Обучение сочинению-рассуждению по типу задания "С" при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе

Разделы: Русский язык


Предмет: русский язык.

Класс: одиннадцатый.

Цели:

  • закреплять навыки вычленения основной проблемы текста;
  • развивать умения комментировать проблему, определять авторскую позицию;
  • учить приемам аргументации собственного мнения.

Оборудование:

  • текст, предложенный для сочинения на репетиционном экзамене;
  • фрагменты сочинений учащихся на репетиционном экзамене ЕГЭ по русскому языку.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

На ЕГЭ по русскому языку в части «С» вам нужно написать сочинение по данному тексту. Вы уже писали сочинение на репетиционном экзамене. Сегодня мы вспомним основные требования к написанию сочинения и проанализируем фрагменты ваших работ.

2. Фронтальная беседа

  • Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Этапы выполнения задания
  1. Выявить, сформулировать и прокомментировать основную проблему предложенного текста.
  2. Сформулировать позицию автора по отношению к этой проблеме.
  3. Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
  4. Аргументировать собственную позицию.
  • Проблема текста
  1. Всегда ли в тексте одна проблема? Что вы будете делать, если проблем несколько?
  2. О чем еще нужно помнить, когда вы определяете проблему текста? Какие речевые обороты можно использовать при формулировке проблемы?
  • Комментарий к проблеме
  1. Что значит – прокомментировать проблему?
  • Позиция автора
  1. Как определить позицию автора?
  2. Какие из заданий теста могут помочь вам?
  • Выражение собственного мнения. Аргументация.
  1. Какими могут быть ваши аргументы?
  2. Какие из них более «сильные»?

3. Анализ фрагментов сочинений уч-ся по тексту

(Приложение 1)

  • Чтение текста

(1) Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту ее сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «Я». (3) Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь свое действительно своим, – идеал образованного человека. (5) Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук. (6) Имея свои убеждения, мы становимся в определенное отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.
(8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от нее духовного удовлетворения. (9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их сознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10) В этом случае «плоды учения» еще более очевидны. (11) Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12) Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14) Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.
(15) Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:
(16) Грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана!
(17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18) Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится все лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19) Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.
(по А.Ф. Лосеву)

