Обучение сочинению на лингвистическую тему (подготовка к ИГА)

Разделы: Русский язык, Презентация к уроку


Цель урока: обучение сочинению на лингвистическую тему.

Задачи урока:

  • научить выделять аргументы и доказательства для ответа на поставленный вопрос;
  • прививать уважение к родному языку.

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, раздаточный материал (Приложение 1), презентация, запись отрывка из к/ф «Двенадцать стульев» (Приложение 2).

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы урока и его цели.

Вступительное слово учителя.

– Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению на лингвистическую тему.

Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык». Следовательно, лингвистика – это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, как и какие происходят изменения в языке.

(1 слайд)

Он всю жизнь прославлял русский язык, видел в нем «великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

– (2 слайд) Прочитайте высказывание М.Е. Салтыкова-Щедрина.

«Куда скрылось живое, образное русское слово?» М.Е. Салтыков-Щедрин

– Какое высказывание кажется вам наиболее актуальным в наше время? Почему?

Ученики: И Ломоносов, и Салтыков-Щедрин высказываются о русском языке, но они с разных позиций смотрят на состояние русского языка. Если Ломоносов видит в русском языке и великолепие, и живость, и крепость, и нежность, то Салтыков-Щедрин обеспокоен тем, что из нашей речи уходит живость и образность. Поэтому высказывание Салтыкова-Щедрина можно рассматривать и как проблемный вопрос.

(3 слайд)

2. Основная часть урока.

Давайте создадим речевую спорную ситуацию.

– Какова наша задача?

Ученики: Убедить Кирилла в том, что нужно развивать свою речь.

Человек должен быть культурным во всех отношениях. Ему необходимо стремиться к овладению духовными богатствами, в том числе и правильному использованию родного языка.

– Что следует понимать под культурой речи?

– Какую речь можно считать культурной?

Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили выбора или мне ндравится. Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие замусоленные фразы! Какая худосочная душевная жизнь сказывается в тех заплесневелых шаблонах, из которых состоит его речь! Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. Этой культуры никакими походами за чистоту языка не добьешься.

– Какие требования предъявляются к хорошей речи?

Ученики: Прежде всего, она должна быть правильной.

– Какие признаки ее характеризуют?

Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного русского литературного языка.

– Какие нормы русского языка вы знаете?

(4 слайд)

Ученики: Орфографические, пунктуационные, синтаксические, словообразовательные, морфологические, грамматические, акцентологические, стилистические.

– Какие нормы вы хорошо знаете?

Ученики: Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) и неправильную (ошибка).

Речевое мастерство – это умение, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли.

Норма – это образец, которому  надо следовать.

Норма – это:

  1. Узаконенное установление, признанный обязательный порядок.
  2. Установленная норма, средняя величина чего-нибудь.

Источниками нормы являются:

  1. культурная традиция, авторитет образованной части общества (социальный фактор);
  2. внутренние свойства языка и тенденции его развития;
  3. признание нормы авторитетными писателями и журналистами;
  4. степень употребительности (количественный фактор).

Ни один из названных источников не может быть признан самостоятельным. Отбор нормы осуществляется с учетом всех источников.

На доске: Овладевайте нормами современного литературного языка!

– Если человек соблюдает нормы произношения, ударения, правила орфографии, расстановки знаков препинания, можно ли сказать, что он владеет хорошей речью?

Ученики: Он должен овладеть всеми средствами языка.

(5 слайд)

Богатство языка.

– Какая речь считается богатой?

Ученики: Богатой считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устной речи умело использует все возможности интонации.

– Как сделать свою речь богатой?

Ученики: Надо овладеть всем богатством языка.

Как художнику трудно писать картину, если в его распоряжении вместо целой палитры есть две-три краски, так любому говорящему или пишущему трудно передать свои мысли и чувства во всей полноте, если его словарный запас мал, а из синтаксических конструкций он употребляет только простые предложения с двумя главными членами.

Богатство речи – фундамент, на котором строятся все остальные ее качества.

(6 слайд)

Информация к размышлению:

  • 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» включает в себя 120 480 слов;
  • в 4-томном «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля собрано около 200 000  слов;
  • «Словарь языка Пушкина» включает 21 290 разных слов с десятками тысяч неодинаковых их значений;
  • словарный запас современного взрослого образованного человека, по данным ученых, составляет 10-12 тысяч слов;
  • словарный состав героини романа И.Ильфа и Е.Петрова «людоедки Эллочки» составлял примерно 30 слов, которых ей вполне хватало.

Отрывок из фильма «Двенадцать стульев». Просмотр. (Приложение 2)

Послушайте, пожалуйста, стихотворный призыв поэта Владимира Лифшица:

Русский язык могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте калечить язык
Эллочкам-людоедкам!

На доске: Пополняйте свой словарный запас!

(5 слайд)

Уместность!

– Какая речь считается уместной?

Ученики: Уместной называется речь, отвечающая целям и задачам общения.

(7 слайд)

Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности. А.С. Пушкин.

Различают уместность:

  • ситуативную
  • стилевую, связанную с манерой изложения и выбором речевых средств.
  • личностно-психологическую, связанную с умением оценить душевное состояние собеседника и его предполагаемое отношение к речи говорящего.

Упражнение:

(Приложение 1) Прочитайте примеры.

1. Представьте себе, что жена обратилась к мужу с такой речью:

– Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых жизненных товаров.

2. Я слышал своими ушами, как некий посетитель ресторана, желая заказать себе свиную котлету, сказал официанту без тени улыбки:

– А теперь заострим вопрос на мясе.

