Логопедическое занятие на тему "Дифференциация б–п, д–т"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Класс: 4 (дети с ОВЗ)

Цель: научить дифференцировать твердые звуки Б–П, Д–Т.

Подготовительная словарная работа: бочка, почка, дочка, точка, порт, борт, том, ласты, патрон, кеды, дача, сдача, ладонь, кедр, бор, лапти, компас, компот, тополь, лопух, пушка.

Материал: индивидуальные зеркала, пряжа, “звуковые” домики ([Б], [П], [Д], [Т]) + по 9 картинок- слов с данным звуком, миски ([Б], [П], [Д], [Т]) + 24 “фасолины” - слова с данными звуками, детали домика + человечки, презентация, бланки тренировочных упражнений на дом.

Ход урока

Дидактическая структура урока Деятельность логопеда Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов Планируемые результаты УУД
1. Орг.момент. Настрой на работу Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Создание атмосферы дружелюбия и условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на занятии.

Подготовка рабочего места. Настрой на работу. - Добрый  день, ребята.

Начинается урок,
Он пойдет вам, дети, впрок!
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать!

Найдите кирпичик со своим именем. Кто нашел, поднимите руку. Назовите свое имя и садитесь.

Личностные:

Осознавать смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные:

Быть способным к волевому усилию.

Познавательные:

Уметь действовать в соответствии с инструкцией.

2. Актуализация знаний, целеполагание, формулирование темы и цели занятия Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.
Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки темы и цели занятия.

Ставит перед учениками проблему.

Подводит в ходе решения данной проблемы к теме урока.

Организует работу по сравнительной характеристике звуков.

Формулируют тему занятия и цель деятельности на занятии.

Выявляют трудности и ищут пути решения поставленной проблемы.

Работают по составлению сравнительной характеристики звуков.

Дом Б, дом П, дом Д, дом Т

Вопросы детям: что это за “дома”? Как вы их расположите (П и Т на улицу глухих согласных, Д и Б – на улицу звонких согласных. П напротив Б, Т напротив Д, потому что они парные). Почему они называются парными?Работа с зеркалами. Работа с кинестетическими ощущениями. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков с опорой на тактильные ощущения.

И предметные картинки, в названии которых есть один из указанных звуков. Нам нужно “расселить жильцов”.

Вопросы детям: Какие ошибки возможны? Как их избежать?

О чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Какова цель нашего занятия?

Личностные:

Уметь адекватно оценить уровень своих знаний и выявить пробелы.

Регулятивные:

Уметь составлять план действий по решению поставленной задачи;

Познавательные:

Уметь анализировать и делать умозаключения;

Коммуникативные:

Уметь вступать в диалог

3. Построение плана занятия Настраивает учащихся на предстоящую работу. Повторяют части дома и считают количество деталей. Цель урока ассоциирует с домом, а каждое задание с частью дома (крыша, дверь, коробка, окно) и сообщает детям количество деталей. Познавательные:

Уметь ассоциативно мыслить;

Уметь анализировать и синтезировать материал;

Личностные:

Иметь учебную мотивацию;

Регулятивные:

Уметь составлять план действий по достижению поставленной цели

4. Работа над темой занятия. Развитие навыка дифференциации звуков П-Б, Т- Д Организует работу детей,направленную на развитие навыка дифференциации звуков Б-П, Д-Т. Выполняют задания, предложенные учителем. 1.- Запись числа в тетрадях.

2. Дифференциация звуков Б - П, Д-Т изолированно:

-Звуко- буквенный диктант: Б, Д, Т, Б, П, Д, П, Т, Б, Д, Т, П, Б.

- Самопроверка по эталону.

- Рефлексия деятельности (вырежи и наклей зеленый круг, если задание не вызвало у тебя затруднений; желтый- если некоторые трудности были; красный- если пока данное задание для тебя кажется трудным).

3. Развитие навыка дифференциации звуков П-б, Т - Д в словах:

-На слайде появляются слова (бочка, почка, точка, дочка, порт, борт, том, дом); логопед называет их верно или нарочно делает ошибку. Дети поднимают красную карточку, если допущена ошибка. В некоторых случаях дети объясняют свой выбор.

4 Развитие навыка дифференциации звуков П-б, Т - Д в словах:

- Работа в группах. Сортировка “фасолин” со словами с Б-П и Д-Т. Проверка.

Личностные:

Быть способным к рефлексии

Регулятивные:

Обладать навыками самоконтроля

Познавательные:

Уметь анализировать;

Уметь действовать в соответствии с инструкцией

Коммуникативные:

Уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками;

Уметь вступать в диалог, обосновывая свой выбор

5. Физкультминутка Организует смену деятельности учащихся.  Учащиеся играют в развивающую игру “Любовь- морковь” Каждый учащийся прослушивает четверых говорящих и исключает того, чье слово не рифмуется с остальными, указывая его место расположения (правый верхний угол, левый нижний угол). Группа хлопает, если согласна, или топает, если не согласна с выбором. Познавательны:

Уметь анализировать;

Уметь действовать в соответствии с инструкцией

6. Отработка полученных знаний Организует работу в парах по отработке навыка дифференциации звуков П-Б, Д-Т в словах. Выполняют работу в парах. “Расселяем жильцов” по домикам. Учащиеся крепят слова со звуком “дома” в “окошки”. Познавательны:

Уметь анализировать;

Уметь действовать в соответствии с инструкцией

Коммуникативные:

Уметь обосновать свой выбор

7. Работа по профилактике оптической дисграфии Организует работу в парах. Работают в парах. Предложены элементы прописных букв Б, П, Д,Т. Детям предлагается назвать, какие буквы можно получить из этих элементов. Есть ли у букв одинаковые элементы? У каких? Чем они отличаются?

Выкладываем буквы из шнурков.

Задание на дифференциацию букв П-Т, Б-Д. Проверка.

Познавательные:

Уметь анализировать и синтезировать;

Уметь сравнивать;

Коммуникативные:

Уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками;

Уметь вступать в диалог

8. Итог урока. Рефлексия Обеспечивать возможность осознания  учащимися своей деятельности на занятии. Осознание своей учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свою деятельность. - Вспоминаем тему и цель занятия (обращаемся к нашему домику).

- Рефлексия деятельности.  (Цель - домик. Прикрепи своего человечка в домик, если ты легко справлялся с заданиями и достиг цели урока, рядом с домом- если были трудности, далеко от дома- если тебе пока было трудно и не совсем понятно)

 -  Спасибо, за урок!

Домой дети получают тренировочные задания* на дифференциацию б-п, д-т в соответствии с уровнем освоения материала.

Дети получают тренировочное задание на дифференциацию букв Б - В, П-Т*.

Личностные:

Быть способным к рефлексии

Регулятивные: Осознавать то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень освоения.

Коммуникативные:

Уметь обосновать свой выбор

Тренировочные задания на дифференциацию б-п, д-т: