Обучение сочинению по картине с использованием искусствоведческого текста

Разделы: Русский язык


Цели урока: подготовить учащихся к сочинению по картине; формировать умение анализировать искусствоведческий текст.

Оборудование: «Портрет И.И. Левитана» (репродукция картины В. Серова), репродукции картин И.И. Левитана «Владимирка», «У омута», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон», «Март». Фрагмент из музыкального альбома «Времена года» П.И. Чайковского – «Март. Песня жаворонка».

Ход урока

I. Организационный омент. Вступительное слово учителя.

(Звучит музыка. П.И. Чайковский. Пьеса «Времена года». – «Март. Песня жаворонка»).

- Еще холодно, повсюду сугробы, но уже все предвещает весну. Ярко светит солнце, привычно белый снег начинает мерцать разными оттенками: от нежно-голубого до темно-синего, в воздухе чувствуется приближение теплых дней. И мы ощущаем лучи ласкового солнца, слышим шелест прозрачных деревьев и пение капели.

Богатством звуков и красок весна привлекала и композиторов, и художников. Посмотрите на этот пейзаж, наполненный светом и радостью.

(Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины И.И. Левитана «Март».)

- Узнали? Ваши впечатления? Поделитесь ими.

- Разве это не совершенное творение. Глядя на него, мы словно впитываем волнующий запах весны… Только настоящий мастер способен создать такое. Знаете ли его имя?

- Верно, имя его – Исаак Ильич Левитан. Его работы всегда вызывают восторг, желание поделиться с кем-то впечатлениями об увиденном. Ребята, а вам всегда удаётся описать словами то, что вы видите?

- Действительно, иногда нам не хватает слов, чтобы выразить совершенство того, что создал художник. Пожалуй, только слово мастера может передать красоту и прелесть левитановских пейзажей. Поэтому сегодня на уроке мы будем учиться находить яркие, точные слова у ученых, искусствоведов – у тех, кто профессионально разбирается в живописи, кто разъясняет тайны картины, делает ее популярной и любимой.

- В связи с этим как бы вы определили цель сегодняшнего урока?

(Цель нашего урока – подготовиться к сочинению-описанию картины И.И. Левитана «Март».)

- Запишем число, тему урока.

II. Объяснение нового материала.

- Как вы думаете, чем отличается описание по картине от описания, например, пейзажа за окном?

- Верно, своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, проникнуться настроением, которое вызывает его работа, а для этого прежде всего надо мысленно представить самого создателя. Поэтому далее – слово о художнике.

1. Слово о художнике (рассказ учащегося)

Долгое время природа России казалась живописцам слишком невзрачной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую прелесть русского пейзажа, первое место по праву принадлежит И.И. Левитану – выдающемуся живописцу конца 19 века.

Взгляните на портрет художника. Умное, благородное лицо, в глазах – чувство собственного достоинства, доверчивость и грусть.

Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Картины И.И. Левитана обычно называют «пейзажем настроения». Чувство тоски, тревоги вызывают его работы «Над вечным покоем», «У омута», «Владимирка». Зато сколько света, воздуха, радости в пейзажах «Золотая осень», «Вечерний звон», «Весна. Большая вода».

В 1895году И.И. Левитан написал картину «Март». Это один из самых поэтичных пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Известно, что картина была написана под Москвой – в имении друзей художника. В несколько сеансов, без какой-либо этюдной подготовки, целиком, с натуры, создал Левитан свой лучезарный «Март»!

2. Анализ картины

- А теперь обратимся к репродукции картины И. Левитана. Как вы думаете, почему она называется «Март»? Какие признаки наступления весны отражены в ней?

Обратите внимание еще на такую деталь картины, мастерски найденную художником, как неприкрытая дверь в дом: радуясь солнечному свету и приходу долгожданной весны, человек уже не заботится о сохранении домашнего тепла. Какими же средствами живописи Левитану удалось передать пробуждение весенней природы?

(Работа с таблицей №1, которая представлена на доске. Запись закрыта, по ходу работы она открывается учителем.)

Таблица №1

Средства художественной выразительности живописи

Цвет

Свет

Композиция

Теплый

Холодный

Интенсивный

Насыщенный

Золотистый

Солнечный

Ослепительный

Утренний

Замкнутая

Выразительная

Ясная

Точная

Преобладает

Создает

Воздействует

Отличается

Озаряет

Выделяет

Радует

Проникает

Продумана

Последовательна

Построена

Проста

- Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня? Подберите глаголы к существительному цвет.

- Ребята, а вы обратили внимание на цветовые контрасты? Синее небо и желтая стена, темные сосны и светлые тополя, белый снег и сине-фиолетовые тени – теплый и холодный цвета рядом. Как вы полагаете, какие цвета преобладают – теплые или холодные?

- Почему все на картине кажется сияющим, праздничным? Подберите слова, которые помогут рассказать о красоте света.

