Русский язык
-
Тема урока: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного" 2006
Урок развития речи включает в себя подготовку к сочинению-описанию кошки. Повторяются сведения о теме, идее, жанре сочинения, отмечаются языковые средства художественного стиля, отрабатывается композиция работы. Составляется план, проводится лексическая, орфографическая работа.
-
Тема урока: "Развитие речи. Сочинение – описание по картине Рафаэля "Сикстинская Мадонна" 2006
Интегрированный урок, основной целью которого является исследовательская деятельность учащихся по теме "Живопись эпохи Возрождения". Конечный результат - проектные задания: сказка, эссе, сочинение-описание картины, журнал "Искусство эпохи Возрождения" (по выбору учащихся). Работа проходит в группах: "историки", "искусствоведы", "языковеды", которые получили творческие домашние задания. На консультациях анализировался отобранный материал по данной теме. Мотивацией в подобной работе явилась сама эпоха Возрождения и возможность собственной интерпретации шедевров живописи.
-
Тема урока: "Размышление по книге М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Предлагается вариант урока – исследования жизни и творчества М.А. Булгакова по теме "Размышление". На наш взгляд, это наиболее приемлемый вариант проведения урока по данной теме с использованием элементов развивающего обучения, позволяющий максимально усвоить новую учебную информацию учащимися с разным уровнем подготовки.
-
Тема урока: "Синтаксис и культура речи". 11-й класс 2012
В ходе урока определяется уровень знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения; закрепление и систематизация знаний; коррекция знаний, умений и навыков постепенно усложняющимися заданиями.
-
Тема урока: "Склонение имен существительных" 2013
Обобщающий урок по теме "Имя существительное" сопровождается презентацией, применяются интерактивная доска, нетбуки для каждого ученика. В конце урока ученики решают на компьютере тест.
-
Тема урока: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". 7-й класс 2012
Цели урока: обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном написании не с различными частями речи, изученными ранее; изучение и закрепление новых сведений о правописании не с причастиями; формирование практического умения различать слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
-
Тема урока: "Словари" 2019
Планомерное и целенаправленное использование сведений о словах и их связь с историей возникновения словарей, литературой в обучении русскому языку позволяет разнообразить процесс обучения, сделать его более содержательным и интересным, а также повысить его развивающую функцию. Урок способствует не только укреплению познавательных интересов к русскому языку, но и к углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
-
Тема урока: "Словарное богатство русского языка. Устаревшая лексика. Архаизмы. Историзмы". 7-й класс 2020
Цель урока: ознакомление обучающихся с понятием “устаревшие слова”, с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений обучающихся о различиях между архаизмами и историзмами.
-
Тема урока: "Слово в слове". 1-й класс (1–4) 2007
Методика, применяемая на данном уроке, будет способствовать совершенствованию навыка чтения, развитию умений наблюдать за отдельными словами и словами в предложении, развитие речи, памяти, внимания у младших школьников.
-
Тема урока: "Словоизменение". 3–4-й классы 2006
Данный открытый урок "Словоизменение" является первым уроком в теме "Склонение имен существительных" и является базой для изучения падежей. Главной задачей этого урока является показать учащимся отличие словообразования от словоизменения. Полученные на этом этапе знания будут способствовать дальнейшему усвоению падежей, правильному употреблению существительных в данном падеже и правописанию падежных окончаний.
-
Тема урока: "Сложное предложение. Трудоустройство". 9-й класс 2021
Цели урока: повторить правило о постановке знаков препинания между частями сложного предложения; закрепить применение правила на практике; закрепить умение различать простые и сложные предложения.
-
Тема урока: "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места". 9-й класс 2014
На уроке формируются умения определять сложноподчиненные предложения, развивается память, образное мышление, совершенствуются речевые, орфографические и пунктуационные навыки. Цель урока: расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельствами времени и места.
-
Тема урока: "Сложноподчиненные предложения". 9-й класс 2014
Урок русского языка применяет системно-деятельностный подход, который предполагает освоение новых знаний учащимися в самостоятельной деятельности с источниками информации, самооценку результатов работы. Каждый из этапов урока предполагает приемы ТРИЗ и ТРКМ.
-
Тема урока: "Совершенный и несовершенный виды глагола" 2007
Урок русского языка по теме "Совершенный и несовершенный вид глагола".
-
Тема урока: "Спряжение глаголов" 2012
Цель урока – познакомить детей с изменением глагола по лицам и числам, т.е. спряжением.
-
Тема урока: "Степени сравнения имен прилагательных". 6-й класс 2013
Данный урок состоит из теоретического блока и практической части, где отрабатываются все основные моменты, связанные с темой образования степеней сравнения имён прилагательных.
