Цели:
- демонстрация рационального применения отдельных методов обучения через конкретные приемы и формы работы, направленные на достижение обозначенных целей;
- реализация заявленной темы мастер-класса на практике;
- реализация творческого потенциала обучающихся через использование современных технологий в процессе обучения,
- обмен опытом с коллегами школ Таловского муниципального района.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, ПК, выставочный стенд (для заочной экскурсии), костюмы для инсценирования сказки (используются фонды школьного исторического музея «Родники»), сборники стихотворений Ф.И. Тютчева, учебные презентации Microsoft PowerPoint «Преподобный Сергий Радонежский», «Песня – душа народа», «Поэтический мир Тютчева», учебники литературы (5, 8, 11 кл.)
Содержание мастер-класса
Вступительное слово.
– Уважаемые коллеги, для вас мастер-класс на базе МОУ «Октябрьская СОШ» проводит учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Пентюхина Светлана Евгеньевна.
Выражаю убедительную просьбу принимать активное участие в ходе мастер-класса. Мною выбраны отдельные приемы и формы работы, соответствующие конкретному методу и характерные для малочисленной школы. Все, что вы сегодня увидите, объединено одной темой: «Движение от простого к сложному». Таков главный принцип моей педагогической деятельности. Научить всему невозможно, открыть все мировые тайны – нельзя, дать однозначные ответы на все вопросы – неправильно. Моя задача состоит в том, чтобы ученики могли сказать: « Пусть меня там нет, где я хотел бы быть; пусть я не такой, каким хотел бы быть. Но зато я уже не такой, каким был прежде. Я еще не научился достигать конца пути, но уже научился не топтаться на месте». Говоря о сути своей работы, использую простую математическую формулу: взаимопонимание + взаимодействие = сотрудничество. Сегодня эта формула в очередной раз воплотится в реальность и будет представлена фрагментами уроков. В мастер-классе принимают участие ученики 5, 8, 11 классов. Из всех направлений педагогической деятельности выделены следующие: развитие творческих способностей, личностно-ориентированное обучение, использование современных технологий и средств ИКТ в процессе обучения.
Несколько слов о личностно-ориентированном обучении, которое при умелой организации урока дает ожидаемые положительные результаты в малочисленной школе.
Для урока как основной формы организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения характерна триединая задача:
- образовательная (система знаний, умений, навыков),
- воспитательная (формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения),
- развивающая (развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции; познавательные способности – речь, память, внимание, воображение).
Основные компоненты урока:
- организационный,
- целевой,
- мотивационный,
- коммуникативный,
- содержательный,
- технологический (выбор формы, методов и приемов обучения, оптимальных для данного урока, темы, конкретного класса, школы),
- контрольно-оценочный,
- аналитический.
Составлена примерная таблица рационального применения методов обучения, которые сегодня будут реализованы через разные приемы и формы работы на уроке.
Методы обучения | Особенности материала, при котором возможно применение указанного метода | Решаемые задачи |
Метод проекта | Материал дает возможность для самостоятельного самовыражения видения темы, в ходе проектной деятельности создается новый продукт – авторский проект. | Реализация демократичного, открытого стиля общения: ученик + учитель = сотрудничество появляется интерес к деятельности, за счет которого усиливается интерес к предмету. |
Практический метод | Наличие практических заданий, для составления и выполнения которых требуется личностный потенциал обучающихся. | Реализация практических умений и навыков. |
Метод проблемного обучения | Содержание материала имеет средний уровень сложности, ориентирован на создание этических ситуаций. | Развитие самостоятельного мышления, исследовательских умений, толерантности, умения слушать и слышать. |
Метод стимулирования интереса к учению. | Сложность материала соответствует возрастным особенностям детей и предполагает опору на самостоятельность обучающихся в решении учебной задачи. | Реальная оценка собственных возможностей, умение работать в коллективе, стремиться к достижению общего положительного результата. |
Метод самостоятельной творческой работы | Материал способствует активизации и реализации творческих способностей, доступен для полного усвоения. | Развитие самостоятельности в учебной деятельности, реализация индивидуальных творческих способностей – каждый ученик имеет право на самореализацию. |
Фрагмент 1. Психологический настрой.
– В начале уроков литературы уместен эмоциональный, психологический момент, с помощью которого происходит снятие напряжения, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и обучающимися и внутри ученического коллектива, создается психологическая совместимость и сопереживание. Урок литературы в 11 классе, изучаем творчество Александра Александровича Блока. Стихотворение «Незнакомка». Тема домашнего задания: «Мое восприятие стихотворения Блока».
Не все одиннадцатиклассники готовы в откровенному разговору (обычно подобное происходит в силу индивидуальных особенностей), появляется неуверенность: «А вдруг не так, неправильно». Возникает ситуация пассивности. Вера в собственные силы, исключающая сомнения, поможет юношам и девушкам сделать шаг к успешному самовыражению.
