Мастер-класс "Ораторское искусство"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Русский язык является неотъемлемой и важнейшей частью национальной культуры народа. Это наше великое достояние, которым вправе гордиться современное общество.. Конец XX, начало XXI веков характеризуются огромными изменениями в политике, экономике нашего государства. Неразбериха, сумятица, низкая рождаемость детей – это следствия перестройки. Резко изменяется при этом и речевая ситуация в стране. События 80-90 годов по своему воздействию на общество и язык подобны революции.

Язык – неписанная конституция государства, несоблюдение духа которого ведет к гибели всякую (в том числе и духовную) власть.
В связи с этим, правы те люди, которые активно выступают в защиту русского языка, оберегают его от порчи и заботятся о его дальнейшей судьбе.
Чтобы стать первоклассным профессионалом в любой сфере деятельности, недостаточно знаний исключительно  в рамках  своей специальности.

В современном мире преимущество за людьми широкого кругозора, высокой культуры. Культура – не только вежливость, знание этикета ; это в первую очередь целесообразная, грамотная и красивая речь.

Ни одно предприятие, задуманное партнерами, ни одно важное дело, планируемое людьми, не осуществится, если участники не договорятся.
Чтобы задуманное дело имело успех, необходимо четко, точно и обстоятельно обсудить все его детали; взаимопонимание во многом зависит от того, несколько хорошо собеседники владеют языком, культурой речи. Учение о культуре речи тесно связано  с ораторским искусством, риторикой.

Размышляя о значении ораторского искусства в духовной жизни народа, в индивидуальной культуре личности А. П. Чехов связывал обучение красноречию с приобщением к интеллигентности. Но неизбежным обучение красноречию в политике нашего государства не стало. Неизбежным оказалось изгнание в 20-е годы XX в. Риторики – науки об искусстве речи, о красноречии – из отечественных университетов. Но овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, причем настолько, что способен порой определить жизнь и судьбу человека.

Подтверждением этого может служить образовательный опыт развитых стран мира. Известно, что в поверженной, униженной Японии 40-х годов национальное возрождение началось с вложения средств в образование. Успех Японии, ее место в современном мире – убедительное доказательство разумности проводимой ею образовательной политики.

Практичные американцы считают  необходимым тратить деньги на широкое и обязательное обучение своих детей, молодежи владению искусством  устных и письменных форм коммуникации.    В нашем государстве в  XXI веке тоже произошли качественные изменения в области языка в системе образования..

Насколько важно овладеть хорошим русским языком для дальнейшего профессионального и карьерного роста, насколько важно для личности признание приоритетности коммуникативной подготовки выпускников всех форм обучения, можно увидеть, обратившись к феномену Дейла Карнеги (1885-1955).

Человек, вошедший в историю США как основатель Института ораторского искусства и человеческих взаимоотношений, учил своих соотечественников, как пользоваться словом, как строить взаимоотношения с людьми, чтобы достойно жить, преуспевая в любых условиях, не боясь отношения жестокой конкуренции. Иными словами, Д. Карнеги помогал людям обрести и развить коммуникативную культуру. Написанные им книги остаются популярными на его родине, растет на них спрос и за ее пределами. Найти место в жизни, самореализоваться, состояться как личности помогло Д. Карнеги осознание того, что из всех предметов, преподававшихся в педагогическом колледже, который он закончил, «наиболее важным и полезным как в деловом отношении, так и в жизни вообще оказалось искусство говорить» «Почему? – ставит перед собой вопрос автор книг, посвященных советам о том, как перестать беспокоиться и начать жить. И отвечает на это вопрос так: «Потому что благодаря овладению этим искусством я поборол робость и неуверенность в себе, приобрел смелость и умение общаться с людьми; я осознал так же, что руководить другими способен тот человек, который умеет отстаивать свою точку зрения.

Размышляя о том, что влечет людей на курсы, которые он организовал, что ждут люди от него, в какой помощи нуждаются, какие умения хотят приобрести, кто может рассчитывать на успех в совершенствовании своей коммуникативной культуры взаимодействия с окружающими, Карнеги пишет: «Тысячи слушателей курсов… хотят учиться ораторскому искусству… они хотят избавиться от волнений, научиться думать, стоя пред публикой, и говорить уверенно и непринужденно перед аудиторией любого масштаба… способность ко всему этому нетрудно приобрести. Это вовсе не талант, дарованный провидением лишь отдельным выдающимся  личностям… Любой может развить свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание».

Отдавая должное оптимизму и практическим успехам популярного сейчас  у нас в стране специалиста по проблемам общения, каждый молодой человек может  быть уверен в реальной возможности развить свои природные данные ( языковые способности и свойства), приобрести коммуникативные умения...

Как сделать речь убедительной и выразительной, доступной и краткой, точной и уместной, богатой и чистой? Над этим вопросом размышляли ученые и ораторы, полководцы и общественные деятели уже в IV веке до н. э.

