Мастер-класс "В мире фразеологизмов" (изучение фразеологии на уроках русского языка в 6–8-х классах)

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цель: показать систему работы при изучении и повторении раздела "Фразеология" средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

Изучение раздела "Фразеология" представляет для учащихся определенную сложность. Считаю, что связано это со следующими причинами:

1) низкая речевая культура учащихся;

2) бедный словарный запас;

3) явление фразеологии само по себе сложное;

4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч);

5) изучается раздел "Фразеология" в 6 классе. На изучение этого раздела программой отведено всего 2 часа.

Как же помочь учащимся усвоить эту интересную, но трудную тему "Фразеология".

Я предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по организации изучения и повторения темы “Фразеология” в 6-8-х классах.

Систему практических занятий можно проводить:

1) в начале урока в качестве разминки. Это займет всего 3-5 минут;

2) во внеурочной деятельности: на классных часах ("Праздник фразеологизмов"); во время проведения декады русского языка и литературы в школе.

Дети средних классов очень любят играть и с удовольствием усваивают материал в игровой форме. Я часто использую элементы технологии игровой деятельности на уроках. Разбиваю класс на команды, и которая команда старается набрать как можно больше баллов, отвечая на задания.

Система упражнений по разделу “Фразеология”.

1. Фразеологическое лото.

Цель: развивает умение понимать образно-переносный смысл фразеологизмов.

Готовятся карточки для игры: в большие вписывается толкование фразеологизмов, в маленькие - фразеологизмы. Ученик должен закрыть игровое поле маленькими карточками. Например:

Толкование фразеологизмов

1) Овладевать собой, успокаиваться.

2). Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.

3) Прежде всего, в первую очередь.

4) Недружно, в постоянной ссоре.

5) Тревожить, беспокоить кого-нибудь.

6) Помогать в трудную минуту, выручать.

7) Временно, незаконно.

8) Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.

9) Очень близко, рядом.

10) Вдоволь, без ограничения.

Ответы - Фразеологизмы

1) Брать себя в руки.

2) Бросаться в глаза кому-либо.

3) В первую голову

4) Как кошка с собакой.

5) не давать покоя.

6) Протянуть руку помощи.

7) На птичьих правах.

8) Оставить в покое.

9) В нескольких шагах.

10) Сколько душе угодно.

2. "Кто больше"

Цель: развивает представление об огромном фразеологическом богатстве русского языка.

Команды вспоминают фразеологизмы со словом "рука" (голова, нос и др.). Выигрывает та команда, которая вспомнила больше фразеологизмов и объяснила их значение. Известно более 50 фразеологизмов со словом "рука". Например: рука об руку - сообща, дружно; рукой подать - очень близко; под рукой быть - в непосредственной близости; на руках носить - оказывать особое расположение, ценить, баловать; держать в руках - не давать воли, держать в строгом повиновении; и т. д.

3.Найди фразеологизм.

Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.

Даны пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами.

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. Человек остановился и дал ему прикурить. 3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. 4. На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. 5. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали, засучив рукава.

4. "Найди нужное слово"

Цель: закрепить знание о том, что в составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию.

Нужно найти и подчеркнуть то слово, которое употребляется во фразеологизме. Объяснить значение фразы.

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, собака, лиса), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).

5. "Исправь ошибку"

Цель: закрепить знание о том, что фразеологизмы - это устоявшиеся выражения, требующие запоминания.

Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно исправить ошибку.

1. Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)). 2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши (кол (упрямство)). 3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера (удачи)). 4. Она с детства узнала, почём кило лиха (фунт (горе)). 5. Ребята решили вывести его на свежую воду (чистую (уличить в обмане)). 6. Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют (наказать)).

Я показала несколько упражнений для работы с фразеологизмами. В этой работе важно, чтобы дети почувствовали огромное значение фразеологии, в которой ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим "перлам, самородкам и самоцветам родного языка", по образному выражению известного русского лингвиста А. И. Ефимова.

Домашнее задание по теме "Фразеология" направлено на закрепление материала и имеет творческий характер.

1) Написать сочинение с употреблением фразеологизмов.

2) Подготовить "фразеологическое лото" для друга.

3) Рассказать историю происхождения фразеологизма ... (по выбору).

4) Найти фразеологизмы со словом собака, ... .

5) Проиллюстрировать фразеологизмы.