(В кабинет приглашаются ученики 11 класса)
– Тема домашнего задания была сформулирована нейтрально: «Мое восприятие стихотворения «Незнакомка» А.А. ока». Какова ваша личная корректировка темы? (Некоторые ученики высказывают сомнения по поводу своего видения лирического произведения.)
– Сомнение?! Оно вызвало у вас неуверенность? Послушайте: давным-давно юноша, увидевший однажды на небе яркую луну, был поражен ее неповторимой красотой. Лунное сияние приводило его в невысказанный восторг. Юноша влюбился в луну и захотел быть ближе к ней. Тогда он взобрался на самую высокую гору, построил небольшой дом и каждый вечер, сидя на пороге, любовался луной. И вот однажды юноша увидел лунную дорожку, которая пролегала через все небо к порогу его дома. Он смело шагнул на нее и пошел к луне. Дойдя до середины, юноша остановился, посмотрел вниз, засомневался – и упал в глубокую пропасть, разбился.
Сомнения и неуверенность часто лишь мешают нам, а преодолев их, мы можем пройти даже по луной дороге. Смело делаем шаг вперед!
(Ученица предложила восприятие стихотворения «Незнакомка» через цветовую палитру, уместно выбрав синий, желтый, коричневый цвета. Ученик создал очень интересное музыкальное восприятие лирического произведения.)
Комментарии учителя:
- Использованы методы: стимулирование интереса к обучению, самостоятельная творческая работа, исследовательская работа.
- Приемы работы: устное повествование, обратная связь (учитель – обучающийся).
- Методы и приемы были направлены на достижение следующих целей: развитие познавательно активности, стремление к самореализации, расширение личностного кругозора, проявление индивидуальности.
Фрагмент 2. «Здравствуй, сказка! Давай дружить!»
– В кабинет приглашаются самые юные ученики – пятиклассники. Четвертый месяц мы совместными усилиями пытаемся найти сумму двух слагаемых (взаимопонимание и взаимодействие), и уже научились не топтаться на месте.
– Урок литературы, тема «Устное народное творчество. Здравствуй, сказка! Давай дружить!». После индивидуально сообщения на тему «Мои любимые сказки», разгадывания сказочного кроссворда «Загадки Бабы Яги», наступает этап реализации творческих способностей детей.
– Паролем к выполнению следующего задания будет тема нашего урока, давайте скажем ее хором: «Здравствуй, сказка! Давай дружить!»а теперь ответьте на мои вопросы громко-громко: среди вас есть талантливые? А сообразительные? А артистичные? Вскрываем волшебный конверт с заданием: нужно самостоятельно подготовить инсценировку русской народной сказки «Каша из топора». Нужно выбрать режиссера и костюмера, актеров. Вы идете в школьный исторический музей «Родники», и в течение 10-15 минут самостоятельно подбираете костюмы, необходимые реквизиты, репетируете. А мы с нетерпением ждем приглашения в сказочный театр. <Приложение 1>
Комментарии учителя:
- Использованы методы: самостоятельная творческая работа, стимулирование интереса к учению.
- Прием самостоятельного инсценирования сказки.
- Цели: патриотическое воспитание через бережное отношение к произведениям фольклора, соприкосновение с историей родного края; развитие самостоятельности, коллективизма, желания работать на положительный результат.
Фрагмент 3. «Доказательство от противного»
– Востребован в современной школе метод проблемного обучения. В процессе подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ с одиннадцатиклассниками часто проводим следующую работу: доказательство от противного (обратного). Достигаемые цели: развитие логики рассуждения, приводящей к определенному выводу (подобное умение необходимо для написания части С), высказывание собственной позиции по отношению к заявленной проблеме, подбор и формулирование аргументов. Используются афоризмы, мудрые мысли, высказывания выдающихся людей. Подбор материала ведется параллельно – ученик и учитель. Предлагаю всем присутствующим принять участие в доказательстве от противного. Поразмышляем над афоризмами.
- Не старайтесь познать самого себя, а то вам противно станет.
- Искренних друзей мало, да и спрос на них невелик.
Фрагмент 4. «Песня – душа народа»
– Метод проекта вызывает особый интерес и у педагогов, и у обучающихся. Цель его такова: способствовать повышению личной уверенности учеников, самореализации (достигается через переживание «ситуации успеха», ребенок чувствует себя значимым, нужным, успешным), развитие исследовательских умений (осуществляется подбор необходимой информации из дополнительной специальной и художественной литературы, фотоматериалов, происходит работа с ресурсами Интернета).
Организация образовательного пространства влияет на разные аспекты и стороны личности, создает условия для появления у детей мотива к самоизменению, личностному росту, что направлено на освоение интеллектуальных средств познания и исследования мира.
