Русский язык
-
Личностно-ориентированный урок на тему "Имя существительное" 2008
Урок вызван пробудить интерес к русскому языку, развить творческое мышление у ребят. Личностно ориентированный подход на уроке осознанную ориентацию учителя на личность ученика, что является условием его развития.
-
Личность А.В.Суворова в призме психолингвистики 2021
Изучается психическая форма текста, существующая в сознании человека. Значит, подвергнув литературное наследие Суворова психолингвистическому анализу, мы сможем получить некое отражение действительности в сознании генералиссимуса с помощью элементов языка. Столь серьёзная цель требует научного подхода и, конечно, строгого отношения к постановке исследовательских задач, первой и важнейшей из которых является создание корпуса текстов для психолингвистического анализа.
-
Личные местоимения единственного и множительного числа 2011
Учащиеся знакомятся с личными местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Развивается орфографическая зоркость, память, внимание, мышление.
-
"Лишь слову жизнь дана…" 2013
Главное на уроках русского языка и литературы – внимание к слову. Именно этому необходимо научить даже не самых читающих школьников. Как начинается работа хорошего думающего читателя? Попытаться увидеть отличие художественного словоупотребления от «нормального», пытаться понять, что же «зашифровал» автор в слове-образе. Совершить «раскопки» значения слова, тонкости его смысла, особенности его употребления в каждом произведении, у каждого автора, совершенно необходимо, для того, чтобы дети научились понимать художественный текст.
-
Логические пятиминутки как один из приемов развития учебно-логических универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы 2016
В статье рассматривается методический прием «логические пятиминутки» как одно из средств, направленных на развитие учебно-логических универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. На конкретных примерах показывается предметное содержание логических пятиминуток, группы учебно-логических умений, формируемых с помощью данного дидактического средства, а также их включение на различных этапах урока.
-
Логопедическое занятие для младших школьников «Родовые окончания имен существительных» 2020
Занятие направленно на формирование навыка словоизменения, с отработкой родовых окончаний и склонений имен существительных в именительном падеже. Материал предназначен для проведения коррекционно-развивающей или профилактической работы с учащимися 3–4-х классов с ОВЗ, либо с детьми имеющими только предпосылки к нарушению письменной речи в условиях инклюзии общеобразовательной школы.
-
Логопедическое занятие на тему "Дифференциация б–п, д–т" 2016
Занятие проводилось в 4-м классе для детей с ОВЗ (дети с диагнозами: ЗПР церебрально-органического генеза и легкая степень УО). Занятие предполагает достаточно серьезную подготовку со стороны логопеда, т.к. в ходе него используется большое количество дидактического материала. Презентация составлена так, что занятие позволяет не только научить детей дифференцировать парные согласные звуки [Б]–[П], [Д]–[Т], но и провести профилактику по дифференциации оптически сходных букв П–Т и Б–Д.
-
"Любимый край земли родной…" Урок русского языка в 11-м классе 2007
Урок посвящен экспрессивным возможностям русского синтаксиса и проводится после повторения основных сведений о предложении в 11-м классе. На уроке осуществляется реализация текстоориентированного принципа обучения русскому языку, используется технология РКМ, предполагающая формирование и развитие речемыслительных умений учащихся.
-
"Любите живопись, поэты!". Урок развития речи в 8-м классе по картине Ф.С. Рокотова "Портрет А.П. Струйской" и стихотворению Н. Заболоцкого "Портрет" 2009
На уроке раскрывается жанровая и тематическая взаимосвязь произведений разных видов искусства: живописи и поэзии, совершенствуются навыки устного и письменного высказывания на искусствоведческую тему. Обучающая цель урока - подготовить учащихся к сочинению-описанию портрета.
-
"Любители русского языка", сценарий внеклассного мероприятия 2008
"Русский язык" является основным предметом школьной программы и на его изучение отводится большое количество часов, но даже этого не достаточно, чтобы показать учащимся всё многообразие языка и возможности его использования в речи. Внеклассные мероприятия, проводимые по русскому языку, являются дополнением к основным темам программы, прививают любовь к предмету и к родному языку.
-
"Любовь, похожая на сон" (Сценарий вечера-концерта) 2009
Внеклассное мероприятие по литературе, призванное развивать воображение учеников, развивать способность решать сложные творческие задачи, которые ставит любой писатель. На занятии много внимания уделяется связи литературы с другими видами искусства.
-
Магия слова ( Употребление слов в переносном значении) 2009
На уроке представление учащихся о лексическом значении слова расширяется и углубляется за счёт наблюдений за использованием переносного значения слова в художественных текстах. Школьники учатся соотносить языковедческое понятие о переносном значении слова с литературоведческими понятиями "метафора", "эпитет", "олицетворение", видеть выразительные возможности языковых явлений. На конкретных примерах знакомятся с фразеологизмами.
-
"Маленькие находки — оригинальные приемы и методы обучения, открытия на уроках". Тема урока "Работа над ошибками" 2008
Данный урок русского языка проводился с целью выявить уровень сформированности орфографической зоркости и умения выполнять работу над ошибками после письменных контрольных работ. На данном уроке использовала памятку к уроку и карточку "Проверь себя", которые помогают ребятам при работе над ошибками. Дидактический материал к уроку находится в приложении.