  • Определите основные проблемы текста, попробуйте сформулировать их в виде вопросов (учитель зачитывает, как были сформулированы проблемы уч-ся)
Проблема Проблема в виде вопроса Формулировка проблемы
1. Проблема образования Нужно ли человеку получать образование? Каким должен быть «плод учения»?
2. Проблема своевременного получения образования Насколько важно для человека получить образование в молодости? Проблема не определена учащимися
3. Проблема духовного совершенствования человека Как образование связано с духовным развитием человека? Что приносит образование людям?
Какова польза изучения различных наук для человека?
Образование и духовное развитие человека
Проблема формирования полноценной личности
  • Прочитайте комментарии учащихся к проблемам. (Приложение 2)
    Скажите, какой из проблем они соответствуют? Во всех ли случаях это можно определить? Какие из комментариев лучше употребить в качестве аргументов?
  1. Проблема очень актуальна в современном обществе. Порой мы забываем о том, кого можно назвать личностью.
  2. Большинство людей в погоне за славой и деньгами забывают о своем «я». Каждый человек должен формировать в себе личность. Тогда он обретет полное душевное удовлетворение.
  3. Изучая науки, мы по-другому начинаем относиться к окружающим нас людям, к обществу, к государству.
  4. В современном мире престижно иметь высшее образование. Молодые, квалифицированные специалисты востребованы на рынке труда.
  • Определите позицию автора по каждой из проблем.
Проблема Позиция автора
1. Проблема образования Выгода от образования осознается постепенно, по мере вступления человека в самостоятельную, взрослую жизнь
2. Проблема своевременного получения образования Чем раньше осознана ценность образования, тем раньше к человеку придет успех в жизни; если человек опоздал получить образование в молодости, то часто он старается восполнить пробелы уже в зрелом возрасте
3. Проблема духовного совершенствования человека Духовное совершенство человека, формирование его личности напрямую связано с уровнем его образованности
  • Познакомьтесь с тем, как определили позицию автора ребята.
    Какие замечания вы могли бы сделать авторам сочинений?
  1. Невозможно стать личностью и обеспечить себе безбедное будущее без образования.
  2. Главная и первостепенная цель изучения наук – это формирование полноценной личности. Автор утверждает, что только «путем долгого и упорного изучения наук» возможно становление человека.
  3. Автор в тексте выступает за то, что образование и изучение наук необходимо обществу, но свой выбор, к сожалению, многие делают неосознанно, с целью получения материальной выгоды. Конечно, люди, получившие хорошее образование, являются личностями, но далеко не каждый обогащает этим свой духовный мир.
  4. Автор показывает нам людей, которые достигли известного положения в обществе. Тех, кто обеспечил себе безбедное существование. Для таких людей плод окажется «сладким» и станет реальной действительностью.
  • Познакомьтесь с аргументами и примерами, которые привели ребята, доказывая свою позицию. (Приложение 2)
    Какие из них показались вам более «сильными»? Почему?
  1. Для доказательства приведу в пример народную мудрость: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Тем, кому дано образование, в жизни открыты все пути. Те, кто лишен образования, не могут считать себя полноправными членами современного общества.
  2. Много раз была свидетелем того, как сложно необразованному человеку в обществе образованных людей. Часто человек чувствует себя «белой вороной».
  3. «Век живи – век учись», – гласит русская пословица. Это говорит о том, что еще наши предки задумывались над этими вопросами.
  4. Например, герой произведения А.Т. Твардовского Василий Теркин – простой солдат, не имеющий образования. Он вел себя очень мужественно. Он не боялся смерти и был готов отдать жизнь за Родину. Я считаю, что его можно назвать личностью, несмотря на то, что он не был образованным.
  5. Тот, кто постоянно совершенствуется в знаниях, остается в истории как пример для подражания. Таким был М.В. Ломоносов.
  • Чтение выводов учащихся. (Приложение 2)
    Какие из них вам больше понравились? Почему?
  1. Автор призывает своего читателя не жалеть времени на получение знаний, так как это – главная составляющая нашего развития.
  2. Мне кажется, что данная проблема требует особого внимания. Ведь от того, какие люди находятся в обществе, зависит и само состояние общества.
  3. В любом случае, образование нужно получать, так как мы не знаем, что ожидает нас завтра. Учение – главная задача каждого. Человек способен познавать окружающий его мир и создавать свое будущее.
  4. Не следует забывать о своем духовном развитии, о формировании личности и, самое главное, о развитии своего «я».

4. Анализ сочинения уч-ся и его оценка по критериям таблицы.

(Приложение 3)

В данном тексте автор обращается к актуальной в современном обществе проблеме – проблеме образования. В современном мире престижно иметь высшее образование. Молодые, квалифицированные специалисты востребованы на рынке труда. Но, для того чтобы иметь возможность получить образование, нужно много работать. Автор сравнивает труд ученика с трудом крестьянина на земле: «Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина».
А.Ф. Лосев убежден в том, что невозможно стать личностью и обеспечить себе безбедное будущее без образования. Позволю себе с ним не согласиться. Я считаю, что личностью можно стать и без обучения в школе и университете. В пример можно привести произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Главный герой, не имея никакого образования, не был прожигателем жизни, он, наоборот, обладал лучшими человеческими качествами, он был личностью.
Нередко в нашей жизни бывает и такое, что человек, получив высшее образование, не может найти ему применения, не находит себе места в обществе и часто становится прожигателем жизни.
Я считаю, что наличие образования не может быть показателем успешности и интеллигентности человека. Но, в любом случае, образование нужно получать, так как мы не знаем, что ожидает нас завтра.

5. Заключительное слово учителя.

Хочется надеяться, что сегодняшнее занятие принесло вам пользу и поможет в вашей подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Домашнее задание.

Объяснить написание слов и расставить пропущенные знаки препинания в предложениях (материалы репетиционного экзамена).