Мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе "Обучение сжатию текста" (на материале сказки "Равнодушие" Н.Агафонова)"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (47 МБ)


К.Д. Ушинский говорил: "Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка:"

Решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности для творчески работающего учителя. Именно воспитательные задачи обязывают педагога отбирать для каждого урока такой дидактический материал, содержание которого помогало бы ему в формировании у обучающихся гражданственности, высоких нравственных качеств. При этом материал не должен нарушать целостности системы тренировочных упражнений, предложенных учебником, а сами уроки не должны выпадать из системы уроков, входящих в общую программу по предмету.

Уроки, построенные на материале сказок волгоградского протоиерея Николая Агафонова, делают возможным развить у обучающихся духовно-нравственные ценности, привить через гордость за нашего соотечественника любовь к родному краю, а также непосредственно помогают решить достаточно трудную языковую проблему - проблему сформированности навыков и умений сжатия текста.

Урок я начинаю с прослушивания песни о Родине в исполнении матушки Людмилы Кононовой (Слайды 3-11). Она эмоционально подготавливает ребят к предстоящему уроку.

После ставится цель урока. Обращается внимание на необычность урока, которая заключается в том, что для изложения взят текст сказки протоиерея Н.Агафонова "Равнодушие". Проводится параллель между понятием Родина - малая родина, частичкой которой и является Николай Агафонов - наш соотечественник.

В беседе ребята знакомятся с Николаем Агафоновым. Узнают, что родился Н.Агафонов на Урале в семье инженера. Однако, несмотря на это, мы вправе считать его нашим соотечественником, потому что 1984 году отец Николай переезжает в Волгоград, где его назначают настоятелем в Никитскую церковь, а затем в 1985 году переводят священником Казанского кафедрального собора. До 1992 года отец Николай живет в Волгограде, затем переезжает в Саратов ректором Саратовской Духовной Семинарии. Но в 1997 году отец Николай переезжает вновь в Волгоград, где его назначают настоятелем церкви св. великомученицы Параскевы и заведующим миссионерским отделом епархии.

В 1998 году он строит первую плавучую Церковь "Святитель Иннокентий", а в 2000 году второй плавучий храм "Святитель Николай".

С 2001 года отец Николай серьезно увлекается писательской деятельностью. Уже в 2002 году его два рассказа печатаются в литературно-художественном журнале "Отчий край" г. Волгограда.

Добрый сказочник, современный прозаик, он известен как автор сказок для детей "История старого колокола", рассказов "Красное крещение", "Друзья", "Погиб при исполнении" и др.

Почему он стал писать? Сам Агафонов так отвечает на этот вопрос: ":Если бы меня спросили, почему я пишу, я бы ответил: потому что не могу не писать" (Слайд 12).

18 октября 2004 года отца Николая принимают в Союз писателей России.

Агафонов - лауреат областной литературной премии Н. Г. Гарина-Михайловского за сохранение духовной составляющей русской литературы (2004 год), лауреат дипломантов четвёртого Всероссийского конкурса литературно-театральной премии "Хрустальная роза Виктора Розова", учреждённой интеллектуально-деловым Клубом (Клуб Н. И. Рыжкова) и присуждаемой авторам талантливых, самобытных и ярких произведений литературы и достижений в театральном творчестве, в музыкальном творчестве и изобразительном искусстве, в кинематографе и на телевидении, исполненных высокой гражданственности, художественности и патриотизма (2005).

Произведения Агафонова для детей и для взрослых. Сегодня я предлагаю вашему вниманию замечательную сказку Николая Агафонова "Равнодушие". (Слайд 16)

Звучит сказка. Дети с огромным вниманием слушают сказку в исполнении заслуженного артиста России Вячеслава Гарина. По окончании задаются вопросы:

Понравилась ли сказка? О чем эта сказка?

Почему автор назвал её "Равнодушие"?

В ходе беседы проводится словарная работа, мы обращаемся к толковому словарю Ожегова, чтобы найти значение слова "равнодушие". Но в толковом словаре встречается только слово РАВНОДУШНЫЙ. Зачитывается словарная статья. А затем ребятам предлагается самим определить значение слова равнодушие?

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое равнодушие? (заслушиваются ответы обучающихся).

Дается оценка слову РАВНОДУШИЕ.

- Как вы считаете, слово равнодушие имеет отрицательную или положительную оценку?

Дети, конечно же, отвечают, что слово имеет отрицательную оценку.

- Как вы считаете, от каких слов образовалось слово РАВНОДУШИЕ?

Здесь учитель должен обратить внимание на этимологию этого слова, а именно на то, что слово РАВНОДУШИЕ образовалось от сочетания слов ровно душевный: не всегда слово РАВНОДУШИЕ имело значение с отрицательной оценкой (Слайды 21-22).

Обращаясь к историческим словарям, знакомим обучающихся со значением слова РАВНОДУШИЕ:

РАВНОДУШИЕ

1. тождество, подобие, равенство с другими;

2. одинаковость, равность, постоянство внутри сознания.

Слова равнодушие, равнодушный (наречие равнодушно) вошли в русский литературный язык из церковнославянского языка.

РАВЬНОДУШЕВЬНЫЙ - "равномыслящий" (И.И.Срезневский "Материалы").

XVIII век

РАВНОДУШИЕ - внутреннее спокойствие, твёрдость, постоянство

XIX век

РАВНОДУШИЕ - холодность, невнимание, безразличие (Семенов А.В. Этимологический словарь.)

Выясняя лексическое значение слова равнодушие, ребята узнают из словарей русского языка о том, что равнодушие вошло в русский литературный язык из языка церковнославянского, имело значение "одинаковость, равность, постоянство внутри одного сознания" и именно в этом значении было употреблено в Псалтири XIII века. А также в XVIII веке употреблялось в значении "внутреннее спокойствие, твёрдость и постоянство". Вплоть до начала XIX века слово имело положительную оценку. Однако уже в начале XIX века слово приобретает новый семантический оттенок, вместе с тем изменяя положительную оценку на отрицательную: равнодушие выражает "холодность, невнимание к чему-либо, безразличие". Именно в последнем значении и употреблено слово в сказке протоиерея Николая.

Далее мы снова возвращаемся к тексту сказки и задаем следующий вопрос:

- Кого можно назвать равнодушным в сказке?

Дети сразу отвечают, что равнодушные в сказке люди.

Затем мы плавно переходим к разговору о посуде, чтобы найти противопоставление ПОСУДА - ЛЮДИ. Начинаем беседу с характеристики чайника.

- Как называет салатница чайник? Ответ: ТРУДОГОЛИКОМ.

Опять обращается внимание на оценку значения этого слова. Салатница с пренебрежением называет чайник ТРУДОГОЛИКОМ, но быть ТРУДОГОЛИКОМ разве это плохо? Послушаем ответ ребят. Дети дают положительную оценку данному слову, подбирая текстовые синонимы к слову: ТРУДОГОЛИК - ТРУЖЕНИК - ТРУДЯГА.

Далее правомерен вопрос: " Если чайник - трудяга, труженик, то почему люди к нему так относятся?"

Продолжая беседу, спрашиваю:

- Кто же противопоставлен в сказке людям? (Ответ: конечно же, посуда) Далее ребятам предлагается дать характеристику кухонной посуде, описать качества посуды, её действия.

Составляем сравнительную таблицу, в которой указываем качества и действия людей и кухонной посуды (Слайд 27). Делаем вывод: переживают за гибель чайника не люди, обладающие душой, а неодушевленные предметы - кухонная посуда (сравнительная таблица).

Человеческие свойства: доброта, милосердие, сопереживание - здесь, в сказке, больше присущи кухонной посуде, нежели людям. Переживание кухонной посуды противопоставлено бездушию людей, о них автор сказки пишет: "Да и снесли чайник в мусорный контейнер" или "О двух сгоревших чайниках в семье не вспоминали. Да и зачем?"

В ходе работы над текстом сказки Николая Агафонова "Равнодушие" ребята приходят к выводу: людское равнодушие может привести к гибели не только кухонной посуды, каких-то других неодушевлённых предметов, но и к гибели живого существа.

- К чему может привести равнодушие?

Гибели вещи;

Гибели животного;

Гибели человека;

Гибели души самого равнодушного человека.

- Чему учит сказка?

- Относиться нужно со вниманием ко всему, что тебя окружает, независимо, одушевлён этот предмет или нет. Ведь равнодушие в малом, приводит к равнодушию в большом.

Проанализировав текст, мы переходим ко второй части нашего урока сжатию исходного текста. Ребятам напоминается, что значит сжать текст (Сжать текст - это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

- Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности.

Задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

- Вспомним приёмы сжатия текста.

Приёмы сжатия текста

1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение.Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

3. Упрощение. Заменяем сложное предложение простым.

- О чем вы всегда должны помнить? При сжатии текста содержание каждой микротемы должно отражать содержание текста в целом.

Повторение окончено, начинается самостоятельная работа по сжатию текста.

Особенности работы по сжатию текста

Сжатие текста происходит на компьютере в текстовом редакторе (для этого в кабинете в начале урока устанавливается мобильный компьютерный класс). Ребята работают в парах. Работу по сжатию текста можно организовать по-разному: сжатие отдельных абзацев (каждой паре дается 1 абзац, над которым она работает) или сжатие всего текста (это зависит от уровня подготовки обучающихся и количества урочного времени).

После сжатия проводится проверка с комментированием (проверяется работа по абзацам).

В конце урока подводятся итоги.