-
Малые жанры фольклора как инструмент активизации речи детей раннего возраста 2020
В данной статье рассматривается развитие активной речи детей первого года жизни. Основным инструментом формирования готовности к овладению активной речью предлагается использование малых жанров фольклора через режимные моменты.
-
Малые фольклорные жанры на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ 2021
Детский фольклор – это особый вид устного народного поэтического творчества. Использование материала именно данного вида помогает нам достичь поставленных целей и задач гораздо быстрее и эффективнее, т.к. произведения детского фольклора короткие (поэтому их еще называют произведениями малого фольклорного жанра), что очень нравится детям с ОВЗ, имеющим интеллектуальное недоразвитие, емкие по содержанию, что помогает в умственном развитии, а также позволяет работать над развитием речи, делать ее меткой, выразительной, богатой в моральном и эмоциональном плане. Также, разделяя все произведения по их функциональности, возможно использование игрового материала (пестушки, заклички, считалки, припевки) в устной работе. А, работая над словесным содержанием, использование материала вне зависимости от игрового действия (песни, прибаутки, пословицы и поговорки, скороговорки, небылицы) возможно на любом этапе урока: при изучении, закреплении, контроле и коррекции.
-
Масстер-класс "Словотворчество" 2012
В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. В современных условиях образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их объеме.
-
Мастер-класс "В мире фразеологизмов" (изучение фразеологии на уроках русского языка в 6–8-х классах) 2010
В материале представлена система работы при изучении и повторении раздела "Фразеология" средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся. Названы причины, которые, по мнению учителя, мешают успешному усвоению темы. Предложен опыт работы по организации изучения и повторения темы "Фразеология" в 6–8-х классах. Представлена система упражнений для организации практических занятий во время урока и внеурочной деятельности.
-
Мастер-класс "Великая сила голоса" 2013
На занятии происходит знакомство с голосовыми приемами и их отработка на практике.
-
Мастер-класс "Вкусные продуктивные задания" 2018
На протяжении нескольких последних лет чувствуется, как меняются акценты в цели образования. Сегодня главное – не передача суммы знаний, а обучение действиям и развитие умений. На смену репродуктивным заданиям приходят продуктивные, в данных заданиях вся необходимая для ответа информация находится в тексте. Имеющиеся сведения нужно проанализировать, выделить главное, самостоятельно обобщить и получить новый продукт. Именно эти продуктивные задания и составляют основу развития.
-
Мастер-класс "Движение от простого к сложному" 2010
Демонстрируются отдельные приемы и формы работы, соответствующие конкретному заявленному методу и характерные для малочисленной школы. Представлены фрагменты уроков в 5, 8,11-х классах. Выделены следующие направления педагогической деятельности: развитие творческих способностей, личностно-ориентированное обучение, использование современных технологий и средств ИКТ.
-
Мастер-класс "Делу – время, а потехе – час" 2012
Занятие повторяет, обобщает знания по теме «Антонимы», развивает познавательную активность учащихся интересными заданиями. Использованы различные формы деятельности: практические задания, работа со словарем, наглядные пособия, игра. В задания включаются коррекционные упражнения для развития зрительного внимания, слухового восприятия, логического мышления, речи.
-
Мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе "Обучение сжатию текста" (на материале сказки "Равнодушие" Н.Агафонова)" 2012
На примере сказок волгоградского протоиерея Николая Агафонова у учащихся развиваются духовно-нравственные ценности, прививается любовь к родному краю, формируются навыки и умения сжатия текста.
-
Мастер-класс "Использование цифровых технологий на уроке русского языка и литературы" 2024
Современные образовательные технологии позволяют учителю добиваться высоких результатов обучения. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.
-
Мастер-класс "Как решить проблемы?" 2010
Воспитательная работа в нашем классе предполагает участие родителей во всех творческих делах. Для этого необходимо сделать родителей своими союзниками в деле воспитания, а родительские собрания – яркими, интересными, значимыми. Предлагается мастер-класс, который является своеобразным мостиком для перехода к конструктивному, деловому разговору.
-
Мастер-класс "Ораторское искусство" 2010
Методическая разработка содержит материал, указывающий на значимость овладения специалистом культурой речи с целью профессионального роста. В разработке приводятся примеры из Античности и из опыта работы Дейла Карнеги. В практической части показано как выработать хорошую дикцию, правильное дыхание, интонацию, красивый голос.
-
Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы" 2007
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
-
Мастер-класс "Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише" 2011
Готовясь к ЕГЭ, автор статьи обнаружила некоторые затруднения ребят в выполнении задания типа С. Изучив множество рекомендаций, учитель применил способ написания сочинения, а именно, использовал речевое клише, потому что для детей-татар, общающихся на татарском языке, этот способ легкий и доступный.
-
Мастер-класс "Постановка учебной задачи" 2019
Представлена презентация по теме "Постановка учебной задачи".
-
Мастер-класс "Прекрасное в слове" 2019
Цель: познакомить с технологией мастерских. Задачи: при помощи слова, музыки, деконструкции авторских текстов собрать лексический материал; создать лирические миниатюры на тему «Человек и природа».
-
Мастер-класс "Применение проектной технологии на уроках русского языка". Тема урока "Энциклопедия одного слова" 2009
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме "Лексика".