Русский язык
-
Лингвистические конкурсы для учащихся 5–6-х классов "Игра в слова" 2010
Большой популярностью среди учащихся приобрели различные конкурсы по русскому языку. Они способствуют лучшему усвоению детьми грамматических правил, обогащают их словарный запас, повышают грамотность учащихся. Конкурсы требуют смекалки, сообразительности и потому содействуют ещё и развитию логического мышления школьников.
-
Лингвистические Олимпийские игры 2009
В основе предлагаемого внеклассного мероприятия по русскому языку лежит идея совмещения истории Олимпийского движения и занимательного лингвистического материала. Учащиеся узнают интересные сведения о некоторых спортсменах, составляющих славу Олимпийского движения, получат возможность проявить свои знания по предмету и творческие способности.
-
Лингвистические старты (5-й класс) 2010
В основу мероприятия положен хорошо знакомый всем алгоритм проведения «Веселых стартов». Мероприятие по возможности проводится в спортивном зале или школьном коридоре. Оно не требует особой подготовки, но приносит массу положительных эмоций пятиклассникам – участникам «Лингвистических стартов».
-
Лингвистический анализ отрывка из повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат". Элективное занятие в 10-м классе 2012
Элективный курс «Лингвостилистический анализ текста» рассчитан на 34 часа. Представляет собой путь к синтезу художественного произведения и «ключ» к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. На занятии анализируется отрывок из художественного произведения на всех языковых уровнях. Языковые единицы разъясняют содержательную и символическую части текста.
-
Лингвистический анализ стихотворений М.Цветаевой на уроках литературы (русского языка) 2012
Целью лингвистического анализа является изучение системной организации языкового материала. Анализ стихотворений М. Цветаевой показывает, что она интуитивно и лингвист, и историк языка. Представлен анализ стихотворений «Красною кистью…», «Рябину рубили…».
-
Лингвистический анализ стихотворения в прозе "Эгоист" И.С. Тургенева 2009
На данном уроке используется текст И.С. Тургенева, так как обращение к тургеневскому слову на занятиях, посвященных лингвистическому анализу текста, представляет наибольший интерес. В реальной жизни человек сталкивается с подобными текстами, и умение понимать, интерпретировать такие тексты жизненно важно и необходимо.
-
Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" 2009
Лингвистический анализ основан на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов. Здесь объясняются использованные в художественном тексте языковые факты в их значении и употреблении.
-
Лингвистический анализ текста 2008
К теме Родины, патриотизма мы не раз обращались на уроках. На данном уроке, проанализировав тексты разных авторов, попробуем ответить на вопрос: "Из чего вырастает огромная любовь к Родине?"
-
Лингвистический анализ текста (урок русского языка в 6-м классе) 2008
Урок предполагает повторение некоторых лингвистических понятий, например, прямое и переносное значение слова, тема текста, основная мысль текста и т.д. На уроке рассматриваются также вопросы, связанные с определением роли имени прилагательного и глагола в тексте. На уроке продолжается работа над формированием у шестиклассников умения выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах, работать в группе.
-
Лингвистический анализ текста в 10-м классе (по тексту К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы") 2009
Анализ текста может осуществляться от содержания к форме и, наоборот, от определенных языковых средств к основной идее рассматриваемого текста. Анализ языкового материала исходит из представления о языке как о системе, имеющей различные уровни: лексический, морфологический, синтаксический и др. Выполняя лингвистический анализ текста, делается попытка показать, как разные уровни системы языка "работают" в комплексе над передачей содержания текста, его смысла.
-
Лингвистический анализ текста по материалу рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг" (развивающий курс по русскому языку, 6-й класс) 2009
Урок лингвостилистического анализа текста в рамках развивающего курса имеет своей целью приучить школьников к внимательному прочтению художественного произведения, умению анализировать его языковые и стилистические особенности. Задания подобраны с учетом современных требований по подготовке к ЕГЭ.
-
Лингвистический анализ текста. Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь". 10-й класс 2013
Урок рекомендуется проводить параллельно с уроками литературы, на которых изучается творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, в классе, в котором большинство учащихся отличает высокий уровень мотивации. Цель урока: вызвать у учащихся интерес к изучению особенностей стиля писателя в лингвистическом анализе сказки «Премудрый пискарь» как явления литературной, культурной и социальной жизни России.
-
Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А в ЕГЭ по русскому языку 2012
Представленная разработка и предложенные в ней формы работы по формированию универсальных учебных действий при обучении лингвистическому анализу учебно-научных текстов можно использовать как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков в 10–11-х классах по подготовке к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Конспект содержит описание основных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
-
Лингвистический анализ художественного текста 2009
Этот урок создан как урок развития речи в системе уроков русского языка. Он может быть использован как при изучении темы «Текст. Лексические средства связи в тексте», так и при изучении «Повестей Белкина» на уроках литературы для привлечения внимания учащихся к лексико-семантическим особенностям текста, являющимся ключевыми в реализации смыслового и композиционного единства.