3. В поезде молодая женщина, разговорившись со мною, расхваливала свой дом в подмосковном колхозе:

– Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив!

– В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.

И видно было, что она очень гордится собою за то, что у нее такая “культурная” речь.

4. Молодой человек, проходя мимо сада, увидел у калитки пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился над ней и, к моему изумлению, сказал:

– Ты по какому вопросу плачешь?

(К.И. Чуковский «Живой, как жизнь»)

– Примеры какого рода неуместности здесь приведены?

Ученики: Как бы ни были различны эти люди, их объединяет одно: все они считают правилом хорошего тона возможно чаще вводить в свою речь (даже во время разговора друг с другом) слова и обороты канцелярских бумаг, циркуляров, протоколов, докладов, донесений и рапортов.

На доске: Речь должна отвечать целям и задачам общения!

(5 слайд)

Точность!

За неточностью речи всегда стоит неточность мысли!

– Какая речь является точной?

Ученики: Речь, в которой мысли и чувства говорящего или пишущего переданы ясно и полно.

Причиной неточности может быть:

  • недостаточное знание того, о чем пишет или говорит человек.
  • речевая бедность

(Приложение 1)

«Хлестаков взял авторучку и сел писать другу Тряпичкину». (Незнание быта эпохи)

(8 слайд)

– Как вы думаете, что захочется уточнить сатиру следующим вопросом?

На доске: Выражайте свои мысли ясно и полно!

(5 слайд)

Выразительность речи!

– Какая речь считается выразительной?

Ученики: Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя.

Люди искали средства речевой выразительности с очень давних времен. Классическим в этой области считается труд Аристотеля – «Риторика».

Риторика – это наука об ораторском искусстве, состоящая из пяти частей. Третья часть риторики содержит учение об отборе слов, их сочетаний и о «фигурах», которые делятся на тропы и собственно фигуры.

Называя человека, погрязшего в бессмысленном накопительстве, Плюшкиным, мы используем символ, перешедший из художественного произведения в обыденную речь.

Девушка, которой предложили «руку и сердце», не спросит: «А что мне с ними делать?»  Она знает, что ей в форме всем понятной аллегории предложили вступить в брак.

– Приведите примеры.

На доске: Сделайте свою речь образной и выразительной!

(5 слайд)

Чистота речи!

– Какая речь считается чистой?

Ученики: Чистой считается речь, свободная от слов-паразитов (типа «ну, значит, это…»), жаргонных, диалектных, просторечных слов, а также слов, оскорбляющих нравственность.

(Приложение 1)

Послушайте стихотворение Евгения Весника «Ода русскому языку».

О бедный мой язык родной,
О прелесть русской речи чистой!
Кто не глумится над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взАд, принЯл,
правЫ, сочуЙствовать. подклЮчил».
Ну, ладно б жулик или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!

– Какие проблемы поднимает автор в своем стихотворении?

– Почему важно сохранить чистоту языка?

На доске: Сохраняйте чистоту языка!

Употребление внелитературных слов допустимо, если необходимой выразительности не достичь иными средствами.

3. Вывод:

Вернемся к высказыванию М.Е. Салтыкова-Щедрина.

– Как добиться правильности речи?

На доске и в тетради учеников должны быть записаны следующие тезисы:

  • Овладевайте нормами современного литературного языка!
  • Пополняйте свой словарный запас!
  • Речь должна отвечать целям и задачам общения!
  • Выражайте свои мысли ясно и полно!
  • Сделайте свою речь образной и выразительной!
  • Сохраняйте чистоту языка!

Все перечисленные качества не сделают речь хорошей, если она «не к месту», следовательно, основополагающим качеством речи является ее уместность или коммуникативная целесообразность.

4. Вернемся к речевой ситуации.

Мы должны написать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

– Вспомните, какой тип речи называется рассуждением?

Ученики: Тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой- либо мысли.

– Из каких частей состоит текст-рассуждение?

Ученики: Тезис, доказательство, вывод.

– Что такое тезис?

Ученики: Это высказанная мысль, т.е выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: «Какая мысль обосновывается?»)

– Какой тезис мы возьмем за основу?

Ученики: Надо убедить Кирилла.

– С помощью каких аргументов мы будем это доказывать?

Аргументы и доводы – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания или логического фундамента аргументации и отвечают на вопрос: «С помощью чего ведется обоснование тезиса?»

Аргументов должно быть не менее 2-3. Они должны быть убедительными. Факты и цифры – самые убедительные аргументы.

– Каков же первый аргумент?

– Расширяй свой лексикон!

Примеры.

(5 Слайд)

Овладевай нормами современного литературного языка!

– Почему речь правильная и речь хорошая изображены в виде двух ступеней?

– Можно ли их поменять местами?

– Почему именно вторая ступень внешне напоминает олимпийский пьедестал почета?

– Почему пять колец сцеплены между собой, а шестое расположено отдельно?

Ученики: Логичной может быть и бедная речь.

– Почему кольца «Точность», «Выразительность», «Чистота» опираются на кольца «Богатство» и «Уместность», а не наоборот?

Формируй хорошую речь!

– Удалось ли нам убедить Кирилла в том, что свою речь надо развивать, обогащать, пополнять свой лексикон?

(9 Слайд)

«Язык самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык».

(Д.С. Лихачев)

5. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование отметок за урок.

6. Дом. задание: Написать сочинение-рассуждение «Зачем надо развивать свою речь?»

Использованная литература:

  1. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи – СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора».