Класс: 4 (дети с ОВЗ)
Цель: научить дифференцировать твердые звуки Б–П, Д–Т.
Подготовительная словарная работа: бочка, почка, дочка, точка, порт, борт, том, ласты, патрон, кеды, дача, сдача, ладонь, кедр, бор, лапти, компас, компот, тополь, лопух, пушка.
Материал: индивидуальные зеркала, пряжа, “звуковые” домики ([Б], [П], [Д], [Т]) + по 9 картинок- слов с данным звуком, миски ([Б], [П], [Д], [Т]) + 24 “фасолины” - слова с данными звуками, детали домика + человечки, презентация, бланки тренировочных упражнений на дом.
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность логопеда | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты УУД |
1. Орг.момент. Настрой на работу | Психологический настрой на занятие,
активизация внимания. Создание атмосферы дружелюбия и условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на занятии. |
Подготовка рабочего места. Настрой на работу. | - Добрый день, ребята. Начинается
урок, Найдите кирпичик со своим именем. Кто нашел, поднимите руку. Назовите свое имя и садитесь. |
Личностные: Осознавать смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: Быть способным к волевому усилию. Познавательные: Уметь действовать в соответствии с инструкцией. |
2. Актуализация знаний, целеполагание, формулирование темы и цели занятия | Обеспечить актуализацию имеющихся
знаний. Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки темы и цели занятия. Ставит перед учениками проблему. Подводит в ходе решения данной проблемы к теме урока. Организует работу по сравнительной характеристике звуков. |
Формулируют тему занятия и цель
деятельности на занятии. Выявляют трудности и ищут пути решения поставленной проблемы. Работают по составлению сравнительной характеристики звуков. |
Дом Б, дом П, дом Д, дом Т Вопросы детям: что это за “дома”? Как вы их расположите (П и Т на улицу глухих согласных, Д и Б – на улицу звонких согласных. П напротив Б, Т напротив Д, потому что они парные). Почему они называются парными?Работа с зеркалами. Работа с кинестетическими ощущениями. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков с опорой на тактильные ощущения. И предметные картинки, в названии которых есть один из указанных звуков. Нам нужно “расселить жильцов”. Вопросы детям: Какие ошибки возможны? Как их избежать? О чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? Какова цель нашего занятия? |
Личностные: Уметь адекватно оценить уровень своих знаний и выявить пробелы. Регулятивные: Уметь составлять план действий по решению поставленной задачи; Познавательные: Уметь анализировать и делать умозаключения; Коммуникативные: Уметь вступать в диалог |
3. Построение плана занятия | Настраивает учащихся на предстоящую работу. | Повторяют части дома и считают количество деталей. | Цель урока ассоциирует с домом, а каждое задание с частью дома (крыша, дверь, коробка, окно) и сообщает детям количество деталей. | Познавательные: Уметь ассоциативно мыслить; Уметь анализировать и синтезировать материал; Личностные: Иметь учебную мотивацию; Регулятивные: Уметь составлять план действий по достижению поставленной цели |
4. Работа над темой занятия. Развитие навыка дифференциации звуков П-Б, Т- Д | Организует работу детей,направленную на развитие навыка дифференциации звуков Б-П, Д-Т. | Выполняют задания, предложенные учителем. | 1.- Запись числа в тетрадях. 2. Дифференциация звуков Б - П, Д-Т изолированно: -Звуко- буквенный диктант: Б, Д, Т, Б, П, Д, П, Т, Б, Д, Т, П, Б. - Самопроверка по эталону. - Рефлексия деятельности (вырежи и наклей зеленый круг, если задание не вызвало у тебя затруднений; желтый- если некоторые трудности были; красный- если пока данное задание для тебя кажется трудным). 3. Развитие навыка дифференциации звуков П-б, Т - Д в словах: -На слайде появляются слова (бочка, почка, точка, дочка, порт, борт, том, дом); логопед называет их верно или нарочно делает ошибку. Дети поднимают красную карточку, если допущена ошибка. В некоторых случаях дети объясняют свой выбор. 4 Развитие навыка дифференциации звуков П-б, Т - Д в словах: - Работа в группах. Сортировка “фасолин” со словами с Б-П и Д-Т. Проверка. |
Личностные: Быть способным к рефлексии Регулятивные: Обладать навыками самоконтроля Познавательные: Уметь анализировать; Уметь действовать в соответствии с инструкцией Коммуникативные: Уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками; Уметь вступать в диалог, обосновывая свой выбор |
5. Физкультминутка | Организует смену деятельности учащихся. | Учащиеся играют в развивающую игру “Любовь- морковь” | Каждый учащийся прослушивает четверых говорящих и исключает того, чье слово не рифмуется с остальными, указывая его место расположения (правый верхний угол, левый нижний угол). Группа хлопает, если согласна, или топает, если не согласна с выбором. | Познавательны: Уметь анализировать; Уметь действовать в соответствии с инструкцией |
6. Отработка полученных знаний | Организует работу в парах по отработке навыка дифференциации звуков П-Б, Д-Т в словах. | Выполняют работу в парах. | “Расселяем жильцов” по домикам. Учащиеся крепят слова со звуком “дома” в “окошки”. | Познавательны: Уметь анализировать; Уметь действовать в соответствии с инструкцией Коммуникативные: Уметь обосновать свой выбор |
7. Работа по профилактике оптической дисграфии | Организует работу в парах. | Работают в парах. | Предложены элементы прописных букв
Б, П, Д,Т. Детям предлагается назвать, какие буквы
можно получить из этих элементов. Есть ли у букв
одинаковые элементы? У каких? Чем они отличаются? Выкладываем буквы из шнурков. Задание на дифференциацию букв П-Т, Б-Д. Проверка. |
Познавательные: Уметь анализировать и синтезировать; Уметь сравнивать; Коммуникативные: Уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками; Уметь вступать в диалог |
8. Итог урока. Рефлексия | Обеспечивать возможность осознания учащимися своей деятельности на занятии. | Осознание своей учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свою деятельность. | - Вспоминаем тему и цель занятия
(обращаемся к нашему домику). - Рефлексия деятельности. (Цель - домик. Прикрепи своего человечка в домик, если ты легко справлялся с заданиями и достиг цели урока, рядом с домом- если были трудности, далеко от дома- если тебе пока было трудно и не совсем понятно) - Спасибо, за урок! Домой дети получают тренировочные задания* на дифференциацию б-п, д-т в соответствии с уровнем освоения материала. Дети получают тренировочное задание на дифференциацию букв Б - В, П-Т*. |
Личностные: Быть способным к рефлексии Регулятивные: Осознавать то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень освоения. Коммуникативные: Уметь обосновать свой выбор |