Убеждена, что содержание образования должно восприниматься не только как объем информации, запоминаемой детьми, но и как деятельность учеников, их эмоции, чувства, через которые выражается отношение к изучаемому материалу.
Проектно-исследовательская технология в полном объеме в условиях малочисленной школы реализовать нельзя из-за малой наполняемости классов. Поэтому выбраны оптимальные, реально работающие варианты: авторский проект и коллективный проект, представленный малой смешанной группой.
– Вашему вниманию предлагается продукт авторского проекта, используемый на уроке в качестве объяснения нового материала, – учебная презентация Microsoft PowerPoint «Песня – душа народа».
Настолько песня хороша,
Прозрачно-родниковая,
Что хочет хмурая душа,
Чтоб песнь взлетела снова.
Настолько песня хороша,
Добра, смела, сурова,
Что хочет эту песнь душа
Запомнить слово в слово.
Объяснение нового материала происходит в форме сотворчества: учитель-ученик. В презентации имеется не только информация по теме урока, но и задания проблемного характера (сравнение текстов песен), уместно использование звучания русских народных песен в исполнение ансамбля «Золотое кольцо».
Комментарии ученика:
– Для урока литературы мною была создана малообъемная работа преимущественно иллюстративного характера «Песня – душа народа». Однако фольклорный материал исторического музея «Родники», желание выполнить более серьезную работу с использованием компьютерной технологии способствовали созданию представленного проекта. В процессе создания презентации я смог проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник, и как исполнитель. Были важны мои авторские способности, мой художественный мир.<Приложение 2 у автора>
Комментарии учителя:
- Использованы методы: проектный (более конкретно: проектно-исследовательская технология).
- Приемы, формы работы: осуществление обратной связи, работа на основе учебной презентации Microsoft PowerPoint, слушание русских народных песен в записи, сравнительная работа.
- Цели: учебным результатом является опыт проектной деятельности, развитие способности создавать, представлять, защищать собственный продукт, имеющий практическое значение.
Фрагмент 5. «Вижу, чувствую…»
– Урок литературы в 8 классе. Тема «Древнерусская литература. Житие Сергия Радонежского». В системе уроков литературы на изучение житийного жанра отводится 2-3 часа. Чтение текста Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», ответы на вопросы, беседа по картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» дает неплохой результат, но особой личной заинтересованности не наблюдается. Усвоение особенностей житийного жанра, несущего важную информацию о духовных идеалах Древней Руси, не осуществляется на должном уровне познавательной активности. Вот и возник вопрос об эмоциональном воздействии на детей: необходимо создать эмоционально-образную атмосферу, когда учащиеся будут чувствовать себя комфортно в образовательном пространстве, проявят увлеченность, интерес.
Был создан коллективный проект. Его составляющие части: презентация Microsoft PowerPoint «Видео-рассказ о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре», выставочный стенд «Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Взгляд со стороны» для проведения заочной экскурсии.
– Однажды Преподобный Сергий молился о братиях, чтобы Господь помог им в совершении ежедневных подвигов. Был уже поздний вечер. Вдруг он услышал голос: «Сергий!» Преподобный удивился такому необычному в ночное время зову и, сотворив молитву, открыл оконце. Его глазам представилось тогда чудное видение: необыкновенный свет явился с неба, так что вся ночная тьма исчезла. Голос повторился опять: «Сергий! Ты молишься о своих чадах, и Господь принял твою молитву: взгляни, какое множество иноков сошлось во имя Святой Живоначальной Троицы под твое руководство!» Святой взглянул и увидел множество прекрасных птиц, слетевшихся в монастырь. И опять был слышен голос, говорящий: «Так умножится число учеников твоих и после тебя не умалится, если захотят следовать твоим стопам». Так образовался монастырь и посад вокруг его.
Ученица 11 класса:
– Поистине гениальное место мы посетили в городе Сергиев-Посад – Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Сказать, что впечатление от увиденного было изумительным, ничего не сказать. За словами потеряется особое настроение, слова в этом случае становятся лишними. Поэтому предлагаю вашему вниманию видео-рассказ. <Приложение 3 у автора>
Комментарии учителя:
Коллективный проект создан детьми и учителем; все мы были участниками экскурсии по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Этапы работы над проектом:
- определена цель: воздействие на личность восьмиклассников через визуально-образный ряд, музыкальную композицию, словесное общение;
- деятельностная цель: каждый из участников проекта – субъект деятельности, осознавший значимость конечного результата;
- Группа разновозрастная, требующая равноправных, доверительных отношений.
После демонстрации каждого фрагмента урока присутствующие проводят обсуждение увиденного, задают учителю и ученикам вопросы, высказывают свои пожелания.
На завершающем этапе коллеги оценивают важность и необходимость проведения подобных мероприятий.