Обычный урок русского языка с необычным иллюстративным материалом

Разделы: Русский язык


Почти что триста лет назад
Царь Пётр к Неве привёл солдат.

Е.Ефимовский

Ребята, тема нашего урока “Числительные, обозначающие целые числа”. Мы должны знать об особенностях склонения количественных числительных и уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.

На доске записан эпиграф. Прочитайте. Есть ли в эпиграфе числительные, обозначающие целые числа? Открываем тетрадь, записываем число, тему урока и эпиграф. Напоминаем, как записывается эпиграф.

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографический диктант (карточка у ученика), класс пишет буквенный диктант.

  • Карточка. Выписать из предложений словосочетания с числительными.

1) Санкт-Петербург украшают 69 парков, 170 садов, 740 скверов.

2) Каждый вечер в Северной Венеции зажигается 250 фонарей.

3) В Петербурге, включая пригороды, насчитывается 800 мостов.

(Выписать из предложений словосочетания с числительными и объяснить их правописание.)

? Какой темой объединены эти предложения?

  • Буквенный диктант: целые, дробные, собирательные числительные

1) 101 остров;

2) двое суток;

3) 3,2 метра;

4) 234 бульвара;

5) 2 тысячи человек;

6) в 3,5 раза меньше;

7) шесть наводнений;

8) пятеро спасателей;

9) 1/4 часть города.

3. Синтаксический разбор предложения. (Предложение записано на доске)

После окон(?)чания Лицея А.С.Пушкин п..селился в Санкт-П..тербурге и прож..л в Северной ст..лиц.. п..тнадцать лет.

? Найдите в этом предложении синонимы.

4. Новый материал.

Есть ли в этом предложении числительное? Определите разряд.

Давайте посмотрим, как изменяются числительные, обозначающие целые числа.

Таблица. Склоняем числительное пять. Какие окончания в Р.п., Д.п., П.п.

Склоняем числительное из предложения вместе с вопросом, на которое оно отвечает. Выделяем окончания.

Им. п.

сколько?

пятнадцать

Р.п.

скольких?

пятнадцати

Д.п.

скольким?

пятнадцати

В.п.

сколько?

пятнадцать

Тв.п.

сколькими?

пятнадцатью

Пр.п.

о скольких?

о пятнадцати (один человек у доски)

? Какие окончания в Р.п., Д.п., П.п?

? Какая ещё часть речи имеет такие же формы в Р., Д., Пр.падежах?

Докажите это и просклоняйте, пожалуйста, самостоятельно:

1 ряд

2 ряд

3 ряд

15, площадь

16, дверь

14, колыбель

? Какие окончания в Р., Д., П.п.?

Читаем правило в учебнике.

5. 40, 90, 100.

А все ли числительные склоняются, как существительные 3 скл.?

Поработаем с таблицей в учебнике:

? О каких числительных идёт речь?

? Какие формы имеют эти числительные?

Устно склоняем СОРОК ФОНТАНОВ.

6. Работа с текстом.

Перескажите текст.

Из истории числительных

Слово СОРОК в Древней Руси было именем существительным. Оно означало “рубаха” (сравните совр. “сорочка”), “мешок”. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (т.е. мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок. Это был набор на целую шубу. Таким образом, СОРОК - сначала рубаха, мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное СОРОК. (По Богдановой)

7. Задание на закрепление (на доске).

1)к 18 прибавить 7; 2) из 16 вычесть 11; 3) с 8 сложить 13.

8. Объяснительный диктант.

Одним из старейших петербургских садов является Летний сад. Он лишь на один год моложе города. Летний сад создавался пятнадцать лет на площади чуть меньше двенадцати гектаров. В нём посажено около трёх тысяч деревьев: лип, вязов, дубов. Менее сорока лип сохранилось с Петровских времён, и они старые-престарые.

Сколько им лет? Приблизительно. Напишите ответ.

Пришло время вернуться к нашему эпиграфу.

Какой темой объединены все предложения урока? В связи с чем? (Беседа)

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

11. Если осталось время, можно поиграть (см. дополнительный материал к уроку).

Дополнительный материал к уроку

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Жили они в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

  • Сколько числительных в этом отрывке?
  • Замените одним.

Сват приехал. Царь дал слово
И приданое готово.
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

  • Сколько числительных в этом отрывке?
  • Можно их заменить одним?

Прочитайте предложение:

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно про3 клеёнку.

Прочитайте слова.

С3ж, чи100та, 3тон, по2л, 100рожка, ус3ца, сес3ца, 100летник, с3чь.

Загадки

  1. Танцует крошка, всего одна ножка. (Волчок, юла)
  2. У кого одна нога, да и то без башмака? (Гриб)
  3. На пальце на одном ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
  4. Одна подружка пролезла другой в ушко. (Нитка с иголкой)
  5. Ежегодно к нам приходят в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)

Пословицы:

Кто больше всех знает пословиц, в которых есть числительные?

Название литературных произведений:

Кто больше всех знает произведений, в названиях которых есть числительные?