Именно  тогда в античности, возникла  практика и теория красноречия, или риторика, возводившаяся даже в ранг «царицы искусств», – настолько сильно было ее влияние на умы и чувства людей.  Взлет и падение риторики на протяжении сотни лет прослежены и описаны; убедительно показано, что ораторское искусство всегда было связано с социально- экономическими условиями жизни обществ, отражало уровень развития в нем культуры, демократии, свободы личности. Так обстояло дело в Древней Греции, в самом демократическом государстве древнего мира, где в IV веке до н. э. при общем подъеме политической и экономической жизни, бурно развиваются науки и искусства. Народное собрание, совет пятисот, народный суд – три государственных учреждения, достижения  успехов  в которых зависело в первую очередь  от речевого искусства. Политическая карьера, защита своих прав  определяются умелым владением речью, способность воздействовать на слушателей, доказывать, убеждать, наиболее приятным образом привлекая внимание  слушателей. Речь, слово оказывается реальным и эффективным инструментом приобретения славы, богатства. Могущество слова в политической жизни приравнивается к могуществу железа на войне.

Возникновение теории красноречия, риторики, рожденных практическими потребностями греческого общества, связывают с Сицилией (V-IV в до н. э.), В разработке и создании теории красноречия, обучения ему велика роль древнегреческих философов, политических деятелей, писателей, публицистов: Коракса, Лисия, Горация, Исократа, Сократа, Аристотеля, Демосфена и др.  Меня особенно привлекла личность Демосфена. Он был учеником Платона и  Исократа. С детства мечтал о славе оратора. Афины, где родился и рос Демосфен, были очень требовательны к выступлениям ораторов. Оценивалось не только содержание речей, но и артистичность их предъявления, использование оратором пантомимических средств. Демосфен не обладал природными данными для того, чтобы стать выдающимся оратором.  Он был косноязычным, имел слабый голос, короткое дыхание, подергивающееся плечо; несмотря на это, он принялся за самосовершенствование. Широко известны его упражнения, направленные на исправление своих недостатков. Он учился ясно произносить слова, набирал в рот камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме прибоя, заменявшем ему гомон людских собраний. Он упражнялся в отработке выражений лица, позиций рук, туловища, стоя перед зеркалом. Спускавшийся с потолка меч, колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен на недели заточал себя в комнате, чтобы избежать соблазна бросить все и уйти, Он обривал себе волосы на половине головы. Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором в том смысле, что не изобретал цветистости украшений, он действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мыслей, уместно и неопровержимо приводя примеры, доводы. Язык его величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем изящен. Его успех держался не на эффектах, а на благородстве мысли, нравственности  в высоком патриотизме.

Вот настоящий пример для подражания!

Умение четко и ясно выразить свои мысли, умение не только привлекать внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурной речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно овладеть всем, кто по своей должности, роду занятия, связанных с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Вот почему в школах, лицеях, СУЗах и в ВУЗах стали преподавать культуру речи, риторику, ораторское искусство.

Практические  упражнения

Практические  упражнения помогут  каждому желающему научиться работать над своей речью и тем самым подготовить себя к профессиональной деятельности.

Работа над содержанием стихотворения А.С. Пушкина

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон, где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?
Ворон ворону в ответ:
Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
да хозяйка молодая.
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет милого,
Не убитого живого.

Задание:

Прочитайте внимательно стихотворение А.С. Пушкина и запишите свое первое впечатление от стихотворения, чтобы после анализа сверить его с тем пониманием, которое появиться в результате более глубокого осмысления этого произведения.

Вопросы:

1. О чем же это стихотворение?
2. Как вы думаете, кого ждет хозяйка?
3. Прочитайте  третью строфу.  Что объединяет этих персонажей?
4. Откуда им известен убийца и причина его преступления?

Как правило, первое впечатление от стихотворения показывает, что читатель не замечает важнейшей информации третьей строфы.

Чтобы разобраться давайте посмотрим какую характеристику им дает автор. Что известного о богатыре? А почему мы можем говорить, что это положительный герой? Почему он оказался в поле? Может быть, это поле битвы? Или это был поединок?

Перечитайте четвертую строфу. Что разлучает тех же персонажей ?  Почему сокол, верный товарищ богатыря, улетел в рощу? Ведь обученный для охоты сокол наверняка знает дорогу домой.

По традиции устного народного творчества – во всех сказках и былинах – у богатыря должен быть… кто? Почему же здесь кобылка (даже не кобыла)

Обратите внимание на время использованных в стихотворении глаголов. Как это влияет на ваше понимание   разворачивающейся картины действия? Давайте посмотрим  на строение стихотворения. Сколько в стихотворении строф и как они построены? Можно ли сказать, что неторопливость первой строфы противопоставлена стремительности других композиционных частей? Обратите внимание на знаки препинания. Какую дополнительную информацию мы получаем благодаря им?