-
Лингвистический вечер для учащихся 6-х классов "Фразеологический калейдоскоп" 2011
Мероприятие проводилось с целью повторить тему "Фразеологизмы", расширить и углубить знания о синонимии и антонимии фразеологизмов. Оно призвано развивать умение использовать фразеологизмы в речи, умение работать с толковыми и фразеологическими словарями. Тем самым, проведя уроки и мероприятия такого плана, мы воспитываем любовь к русскому языку.
-
Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе 2011
Статья отвечает на вопросы: что же такое текст? Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним в школе? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста?
-
Лингвистический КВН в 6-м классе 2012
Внеклассное мероприятие в форме КВН проводится с целью развития интереса к изучению русского языка, проявления творческих способностей учеников, повторения слитного и раздельного написания слов, значения пробела в понимании текста; правописания частицы НЕ в русском языке; уяснения роли знаков препинания в русском языке; правописания разделительных Ъ и Ь.
-
Лингвистический КВН по русскому языку для учащихся 6—7-х классов 2009
Форма лингвистического КВН помогает проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, привлечь к игре учеников разных уровней знаний. Занимательный материал мероприятия способствует формированию языковой и коммуникативной компетенций, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень.
-
Лингвистический КВН по теме "Сложное предложение. Сложное?" 2007
Данный материал представляет собой разработку лингвистического КВНа, который можно провести в качестве обобщающего урока по теме «Сложное предложение». Эта игра сможет опровергнуть мнение о том, что сложное предложение сухо и неинтересно. Она наглядно покажет все стилистические возможности сложного предложения, которое может быть интересным и занимательным по смыслу, нести искромётный юмор, таить экспрессивные возможности, заражать оптимизмом. Связь лингвистического КВНа с художественной литературой будет способствовать формированию языкового вкуса учащихся.
-
Лингвистический КВН, 5-й класс 2008
Сценарий лингвистического КВНа для 5-го класса. Соревнование рассчитано на участие двух команд. Приведен богатый фактический материал для организации конкурсов. Ко всем вопросам даны ответы.
-
Лингвистический КВН. Игра "Умники и умницы" (по творчеству А.С. Пушкина) 2003
Интеллектуальная игра по литературе "Умники и умницы" для учащихся 6-го класса по творчеству А.С. Пушкина. Отборочный тур проводится по теме "Пушкин в Лицее".
-
"Лингвистический кросс". Урок-викторина по русскому языку 2013
Обучение русскому языку осуществляется не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Данные занятия, проводимые в игровой форме, дают возможность детям самостоятельно выявить уровень знаний, полученных на уроках. Такие занятия активизируют детей, развивают их творческие способности.
-
Лингвистический ринг 2012
Цель мероприятия: выявить знания учащихся по различным разделам лингвистики; формировать умение работать в группе; воспитывать любознательность.
-
Лингвистический турнир "Умники и умницы" 2011
Материал является разработкой для проведения лингвистического турнира в 5-м классе. Он может использоваться как для организации внеклассной работы по предмету, так и на уроках. Турнир проводится в два этапа (отборочный и основной); в финал выходят две команды. Задачей мероприятия является формирование умения коллективно выполнять задания в рамках ограниченного времени и условиях соревнования; развитие навыков основных мыслительных операций (классификация, анализ, синтез и т.п.); воспитание любви к родному языку.
-
Лингвистический турнир. 6-й класс 2012
Мероприятие можно провести как внеклассное и во время творческого отчета учителей-филологов. Игровые формы любимы детьми, поэтому учитель должен использовать все методы, активизирующие детей и развивающие любознательность. В 9‒11-х классах ребят ждет сложный экзамен по русскому языку с заданиями по лексике и фразеологии.
-
Лингвистический эксперимент как средство познавательной активности обучающихся при дифференцированном подходе в обучении русскому языку 2014
Лингвистический эксперимент помогает учащимся разобраться во многих трудных фактах языка, служит средством, позволяющим убедиться в правильности трактовки этих фактов.
-
Лингвистическое исследование проблем современного русского языка "Сохраним язык — сохраним Россию!" 2008
Предложенное мною внеклассное занятие ведёт учеников к пониманию того, что русский язык надо беречь от засорения жаргонизмами, от стилистического "снижения", от ненужных иноязычных заимствований - от всего, что ведет к обеднению или омертвению мысли, духовности нации.
-
Лингвистическое краеведение на уроках русского языка 2004
Лингвистическое краеведение является важным средством воспитания интереса и бережного отношения к языковой и речевой культуре родного края, позволяет повысить уровень владения русским языком. Такая форма углубленного изучения русского языка – эффективное средство привития учащимся стремления к «нравственной, духовной» оседлости.
-
Лингво-математический урок "Сравнение в русском языке и математике" 2008
Современный образовательный процесс невозможен без интегрированного подхода к обучению школьников. Взаимовлияние математики и лингвистики создаёт возможности для организации лингво-математических уроков как эффективной формы обучения русскому языку.
-
Лингвокраеведение в сельской школе 2008
Изучение региональной топонимии является одной из интереснейших задач лингвокраеведения. Данные сведения могут быть успешно использованы как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Эти материалы были применены на уроках русского языка при изучении собственных имен существительных и для проведения кружковых занятий по лингвистическому краеведению (кружок топонимики).