Цели:
- знакомство с приемами, которые способствуют совершенствованию голосовых возможностей;
- отработка приемов с целью применения на практике.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, памятка «Как работать над голосом», приложение, выставка книг.
Ход мастер-класса.
I. Вступление.
Большую роль в успешном произнесении речи играет голос. Голос человека – явление уникальное. Он своеобразный портрет говорящего. Древний мудрец Аристотель сказал: «Хочешь узнать человека - заговори с ним». По звучанию голоса мы можем судить об эмоциональном состоянии, отношениях собеседников и даже иногда можем угадать их профессию. Для очень многих людей (учителей школы, преподавателей, политических ораторов, лекторов, экскурсоводов, диспетчеров, телефонистов справочной службы) голос – главный «рабочий инструмент». (СЛАЙД 3) Еще античные риторы считали необходимым постоянно совершенствовать свои голосовые возможности. «Все мы должны прежде всего стремиться иметь голос получше и затем оберегать и тот, какой у нас есть»,- говорил великий римский оратор Марк Туллий Цицерон. (СЛАЙД 4)
II. Мастер-класс.
У голоса много качеств, которые делают его красивым, благозвучным. Но больше всего в голосе ритора ценятся устойчивость (способность «не срываться», не менять высоту звука неожиданно для говорящего), гибкость (способность менять незаметно для слушателя по высоте звучания, силе, тембральной окраске), полетность (способность звука лететь вдаль, распространяться на значительное расстояние, выделяться на фоне других звуков).
Такие голоса прекрасно слышны в самой шумной аудитории, они как бы звенят и сверкают, они завораживают и подчиняют себе слушателей. Научить голос «лететь» - задача трудная, но доступная для упорных и терпеливых. (СЛАЙД 5)
1. Позвоночник – опора дыхания. Когда он непроизвольно сгибается, его способность поддерживать тело ритора уменьшается. А это сразу ухудшает дыхание и голос.
ТРЕНИРОВКА ПОЗВОНОЧНИКА - ПЕРВЫЙ ШАГ К СВОБОДНОМУ ГОЛОСУ! (СЛАЙД 6)
А) Упражнение «Примем величественный вид»: сядьте прямо, руки положите свободно на колени; на вдохе (через нос) слегка отведите плечи вперед, затем сделайте ими круговое движение (вверх и назад до соприкосновения лопаток); выдохните, опустив плечи. В величественной (королевской) позе произнесите громко, уверенно: «Я умею пользоваться голосом. С этого дня он мой друг и помощник».
2. Умелое дыхание – второй шаг к свободному голосу! (СЛАЙД 7)
Секрет хорошего речевого дыхания в правильном вдохе и умелом выдохе, который называется порционным.
Вдыхайте носом, а выдыхайте ртом.
Хорошие результаты достигаются только систематическими занятиями. (СЛАЙД 8)
УПРАЖНЕНИЯ.
- А) Упражнения на разогрев дыхательного аппарата." «Подышим».
- Б) «Запуск космического корабля».
- В )«Подъем в лифте двенадцатиэтажного дома».(СЛАЙД 9)
3. Чтобы улучшить звучание голоса и усилить его воздействие на слушателя, нужно работать над темпом речи, над силой и высотой голоса.(СЛАЙД 10)
Как считают исследователи, оптимальное условие легко воспринимаемой речи – это средний темп произнесения (примерно 100-120 слов в минуту). При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе, второстепенная информация может даваться в убыстренном темпе. Иногда важную мысль целесообразно и повторить.
Очень важна для оратора сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. В то же время чрезвычайно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается значительно сниженным.
По высоте голос может быть низким, высоким, средним, это зависит от его природы. Главное, чтобы он был естественным.
Обращая внимание на темп речи, силу и высоту голоса, оратор должен избегать монотонности. Как мы уже говорили, можно сделать определенные смысловые акценты, меняя темп речи. Такого же эффекта может достигнуть оратор, меняя силу голоса и его высоту. Об этом говорил в свое время Марк Туллий Цицерон: «Для обладания голосом ничего нет полезнее частой перемены тона и губительней постоянного неослабленного напряжения… Что приятнее слуху и лучшее для привлекательности произнесения, чем чередование, разнообразие и перемена голоса?»(СЛАЙД 11)
А) Упражнения:
- «Колокола»,
- кричалки ,
- скороговорки. (СЛАЙД 12)
4. Оратор, свободно владеющий своим голосом, т.е. умеющий легко изменять его темп, громкость, высоту, обладающий хорошей дикцией, может выразить голосом различные чувства и переживания. Ученые насчитывают свыше20 интонаций, выражающих различные чувства: угрозы, радости, восхищения, негодования, злобы, удивления, страха, сомнения и т.д. Оратор должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи.
5. Упражнения.
Фу, Фефела в фартуке и вся в фасоли (с удивлением, укоризненно, брезгливо, равнодушно)
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перила.
(От высокого и громкого, от низкого и шепотного до громкой отчаянной просьбы). (СЛАЙД 13)
III. Заключение.
Мы показали Вам несколько приемов, которые позволят Вам научить своих воспитанников выступать публично так, чтобы донести до аудитории cвои мысли, убедить ее в своей правоте, воздействовать на чувства слушателей и побудить их к каким-либо действиям.
РЕЗЮМЕ
- Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову.
- Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа (скорости произнесения звуков), силы голоса (громкий, тихий, средний), его высоты.
- Оратор достигает большего эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, т.е. избегая монотонности.
- Выступающий с речью должен обладать хорошей дикций, т.е. произносить слова четко и ясно.
- Опытный оратор уделяет большое внимание паузам: они позволяют определить смысловые акценты, облегчают дыхание. Естественная для устной речи прерывистость, если она незначительная, позволяет найти нужное слово для выражения мысли и даже активизирует аудиторию.
- Выступающий должен уметь голосом выражать те чувства, переживания, которые соответствуют содержанию речи.
(СЛАЙД 14, 15)
Список литературы
- Ладыженская, Т.А. Школьная риторика,5класс, часть 1 /Т.А.Ладыженская. - М.: Ювента, 2006.-157с.
- Ладыженская, Т.А. Школьная риторика,6класс, часть1 /Т.А.Ладыженская. - М.: Ювента, 2008.-159с.
- Ладыженская, Т.А. Школьная риторика,7класс, часть1/ Т.А.Ладыженская. -М.: Ювента, 2008.-207с.
- Кохтев, Н.Н. Риторика учебное пособие для учащихся 8-11 классов/ Н.Н.Кохтев.- М.: Просвещение, 1994.-239с.
- Ваганова, Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах/ Д.Х.Ваганова.- М.: Цитадель, 2001.-459с.