В этих стихах А.С. Пушкин часто использовал метафорический язык устного народного творчества: богатырь как образ положительного, храброго, могучего, чаще всего доброго, умного русского человека, воина – защитника не нуждается в дополнительной характеристике. Она дана нашим национальным сознанием через фольклор. Образ богатыря сопровождает, как правило, конь вороной, а сокол подсказывает, что, скорее всего, богатырь отправился на охоту (в чистом поле). Образ хозяйки является центральным в этой трагедии. Если разобрать само слово хозяйка  (поработайте со смыслом однокоренных  хозяйничать, хозяйство), становится понятно, что эта женщина и есть организатор убийства: она знает, кем убит и отчего, хотя и не присутствовала при этом, и ждет, хотя, если это был поединок, исход его заранее трудно предугадать! Её коварство как бы оправдывается тем, что она любит другого (ждет милого), но одновременно усугубляется уверенностью, что всё получится.  Доказательством того, что это не поединок, служат слова в тексте: на кобылку недруг сел – ведь недруг был  пешим и подкарауливал богатыря под ракитой. Роль недруга снижена: он упоминается в ряду тех, кто не мог изменить  ситуации, – сокол, кобылка. Кстати, отсутствие коня  вороного при богатыре, замена его кобылкой (обратите внимание на смысл, привносимый суффиксом -к-), говорит об умышленности, о подготовке  к этому событию.  Кто как  ни хозяйка,  может знать, где охотится ее муж, маршрут его движения, может распорядиться  определенным образом и на конюшне?  Причастие убитый также своим грамматическим значением  косвенно указывает на злой  умысел: суффикс -т- относит причастие  к прошедшему времени и страдательному залогу (значение объекта, с которым совершали действие, «жертвы», которая пострадала от действия).

И последний, весьма серьезный аргумент в пользу коварства и зла, творимого  в произведении. Это образ ворона, также фольклорного воплощения предвестника несчастья, злодеяний. Диалог вещих воронов – это предупреждение автора читателю: здесь содеяно зло! Поэт в каждой строфе, всеми средствами языка открывает нам роль  каждого персонажа, Однако наивный читатель не замечает его усилий.  Хозяйка,  главный злодей  произведения, сначала почему-то вызывает у нас сочувствие, хотя автор подчеркивает: она  ждет милого, не убитого, живого.

Реальность картины стихотворения – вороны питаются  трупным мясом – раскрывает другой, художественный план реальности – былинный ворон питается  падшими душами.

Там, где совершено злодеяние, всегда будет обед для коварных  помыслов, низменных чувств. Это единственный глагол в форме будущего времени. Время глаголов в стихотворении играет немаловажную роль. Настоящее время показывает, что событие совершается у нас как бы на    глазах (ворон к ворону летит, богатырь лежит, хозяйка ждет).

Шестнадцать  строк – и целый детектив: минимум языковых средств и максимум художественного содержания! Идею можно сформулировать известным словосочетанием: «коварство и любовь». А может быть,  «ищите женщину»?..А может быть, «преступление и наказание»?

И не случайно Пушкина называют основоположником современного русского языка. В этом, весьма кратком разборе его стихотворения  открывается мастерство  художника слова, который в маленьком произведении показывает читателю содержание, достойное целого романа. Вот что такое язык Пушкина!

Вывод: для того, чтобы  правильно прочитать текст,  необходимо разобраться в его содержании.   Поэтому, готовясь к предстоящему конкурсу чтецов, начинайте с изучения содержания   стихотворения.

Упражнения на дыхание и дикцию от Машкевича

1. Произносите поочерёдно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе: А-О-У-Э-Ы-И

Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте: Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносились подряд на одном дыхании.

2. Затем следуют упражнения на звукосочетания:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
Т-ТА-ТО-Т-ТЫ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

3. Следующие строфы из В.Брюсова следует читать сначала медленно, артикулируя каждый звук, и постепенно переходить на скороговорки:

ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ
РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ.
ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ КВЕРХУ, ВСКИДИВАЕМЫЕ
РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ.
ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ,
ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ
МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ,
ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ.

Скороговорки:

  • У быка бела губа была тупа.
  • Обычай бычий, ум телячий.
  • Купи пику пик.

Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
Низ живота подтянуть, что б для звука имелась опора.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, неподвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
Каждый из этих слов говори на одно выдыхание,
И говори, сохраняя   расширенной клетку грудную,
И в  положеньи  подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, – иль стиха, как называют, –
Паузу краткую выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай,  чтобы слово отчетливо было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй.
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась  сквозь зубы
Звук же вперёд направляй, дабы он резонировал в «маске»
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточности громкости звука.
Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал.
Чтобы равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
Вот так на первых порах надлежит проводить упражнения.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

В книге М.Р.Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение говорить звонко, громко, но без крика». 

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.

Задуйте свечку

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечи. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий  вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом

Сделайте, глубокий вдох на выдохе, громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка… (до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает  на большее количество Егорок.

Используемая литература:

1. Н.В.Журавлева Культура обучения: Книга для 10 класса   ВОИПКРО.
2. М.А.Кобзева Риторическая культура преподавателя – М.: МТТУ им. Н.Э.Баумана, 2005.
3. В.В.Соколова Культура речи и культура обучения – М.:   Просвещение, 1995. 
4. И.А.Стернин,  М.Е.Новичихина  Культура делового общения.– Центрально-Черноземное книжное издательство, 2001.