Цель: показать систему работы при изучении и повторении раздела "Фразеология" средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.
Изучение раздела "Фразеология" представляет для учащихся определенную сложность. Считаю, что связано это со следующими причинами:
1) низкая речевая культура учащихся;
2) бедный словарный запас;
3) явление фразеологии само по себе сложное;
4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч);
5) изучается раздел "Фразеология" в 6 классе. На изучение этого раздела программой отведено всего 2 часа.
Как же помочь учащимся усвоить эту интересную, но трудную тему "Фразеология".
Я предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по организации изучения и повторения темы “Фразеология” в 6-8-х классах.
Систему практических занятий можно проводить:
1) в начале урока в качестве разминки. Это займет всего 3-5 минут;
2) во внеурочной деятельности: на классных часах ("Праздник фразеологизмов"); во время проведения декады русского языка и литературы в школе.
Дети средних классов очень любят играть и с удовольствием усваивают материал в игровой форме. Я часто использую элементы технологии игровой деятельности на уроках. Разбиваю класс на команды, и которая команда старается набрать как можно больше баллов, отвечая на задания.
Система упражнений по разделу “Фразеология”.
1. Фразеологическое лото.
Цель: развивает умение понимать образно-переносный смысл фразеологизмов.
Готовятся карточки для игры: в большие вписывается толкование фразеологизмов, в маленькие - фразеологизмы. Ученик должен закрыть игровое поле маленькими карточками. Например:
Толкование фразеологизмов
1) Овладевать собой, успокаиваться.
2). Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.
3) Прежде всего, в первую очередь.
4) Недружно, в постоянной ссоре.
5) Тревожить, беспокоить кого-нибудь.
6) Помогать в трудную минуту, выручать.
7) Временно, незаконно.
8) Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.
9) Очень близко, рядом.
10) Вдоволь, без ограничения.
Ответы - Фразеологизмы
1) Брать себя в руки.
2) Бросаться в глаза кому-либо.
3) В первую голову
4) Как кошка с собакой.
5) не давать покоя.
6) Протянуть руку помощи.
7) На птичьих правах.
8) Оставить в покое.
9) В нескольких шагах.
10) Сколько душе угодно.
2. "Кто больше"
Цель: развивает представление об огромном фразеологическом богатстве русского языка.
Команды вспоминают фразеологизмы со словом "рука" (голова, нос и др.). Выигрывает та команда, которая вспомнила больше фразеологизмов и объяснила их значение. Известно более 50 фразеологизмов со словом "рука". Например: рука об руку - сообща, дружно; рукой подать - очень близко; под рукой быть - в непосредственной близости; на руках носить - оказывать особое расположение, ценить, баловать; держать в руках - не давать воли, держать в строгом повиновении; и т. д.
3.Найди фразеологизм.
Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.
Даны пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами.
1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. Человек остановился и дал ему прикурить. 3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. 4. На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. 5. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали, засучив рукава.
4. "Найди нужное слово"
Цель: закрепить знание о том, что в составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию.
Нужно найти и подчеркнуть то слово, которое употребляется во фразеологизме. Объяснить значение фразы.
(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, собака, лиса), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).
5. "Исправь ошибку"
Цель: закрепить знание о том, что фразеологизмы - это устоявшиеся выражения, требующие запоминания.
Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно исправить ошибку.
1. Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)). 2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши (кол (упрямство)). 3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера (удачи)). 4. Она с детства узнала, почём кило лиха (фунт (горе)). 5. Ребята решили вывести его на свежую воду (чистую (уличить в обмане)). 6. Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют (наказать)).
Я показала несколько упражнений для работы с фразеологизмами. В этой работе важно, чтобы дети почувствовали огромное значение фразеологии, в которой ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим "перлам, самородкам и самоцветам родного языка", по образному выражению известного русского лингвиста А. И. Ефимова.
Домашнее задание по теме "Фразеология" направлено на закрепление материала и имеет творческий характер.
1) Написать сочинение с употреблением фразеологизмов.
2) Подготовить "фразеологическое лото" для друга.
3) Рассказать историю происхождения фразеологизма ... (по выбору).
4) Найти фразеологизмы со словом собака, ... .
5) Проиллюстрировать фразеологизмы.