- А теперь обратим внимание на композицию произведения. Как построена картина? (Очередной вопрос, который ставит учащихся в тупик.) Растеряны? Ничего страшного: если бы вы знали ответы на все вопросы, то зачем тогда учиться. Присмотритесь. Что видим на переднем плане картины, заднем, слева, справа? Что является композиционным центром полотна?

- Присмотритесь, композиция пейзажа отчетливо замкнутая. Справа пространство ограничено стеной дома, слева – группой деревьев, в глубине – стеной хвойного леса.

Для верного и точного описания картины вы можете воспользоваться материалом о композиции, представленным в таблице.

- Какое изобразительное средство живописи называют колоритом? Подберите определения, которые уместно использовать для описания колорита картины «Март».

- При работе над сочинением наиболее сложным для вас является введение искусствоведческого термина колорит, поэтому на плакате представлены готовые модели предложений с этим словом.

(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу №2,3)

Таблица №2

КОЛОРИТ

светлый

яркий

скромный

радостный

праздничный

сияющий

тусклый

спокойный

тёплый

Таблица №3

(КАКОЙ-ЛИБО) КОЛОРИТ

поражает богатством … красок

отличается чем-либо

служит раскрытию темы

строится на … контрастах, на … тонах

покоряет многообразием красок

выдержан в … тонах

воссоздает … атмосферу

3. - А сейчас, ребята, определим порядок работы над сочинением.

- Подумайте, какова будет главная мысль вашей работы?

- Что вы будете описывать и в какой последовательности? Напишите самостоятельно главные детали композиции.

- Проверяем. (Дорога, лошадь, дом, деревья, небо, снег). У кого иначе?

(Учитель записывает на доске.)

- Все эти слова опорные, это объекты для описания, то, что дано самой картиной. А что мы можем сказать нового об этом данном? Подберите яркие слова и образные выражения. Помните: в описании главную роль играют эпитеты, определения. И не забывайте по ходу работы записывать в тетрадь самые удачные и выразительные слова. Итак, какой изобразил художник дорогу?

- Подберите слова, наиболее точно характеризующие лошадь.

- С помощью каких определений можно описать дом?

- Какими изобразил художник деревья (сосны, тополя)?

- А весеннее небо – каков его цвет?

- А снег – какой он: на солнце и в тени?

- Мы описали главные детали пейзажа, это и будет основной частью сочинения. Озаглавим ее – описание картины. Помните, что в основной части необходимо отметить и изобразительно-выразительные средства, которыми пользуется художник. Поэтому необходимы еще пункты плана – колорит пейзажа, особенности композиции, значение цвета.

(Учитель записывает план на доске одновременно с учениками.)

- Но начать свое сочинение с основной части нельзя. Как понимаете, нужно вступление. Чему посвящается вступительная часть сочинения – описания картины? Подумайте, как можно озаглавить вступление? (Общее впечатление от картины).

- О чем будет ваше заключение? (Выразим настроение, которое вызвала картина; напишем о своем отношении к произведению живописи; выделим, что понравилось в картине).

- Озаглавим III пункт плана. (Какие мысли и чувства вызывает картина?).

- Итак, мы выстроили план-схему. Работая над сочинением, вы можете следовать этому плану, а можете отступить от него.

Запись на доске:

План – схема

I. Общее впечатление от картины.

II. Основная часть

1. Описание картины: дорога, лошадь, дом, деревья, небо, снег.

2. Колорит пейзажа.

3. Особенности композиции картины.

4. Значение цвета в пейзаже художника.

III. Какие мысли и чувства вызывает эта картина?

4. Работа с искусствоведческим текстом.

- В каждом уголке природы И.И. Левитан умел найти что-то очаровательное и изумительное. Он говорил своим ученикам, что мало написать землю, небо, дерево – надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет их в одно целое. Поэтому картины Левитана трудно описывать словами.

- Казалось, назовешь все, что изображено на холсте, но как найти слова, чтобы сказать о главном, о том, что не написано: о мыслях, чувствах, которые вызывает пейзаж. Этому надо учиться у профессионалов, у тех, кто владеет этим умением мастерски. Поэтому вашему вниманию предлагается описание этой картины искусствоведом О.Н. Петровой.

(Текст у учащихся на партах, учащийся читает его вслух.)

ТЕКСТ

Общепризнанным шедевром И.И. Левитана считается картина «Март». Художнику посчастливилось уловить неуловимое – подстеречь самые первые мгновения весны. В лесу ещё лежат сугробы, деревья голы. Но уже солнышко пригревает, снег блестит в его лучах, тени наливаются синевой. Подчеркнуто прост скромный уголок природы, который мы видим на картине.

Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту. Ярко освещенные стена и крыльцо дома видны справа. Широкая полоса оттаявшей дороги ведет к усадьбе и как бы вовлекает зрителя в глубь картины. В центре полотна теплым коричневым пятном выделяется мирно дремлющая мохнатая лошадка. К ней сбегаются все линии композиции: пригорок слева, березы сзади, дорога, крыльцо…

Перед входом в дом – небольшая группа молодых тополей. Их верхушки тонким узором выделяются на фоне сияющего ярко-синего неба.

В глубине картины – залитая солнцем снежная поляна. Через неё тянется чей-то след, ведущий в сосновый лес на заднем плане. Слева – золотистые стволы осин. От деревьев на снег ложатся холодные сине-лиловые тени.

Вглядитесь внимательнее в эту картину. Какое многообразие цветовых оттенков имеет снег! Он голубоватый и искристый около деревьев, побуревший, коричневый – у дороги, сероватый – в тени дома.

И.И. Левитан, любивший мягкие, приглушенные цветовые гаммы, здесь прибегает к интенсивным ярким цветам. Звучный колорит пейзажа построен на контрасте. Теплые рыжевато-золотистые тона сочетаются с холодными серо-голубыми, это создает ощущение радости, дарит зрителю заряд бодрости и энергии. Холодный и теплый цвета рядом. Солнечный свет спорит с небесной лазурью – и становится ощутимее свежесть весеннего воздуха и яркость мартовского солнца.

Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем чувство восхищения красотой родной земли. (О.Н. Петрова)

- Что является темой этого текста?

- А основная мысль текста какова? (Восхищение мастерством художника, сумевшего показать красоту родной природы).

- Вы обратили внимание на использование автором изобразительно-выразительных средств. Найдем их. (Уловить неуловимое, тени наливаются синевой, скромный уголок природы…).

- Признаком какого стиля речи является образная лексика? (Художественного).

- Вместе с тем в тексте присутствуют элементы научного стиля. Об этом свидетельствует искусствоведческая, научная лексика. Выделите ее. (Колорит, линии композиции, задний план, цветовые гаммы, контраст, фон…).

- Понятно ли вам значение этих слов?

- Слова и предложения, которыми воспользовалась О.Н. Петрова, просты и понятны всем. Автор популярно, доступно рассказывает о картине, вместе с тем использует искусствоведческие термины. Поэтому стиль этого текста можно определить как научно-популярный (который является разновидностью научного) с элементами художественного. Ребята, подумайте, какой тип речи преобладает в данном искусствоведческом тексте? (Описание).

- Во многих текстах ярко проявляется авторская позиция к рассматриваемой теме. Обратите внимание, как О.Н. Петрова показывает свое отношение к художнику и его картине. В каких словах это выражается? (Шедевр, художнику посчастливилось, на редкость гармонично, создает ощущение радости…)

- Посмотрите еще раз на текст и определите, из каких частей он состоит? Какова его композиция?

- О чем говорится во вступлении? (Заявлена тема текста, дается общее представление о картине).

- В каком предложении дается общее представление о картине?

- А затем это общее представление конкретизируется. Как?

- Далее идет основная часть текста, задача которой раскрыть содержание картины, основную мысль и определить, какими изобразительными средствами живописи пользовался художник. Обратите внимание на то, что эта часть делится на абзацы. Чем обусловлено их выделение?

- А связаны между собой абзацы? Если связаны, то как?

- Выделите в тексте слова с пространственным значением (обстоятельства места), которые также служат средством связи частей описания.

- Сделайте запись в тетради.

- Как описывает автор дорогу, небо, снег, деревья, лошадь? Какие слова он употребляет?

- Дополните опорные слова новыми, из текста. Как видите, автор нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка. Обратите внимание на умелое использование автором изобразительных эпитетов: ярко освещенные стена и крыльцо дома, сияющее ярко-синее небо, залитая солнцем поляна, золотистые стволы осин… Выбор их не случаен: с помощью них искусствовед создает праздничное, весеннее настроение.

Кроме того, автор использует и некоторые приемы синтаксиса, придающие яркость и выразительность описанию картины. Во-первых, это ряды однородных членов предложения. Выделим их.

- Во-вторых, автор текста использует прием антитезы-противопоставления: мягкие, приглушенные цветовые гаммы – интенсивные яркие цвета…

- Какое заключение делает искусствовед? Найдите и прочитайте его.

5. Словарно-стилистическая работа.

- Наиболее сложным для вас, я это предвижу, является уместное введение в сочинение таких искусствоведческих терминов, как композиция и колорит. Найдите в основной части текста предложения, в которых они используются. Прочитайте.

- А теперь давайте поучимся тому, как еще можно оформить мысли с использованием этих терминов. Пользуясь определениями, представленными в таблице №1, 2, 3, наполните данные модели предложений конкретным содержанием, соответствующим теме картины «Март».

(Например: Композиция картины И.И. Левитана «Март» на редкость проста и продумана).

Ш. Подведение итогов.

- На этом завершаем наше занятие. Поделимся впечатлениями. Зачем нам нужен был этот урок?

- А теперь попытайтесь точно и выразительно описать картину и те чувства, которые вызывает этот пейзаж. Ребята, с первого раза не всегда удается выразить то, что думаешь и чувствуешь. Поэтому не поленитесь поработать на черновике, от этого ваше сочинение только выиграет.

Приступайте к работе.