Почти что триста лет назад
Царь Пётр к Неве привёл солдат.
Е.Ефимовский
Ребята, тема нашего урока “Числительные, обозначающие целые числа”. Мы должны знать об особенностях склонения количественных числительных и уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.
На доске записан эпиграф. Прочитайте. Есть ли в эпиграфе числительные, обозначающие целые числа? Открываем тетрадь, записываем число, тему урока и эпиграф. Напоминаем, как записывается эпиграф.
1. Проверка домашнего задания.
2. Орфографический диктант
(карточка у ученика), класс пишет буквенный диктант.- Карточка. Выписать из предложений словосочетания с числительными.
1) Санкт-Петербург украшают 69 парков, 170 садов, 740 скверов.
2) Каждый вечер в Северной Венеции зажигается 250 фонарей.
3) В Петербурге, включая пригороды, насчитывается 800 мостов.
(Выписать из предложений словосочетания с числительными и объяснить их правописание.)
? Какой темой объединены эти предложения?
- Буквенный диктант: целые, дробные, собирательные числительные
1) 101 остров;
2) двое суток;
3) 3,2 метра;
4) 234 бульвара;
5) 2 тысячи человек;
6) в 3,5 раза меньше;
7) шесть наводнений;
8) пятеро спасателей;
9) 1/4 часть города.
3
. Синтаксический разбор предложения. (Предложение записано на доске)После окон(?)чания Лицея А.С.Пушкин п..селился в Санкт-П..тербурге и прож..л в Северной ст..лиц.. п..тнадцать лет.
? Найдите в этом предложении синонимы.
4
. Новый материал.Есть ли в этом предложении числительное? Определите разряд.
Давайте посмотрим, как изменяются числительные, обозначающие целые числа.
Таблица. Склоняем числительное пять. Какие окончания в Р.п., Д.п., П.п.
Склоняем числительное из предложения вместе с вопросом, на которое оно отвечает. Выделяем окончания.
Им. п. |
сколько? |
пятнадцать |
Р.п. |
скольких? |
пятнадцати |
Д.п. |
скольким? |
пятнадцати |
В.п. |
сколько? |
пятнадцать |
Тв.п. |
сколькими? |
пятнадцатью |
Пр.п. |
о скольких? |
о пятнадцати (один человек у доски) |
? Какие окончания в Р.п., Д.п., П.п?
? Какая ещё часть речи имеет такие же формы в Р., Д., Пр.падежах?
Докажите это и просклоняйте, пожалуйста, самостоятельно:
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
15, площадь |
16, дверь |
14, колыбель |
? Какие окончания в Р., Д., П.п.?
Читаем правило в учебнике.
5. 40, 90, 100.
А все ли числительные склоняются, как существительные 3 скл.?
Поработаем с таблицей в учебнике:
? О каких числительных идёт речь?
? Какие формы имеют эти числительные?
Устно склоняем СОРОК ФОНТАНОВ.
6.
Работа с текстом.Перескажите текст.
Из истории числительных
Слово СОРОК в Древней Руси было именем существительным. Оно означало “рубаха” (сравните совр. “сорочка”), “мешок”. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (т.е. мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок. Это был набор на целую шубу. Таким образом, СОРОК - сначала рубаха, мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное СОРОК. (По Богдановой)
7. Задание на закрепление
(на доске).1)к 18 прибавить 7; 2) из 16 вычесть 11; 3) с 8 сложить 13.
8
. Объяснительный диктант.Одним из старейших петербургских садов является Летний сад. Он лишь на один год моложе города. Летний сад создавался пятнадцать лет на площади чуть меньше двенадцати гектаров. В нём посажено около трёх тысяч деревьев: лип, вязов, дубов. Менее сорока лип сохранилось с Петровских времён, и они старые-престарые.
Сколько им лет? Приблизительно. Напишите ответ.
Пришло время вернуться к нашему эпиграфу.
Какой темой объединены все предложения урока? В связи с чем? (Беседа)
9. Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание.
11.
Если осталось время, можно поиграть (см. дополнительный материал к уроку).Дополнительный материал к уроку
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Жили они в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
- Сколько числительных в этом отрывке?
- Замените одним.
Сват приехал. Царь дал слово
И приданое готово.
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
- Сколько числительных в этом отрывке?
- Можно их заменить одним?
Прочитайте предложение:
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно про3 клеёнку.
Прочитайте слова.
С3ж, чи100та, 3тон, по2л, 100рожка, ус3ца, сес3ца, 100летник, с3чь.
Загадки
- Танцует крошка, всего одна ножка. (Волчок, юла)
- У кого одна нога, да и то без башмака? (Гриб)
- На пальце на одном ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
- Одна подружка пролезла другой в ушко. (Нитка с иголкой)
- Ежегодно к нам приходят в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)
Пословицы:
Кто больше всех знает пословиц, в которых есть числительные?
Название литературных произведений:
Кто больше всех знает произведений, в названиях которых есть числительные?