весна привлекала и композиторов, и художников. Посмотрите на этот пейзаж, наполненный светом и радостью.
(Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины И.И. Левитана «Март».)
- Узнали? Ваши впечатления? Поделитесь ими.
- Разве это не совершенное творение. Глядя на него, мы словно впитываем волнующий запах весны… Только настоящий мастер способен создать такое. Знаете ли его имя?
- Верно, имя его – Исаак Ильич Левитан. Его работы всегда вызывают восторг, желание поделиться с кем-то впечатлениями об увиденном. Ребята, а вам всегда удаётся описать словами то, что вы видите?
- Действительно, иногда нам не хватает слов, чтобы выразить совершенство того, что создал художник. Пожалуй, только слово мастера может передать красоту и прелесть левитановских пейзажей. Поэтому сегодня на уроке мы будем учиться находить яркие, точные слова у ученых, искусствоведов – у тех, кто профессионально разбирается в живописи, кто разъясняет тайны картины, делает ее популярной и любимой.
- В связи с этим как бы вы определили цель сегодняшнего урока?
(Цель нашего урока – подготовиться к сочинению-описанию картины И.И. Левитана «Март».)
- Запишем число, тему урока.
II. Объяснение нового материала.
- Как вы думаете, чем отличается описание по картине от описания, например, пейзажа за окном?
- Верно, своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, проникнуться настроением, которое вызывает его работа, а для этого прежде всего надо мысленно представить самого создателя. Поэтому далее – слово о художнике.
1. Слово о художнике (рассказ учащегося)
Долгое время природа России казалась живописцам слишком невзрачной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую прелесть русского пейзажа, первое место по праву принадлежит И.И. Левитану – выдающемуся живописцу конца 19 века.
Взгляните на портрет художника. Умное, благородное лицо, в глазах – чувство собственного достоинства, доверчивость и грусть.
Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Картины И.И. Левитана обычно называют «пейзажем настроения». Чувство тоски, тревоги вызывают его работы «Над вечным покоем», «У омута», «Владимирка». Зато сколько света, воздуха, радости в пейзажах «Золотая осень», «Вечерний звон», «Весна. Большая вода».
В 1895году И.И. Левитан написал картину «Март». Это один из самых поэтичных пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Известно, что картина была написана под Москвой – в имении друзей художника. В несколько сеансов, без какой-либо этюдной подготовки, целиком, с натуры, создал Левитан свой лучезарный «Март»!
2. Анализ картины
- А теперь обратимся к репродукции картины И. Левитана. Как вы думаете, почему она называется «Март»? Какие признаки наступления весны отражены в ней?
Обратите внимание еще на такую деталь картины, мастерски найденную художником, как неприкрытая дверь в дом: радуясь солнечному свету и приходу долгожданной весны, человек уже не заботится о сохранении домашнего тепла. Какими же средствами живописи Левитану удалось передать пробуждение весенней природы?
(Работа с таблицей №1, которая представлена на доске. Запись закрыта, по ходу работы она открывается учителем.)
Таблица №1
Средства художественной выразительности живописи
Цвет |
Свет |
Композиция |
Теплый Холодный Интенсивный Насыщенный |
Золотистый Солнечный Ослепительный Утренний |
Замкнутая Выразительная Ясная Точная |
Преобладает Создает Воздействует Отличается |
Озаряет Выделяет Радует Проникает |
Продумана Последовательна Построена Проста |
- Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня? Подберите глаголы к существительному цвет.
- Ребята, а вы обратили внимание на цветовые контрасты? Синее небо и желтая стена, темные сосны и светлые тополя, белый снег и сине-фиолетовые тени – теплый и холодный цвета рядом. Как вы полагаете, какие цвета преобладают – теплые или холодные?
- Почему все на картине кажется сияющим, праздничным? Подберите слова, которые помогут рассказать о красоте света.
- А теперь обратим внимание на композицию произведения. Как построена картина? (Очередной вопрос, который ставит учащихся в тупик.) Растеряны? Ничего страшного: если бы вы знали ответы на все вопросы, то зачем тогда учиться. Присмотритесь. Что видим на переднем плане картины, заднем, слева, справа? Что является композиционным центром полотна?
- Присмотритесь, композиция пейзажа отчетливо замкнутая. Справа пространство ограничено стеной дома, слева – группой деревьев, в глубине – стеной хвойного леса.
Для верного и точного описания картины вы можете воспользоваться материалом о композиции, представленным в таблице.
- Какое изобразительное средство живописи называют колоритом? Подберите определения, которые уместно использовать для описания колорита картины «Март».
- При работе над сочинением наиболее сложным для вас является введение искусствоведческого термина колорит, поэтому на плакате представлены готовые модели предложений с этим словом.
(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу №2,3)
Таблица №2
КОЛОРИТ |
светлый |
яркий |
|
скромный |
|
радостный |
|
праздничный |
|
сияющий |
|
тусклый |
|
спокойный |
|
тёплый |
Таблица №3
(КАКОЙ-ЛИБО) КОЛОРИТ |
поражает богатством … красок |
отличается чем-либо |
|
служит раскрытию темы |
|
строится на … контрастах, на … тонах |
|
покоряет многообразием красок |
|
выдержан в … тонах |
|
воссоздает … атмосферу |
3. - А сейчас, ребята, определим порядок работы над сочинением.
- Подумайте, какова будет главная мысль вашей работы?
- Что вы будете описывать и в какой последовательности? Напишите самостоятельно главные детали композиции.
- Проверяем. (Дорога, лошадь, дом, деревья, небо, снег). У кого иначе?
(Учитель записывает на доске.)
- Все эти слова опорные, это объекты для описания, то, что дано самой картиной. А что мы можем сказать нового об этом данном? Подберите яркие слова и образные выражения. Помните: в описании главную роль играют эпитеты, определения. И не забывайте по ходу работы записывать в тетрадь самые удачные и выразительные слова. Итак, какой изобразил художник дорогу?
- Подберите слова, наиболее точно характеризующие лошадь.
- С помощью каких определений можно описать дом?
- Какими изобразил художник деревья (сосны, тополя)?
- А весеннее небо – каков его цвет?
- А снег – какой он: на солнце и в тени?
- Мы описали главные детали пейзажа, это и будет основной частью сочинения. Озаглавим ее – описание картины. Помните, что в основной части необходимо отметить и изобразительно-выразительные средства, которыми пользуется художник. Поэтому необходимы еще пункты плана – колорит пейзажа, особенности композиции, значение цвета.
(Учитель записывает план на доске одновременно с учениками.)
- Но начать свое сочинение с основной части нельзя. Как понимаете, нужно вступление. Чему посвящается вступительная часть сочинения – описания картины? Подумайте, как можно озаглавить вступление? (Общее впечатление от картины).
- О чем будет ваше заключение? (Выразим настроение, которое вызвала картина; напишем о своем отношении к произведению живописи; выделим, что понравилось в картине).
- Озаглавим III пункт плана. (Какие мысли и чувства вызывает картина?).
- Итак, мы выстроили план-схему. Работая над сочинением, вы можете следовать этому плану, а можете отступить от него.
Запись на доске:
План – схема
I. Общее впечатление от картины.
II. Основная часть
1. Описание картины: дорога, лошадь, дом, деревья, небо, снег.
2. Колорит пейзажа.
3. Особенности композиции картины.
4. Значение цвета в пейзаже художника.
III. Какие мысли и чувства вызывает эта картина?
4. Работа с искусствоведческим текстом.
- В каждом уголке природы И.И. Левитан умел найти что-то очаровательное и изумительное. Он говорил своим ученикам, что мало написать землю, небо, дерево – надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет их в одно целое. Поэтому картины Левитана трудно описывать словами.
- Казалось, назовешь все, что изображено на холсте, но как найти слова, чтобы сказать о главном, о том, что не написано: о мыслях, чувствах, которые вызывает пейзаж. Этому надо учиться у профессионалов, у тех, кто владеет этим умением мастерски. Поэтому вашему вниманию предлагается описание этой картины искусствоведом О.Н. Петровой.
(Текст у учащихся на партах, учащийся читает его вслух.)
ТЕКСТ
Общепризнанным шедевром И.И. Левитана считается картина «Март». Художнику посчастливилось уловить неуловимое – подстеречь самые первые мгновения весны. В лесу ещё лежат сугробы, деревья голы. Но уже солнышко пригревает, снег блестит в его лучах, тени наливаются синевой. Подчеркнуто прост скромный уголок природы, который мы видим на картине.
Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту. Ярко освещенные стена и крыльцо дома видны справа. Широкая полоса оттаявшей дороги ведет к усадьбе и как бы вовлекает зрителя в глубь картины. В центре полотна теплым коричневым пятном выделяется мирно дремлющая мохнатая лошадка. К ней сбегаются все линии композиции: пригорок слева, березы сзади, дорога, крыльцо…
Перед входом в дом – небольшая группа молодых тополей. Их верхушки тонким узором выделяются на фоне сияющего ярко-синего неба.
В глубине картины – залитая солнцем снежная поляна. Через неё тянется чей-то след, ведущий в сосновый лес на заднем плане. Слева – золотистые стволы осин. От деревьев на снег ложатся холодные сине-лиловые тени.
Вглядитесь внимательнее в эту картину. Какое многообразие цветовых оттенков имеет снег! Он голубоватый и искристый около деревьев, побуревший, коричневый – у дороги, сероватый – в тени дома.
И.И. Левитан, любивший мягкие, приглушенные цветовые гаммы, здесь прибегает к интенсивным ярким цветам. Звучный колорит пейзажа построен на контрасте. Теплые рыжевато-золотистые тона сочетаются с холодными серо-голубыми, это создает ощущение радости, дарит зрителю заряд бодрости и энергии. Холодный и теплый цвета рядом. Солнечный свет спорит с небесной лазурью – и становится ощутимее свежесть весеннего воздуха и яркость мартовского солнца.
Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем чувство восхищения красотой родной земли. (О.Н. Петрова)
- Что является темой этого текста?
- А основная мысль текста какова? (Восхищение мастерством художника, сумевшего показать красоту родной природы).
- Вы обратили внимание на использование автором изобразительно-выразительных средств. Найдем их. (Уловить неуловимое, тени наливаются синевой, скромный уголок природы…).
- Признаком какого стиля речи является образная лексика? (Художественного).
- Вместе с тем в тексте присутствуют элементы научного стиля. Об этом свидетельствует искусствоведческая, научная лексика. Выделите ее. (Колорит, линии композиции, задний план, цветовые гаммы, контраст, фон…).
- Понятно ли вам значение этих слов?
- Слова и предложения, которыми воспользовалась О.Н. Петрова, просты и понятны всем. Автор популярно, доступно рассказывает о картине, вместе с тем использует искусствоведческие термины. Поэтому стиль этого текста можно определить как научно-популярный (который является разновидностью научного) с элементами художественного. Ребята, подумайте, какой тип речи преобладает в данном искусствоведческом тексте? (Описание).
- Во многих текстах ярко проявляется авторская позиция к рассматриваемой теме. Обратите внимание, как О.Н. Петрова показывает свое отношение к художнику и его картине. В каких словах это выражается? (Шедевр, художнику посчастливилось, на редкость гармонично, создает ощущение радости…)
- Посмотрите еще раз на текст и определите, из каких частей он состоит? Какова его композиция?
- О чем говорится во вступлении? (Заявлена тема текста, дается общее представление о картине).
- В каком предложении дается общее представление о картине?
- А затем это общее представление конкретизируется. Как?
- Далее идет основная часть текста, задача которой раскрыть содержание картины, основную мысль и определить, какими изобразительными средствами живописи пользовался художник. Обратите внимание на то, что эта часть делится на абзацы. Чем обусловлено их выделение?
- А связаны между собой абзацы? Если связаны, то как?
- Выделите в тексте слова с пространственным значением (обстоятельства места), которые также служат средством связи частей описания.
- Сделайте запись в тетради.
- Как описывает автор дорогу, небо, снег, деревья, лошадь? Какие слова он употребляет?
- Дополните опорные слова новыми, из текста. Как видите, автор нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка. Обратите внимание на умелое использование автором изобразительных эпитетов: ярко освещенные стена и крыльцо дома, сияющее ярко-синее небо, залитая солнцем поляна, золотистые стволы осин… Выбор их не случаен: с помощью них искусствовед создает праздничное, весеннее настроение.
Кроме того, автор использует и некоторые приемы синтаксиса, придающие яркость и выразительность описанию картины. Во-первых, это ряды однородных членов предложения. Выделим их.
- Во-вторых, автор текста использует прием антитезы-противопоставления: мягкие, приглушенные цветовые гаммы – интенсивные яркие цвета…
- Какое заключение делает искусствовед? Найдите и прочитайте его.
5. Словарно-стилистическая работа.
- Наиболее сложным для вас, я это предвижу, является уместное введение в сочинение таких искусствоведческих терминов, как композиция и колорит. Найдите в основной части текста предложения, в которых они используются. Прочитайте.
- А теперь давайте поучимся тому, как еще можно оформить мысли с использованием этих терминов. Пользуясь определениями, представленными в таблице №1, 2, 3, наполните данные модели предложений конкретным содержанием, соответствующим теме картины «Март».
(Например: Композиция картины И.И. Левитана «Март» на редкость проста и продумана).
Ш. Подведение итогов.
- На этом завершаем наше занятие. Поделимся впечатлениями. Зачем нам нужен был этот урок?
- А теперь попытайтесь точно и выразительно описать картину и те чувства, которые вызывает этот пейзаж. Ребята, с первого раза не всегда удается выразить то, что думаешь и чувствуешь. Поэтому не поленитесь поработать на черновике, от этого ваше сочинение только выиграет.
Приступайте к работе.