Цели:
1) Подготовить учащихся к сочинению-описанию
портрета; раскрыть взаимосвязь двух
произведений искусства;
2) Совершенствовать навыки устного и письменного
высказывания на искусствоведческую тему;
3) Воспитывать у учащихся эстетический вкус,
любовь к прекрасному.
Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.
Виды работ: проектная деятельность учащихся, элементы анализа поэтического текста; практическая работа на компьютере, составление плана сочинения.
Оборудование: медиапроектор, альбомы по живописи, работа в программах “Powerpoint”, “Microsoft word”.
Ход урока
- Здравствуйте! Сегодня у нас урок развития речи, и мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию картины.
В живописи мысли и чувства художника могут быть переданы только через
изображение. Далеко не просто разобраться в том, что живописец хотел сказать зрителю своим полотном. Еще сложнее подобрать яркие, эмоциональные слова, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник, передать свои впечатления от картины. Мы с вами сегодня постараемся передать словами то, что художник выразил с помощью красок, обратившись к бессмертному творению художника 18 века Федора Степановича Рокотова, знаменитому портрету А.П. Струйской и стихотворению Н.Заболоцкого “Портрет”.
Прежде всего вспомним, что такое портрет.
Портрет – один из ведущих жанров изобразительного искусства, задачей которого является воссоздание внешнего облика конкретного человека. Важнейшими качествами портрета являются сходство изображения с портретируемым и раскрытие его духовного мира. В портрете воплощается мировоззрение художника, его эстетические убеждения.
В литературе портрет – словесное описание внешности героя, которое помогает раскрыть его характер.
Далее учащиеся демонстрируют слайд-фильм о жанре портрета в живописи, созданный ими при подготовке к уроку.
- Все эти портреты, в том числе и портрет Струйской, находятся в Москве, в Третьяковской галерее. Создателем этого национального художественного музея был Павел Третьяков.
Сообщение о Павле Третьякове.
Павел Михайлович Третьяков – московский купец, финансист и коллекционер – посвятил свою жизнь созданию национальной художественной галереи. Едва начав собирать (первая картина для галереи была заказана в 1856 году В.Шильдеру), сразу же решил, что создаст музей для всей Москвы, для всей России. Он работал на износ, боялся не успеть, не суметь завершить начатое. Павел Михайлович был строг к самому себе: никакой роскоши, ничего лишнего в еде и одежде, ни одной попусту потраченной минуты. Он был беспримерно честен и пунктуален.
- Именно благодаря подвигу этого бескорыстного
человека мы можем и сегодня знакомиться с
шедеврами русской живописи.
- Ребята, а кому-нибудь из вас довелось побывать в
Третьяковской галерее?
-Расцвет русского портретного искусства 18 века
связан с именем талантливого художника,
академика живописи Федора Степановича Рокотова.
Сообщение ученика о художнике Рокотове.
Федор Степанович Рокотов (1735/36 – 1808гг) – прославленный живописец-портретист 18 века. О его жизни сохранилось очень мало воспоминаний. Учился в Академии художеств в Петербурге, где быстро сделал карьеру. В 1765 году за картину “Венера и Амур” он получил звание академика живописи. В то же время начинает пользоваться популярностью как портретист, создает целые галереи портретов представителей родовитых семейств, пишет портрет Екатерины II. Затем он круто меняет свою жизнь – переезжает в Москву. В это время складывается неповторимый, только Рокотову присущий живописный стиль. “ Модель, кажется, растворяется в густом темном фоне, который становится неотъемлемой частью образа. Лица обволакивает легчайшая золотистая дымка, так что они кажутся тающими в полутонах, оставляя ощущение недосказанности, загадочности”.
- Да, многие искусствоведы говорят о своебразном “рокотовском стиле”. В чем же он выражается? Разгадать эту загадку нам поможет замечательное стихотворение “Портрет”, посвященное картине Ф.С.Рокотова.
Анализ стихотворения.
- В начале стихотворения поэт восклицает:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
-Чем примечательна начальная строфа стихотворения? К кому обращается поэт? Какие чувства передает?
Обращается к собратьям по перу, призывая не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу живописи и поэзии. В этих словах и преклонение перед искусством художника, и упрек поэтам, и неудовлетворенность взыскательного художника самим собой.
- К кому обращается поэт во второй строфе: “Ты помнишь, как из тьмы былого…”
(Во второй строфе автор обращается к читателю, начинается непосредственный диалог с читателем).
- Что представляют собой 2-4 строфы?
(Это соединение словесного и живописного образов, попытка передать языковыми средствами своеобразие портрета и замысел художника).
- “Ты помнишь, как из тьмы былого…” Как вы понимаете эту строчку?
Портрет написан давно (1772 г.) – он как бы выплывает “из тьмы былого”. Почти два века разделяют моменты рождения двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо. При описании творческой манеры Рокотова искусствоведы, как правило, используют строки из стихотворения Заболоцкого, а чтение самого стихотворения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну. В этом сказывается влияние друг на друга различных видов искусства, обращенных к одной теме.
- Чтобы понять тайну души героини, необходимо за ничего не значащей для нас фамилией Струйская увидеть реальную женщину, с такой глубокой симпатией воспетую Рокотовым. Кто она?
Сообщение ученика об А.П.Струйской.
Александра Петровна Струйская была второй женой пензенского помещика Николая Струйского (друга и почитателя Рокотова), господина весьма странного. Страстный графоман, он сочинял стихи, над которыми все потешались. Самого же автора это ничуть не смущало. Чтобы публиковать свои творения, он даже организовал у себя в имении типографию, которая стала едва ли не самой лучшей в России. И в то же время сохранились свидетельства о необычайной жестокости просвещенного помещика по отношению к крепостным крестьянам. В отношении к жене заметна такая же двойственность. С одной стороны, известно множество стихов, ей посвященных, которые мог написать только страстно влюбленный человек, но есть и свидетельства того, что он обращался с ней как с крепостной девкой. Несмотря на это, Александра Петровна прожила с мужем 24 года до его внезапной смерти, родила за это время восемнадцать детей – но выжили из них только две пары близнецов, остальные умерли в младенчестве. Мужа своего Александра Петровна пережила на 44 года, вырастила детей и многих внуков.
- Но все это пока впереди. А пока… На фоне “тьмы былого”, как призрачное видение (“едва закутана в атлас”), проступает образ молодой женщины. Как улыбка Джоконды на полотне Леонардо да Винчи является вечной загадкой для зрителя, так, по мнению Заболоцкого, загадкой в портрете Струйской являются глаза.
- Какие средства выразительности использует поэт, описывая глаза героини?
(метафоры: “мглу неудач”, “безумной нежности припадок”, полутона: “полуулыбка”, “полуплач”, “полувосторг”, “полуиспуг”).
- Что означает приставка полу-?
(незаметный переход из одного состояния в другое, усиливает ощущение загадочности взгляда, передает богатство духовного мира героини).
- В чем особенность синтаксического строя 3-й строфы?
(Используется синтаксический параллелизм: “Её глаза как два тумана… Её глаза как два обмана”).
- Какое лексическое сходство существует между словами тумана – обмана?
(туман – тот же оптический обман: предметы видны неясно, неотчетливо).
- Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения?
(образ Струйской настолько запомнился автору, что в трудных жизненных ситуациях перед взором поэта возникает полюбившееся рокотовское полотно).
- Так поэтическими средствами поэт передал свои впечатления от картины. Вам, ребята, тоже предстоит описать этот портрет. Чтобы лучше подготовиться к сочинению-описанию, проведем практическую работу.
Группа учащихся займет места за компьютерами и откроет документ “Описание картины”.
- Перед вами – искусствоведческий текст с пропущенными прилагательными-эпитетами. Вы должны вставить вместо пропусков подходящие по смыслу слова.
Портрет А.П.Струйской полон тонкого обаяния, целомудрия и (трепетного) очарования. Молодая женщина изображена на нейтральном (темном) фоне, утонченный овал лица тонет в (мягкой) дымке. (Влажные) миндалевидные глаза светятся чистотой. (Нежно-розовые) губы чуть тронула (таинственная) полуулыбка. Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, (тающими), (расплывчатыми). Загадочность и особая поэтичность образа создается сумеречной полумглой фона полотна, высоко взбитыми (темно-пепельными) волосами, ниспадающей на плечи (полурасплетенной) косой. (Прозрачная), как бы сотканная из воздуха и света (дымчатая) ткань, закрепленная на плече героини (драгоценной) брошью, изящно драпирует фигуру и придает воздушность всему облику молодой женщины.
Вторая группа учащихся составляет план предстоящего сочинения.
- Представьте себе, что вы экскурсовод и рассказываете о картине Ф.С.Рокотова. С чего вы начнете свой рассказ? О чем скажете в основной части и в заключении? Какой стиль и тип речи используете?
Примерный план сочинения.
1 .Ф.С.Рокотов – русский портретист 18 века. История создания картины.
2. Замысел художника и его воплощение:
а) выражение лица;
б) взгляд;
в) поза;
г) одежда;
д) композиция картины, её колорит.
3. Два шедевра русского искусства. Мое впечатление от картины.
Итоги урока.
- В чем заключается взаимосвязь, взаимовлияние
разных видов искусства?
- Как стихотворение Заболоцкого помогает понять
портрет, описать его?
У произведений разных видов искусства могут быть общие темы: тематическая взаимосвязь (например, тема природы, пейзаж в живописи и поэзии); жанровая взаимосвязь (жанр портрета). Произведение одного вида дополняет другое произведение, помогает его лучше понять.
Домашнее задание: написать сочинение-описание картины, используя знания, полученные на уроке.
Список использованной литературы:
- Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. 5-7 классы. Дрофа, Москва 2006.
- Я.Белошапкина. “Искусство”, №9, 2007год.
- В.А.Григоренко. Два портрета. “Русский язык в школе”, № 3-4, 1992год.