-
Тема урока: "Сценарий вечера, посвященного творчеству Ф.М. Достоевского" 2007
Сценарий вечера предназначен для учащихся 10–11-х классов и проводится на сцене актового зала. В ходе вечера используется не только классическая музыка, но и выступления хореографического коллектива школы (если он имеется). Прекрасной наглядностью является презентация к вечеру, которая не повторяет текст сценария, а дополняет. В презентации использованы рисунки учащихся к творчеству Достоевского. Эпизоды для инсценирования произведений Достоевского – по выбору учителя и учащихся.
-
Тема урока: "Текст-рассуждение" 2013
Урок русского языка в 5-м классе по теме «Текст – рассуждение» проводится первым в разделе «Рассуждение». Учащиеся повторяют, углубляют и систематизируют знания о тексте – рассуждении. У них формируется умение создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера. Материал урока заставляет детей задуматься о вреде курения.
-
Тема урока: "Текст. Способы связи предложений в тексте". 6-й класс 2014
Цель урока: сформировать умение определять способы и средства связи предложений в тексте. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. В решении учебных задач и отработке учебных действий учащиеся осуществляют синтез, делают вывод об особенностях связи предложений в тексте. Тексты Ю.Коваля о родной природе служат богатым материалом для работы по теме "Лексика", помогают проследить истоки художественного слова в природе.
-
Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8-й класс 2011
Урок знакомит с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым, учит применять полученные знания на практике. Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях. Тексты, представленные на уроке, объединенные темой “Хлеб“, помогают воспитывать у ребят бережливое отношение к хлебу.
-
Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с этикетной лексикой, с понятием речевого этикета. Во время работы учащиеся пытаются ответить на вопрос, что значит быть культурным человеком? Ребята узнают, что для различных речевых ситуаций в русском языке существуют определённые единицы. Знакомятся с теми единицами языка, с помощью которых можно тактично отказать в просьбе, а также с этикетными выражениями для приглашения или выражения просьбы и устойчивыми речевыми формами прощания.
-
Тема урока: "Урок развития речи в 9-м классе. Аргументация в разнообразных речевых жанрах повседневного общения 2005
Цель урока развития речи в 9-м классе: показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, обучать аргументированию в разнообразных речевых жанрах. Задачи: выявить структурные особенности аргументированных текстов и элементы аргументации в различных конструкциях с причинно-следственными отношениями; обучить аргументации в жанрах делового общения и в жанрах речевого этикета; повторить речевые стереотипы введения элементов аргументации; развивать умение пользоваться официально-деловым стилем на практике, научиться писать заявление, доверенность, объяснительную записку, составлять протокол.
-
Тема урока: "Фразеологизмы. Основные признаки фразеологизмов" 2012
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Фразеология».
-
Тема урока: "Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения" 2007
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения" преследует следующие цели: повторить основные сведения о фразеологии; развивать и культивировать внимание к фразеологизму как социально значимому явлению, чтобы учащиеся научились отбирать, подбирать фразеологизмы, произносить их со смыслом так, чтобы речь была интеллектуальной деятельностью, а не рефлекторным актом; воспитывать ценностное отношение к фразеологизмам, их значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в учебниках, газетах, журналах и пользоваться словарем; пробуждать стремление узнать значение таких выражений и словосочетаний, вводить их в речь и не употреблять те, значения которых не знаешь; развивать творческие способности учащихся.
-
Тема урока: "Хлеб – всему голова" 2012
Обобщение знаний о существительных 2-го склонения. В ходе урока воспитывается бережное отношение к хлебу, любовь к труду, ближним. Учащиеся вспоминают пословицы и поговорки о хлебе, стихотворения о хлебе. Анализируют произведение А.Барыкина «Какой бывает хлеб». В конце урока учащиеся рассказывают, какие добрые чувства рождает хлеб в душе человека. Дома пишут рассказ от имени корочки хлеба.
-
Тема урока: "Части слова. Окончание и основа" 2007
Урок учит детей выделять окончание в слове, делать вывод, что основа слова – неизменяемая часть слова, учит работать над составом слова, над орфограммами корня.
-
Тема урока: «Буквы "а" и "о" в корне "-гар- – -гор-"» 2014
Урок формирует навык написания "а-о" в корне "гар-гор". Учащиеся учатся отличать слова с чередующимися гласными "а-о" в корне "гар-гор" от слов с омонимичными корнями, гласная которых проверяется ударением; учатся образовывать слова с корнем "гар-гор" по заданной словообразовательной цепочке, проводят частичный морфемный разбор слов.
-
Тема урока: «Как слово наше отзовется…» (подготовка к сочинению-рассуждению) 2018
Урок посвящен подготовке учащихся старших классов к написанию сочинения-рассуждения и способствует формированию умения понимать текст и выполнять анализ содержания и формы текста. В качестве исходного текста взят текст С.Виноградова, посвященный проблеме сквернословия и связанный с общей проблемой сохранения и развития русского языка. На уроке предусмотрен обзор текстов по данной проблеме и обзор интернет-сайтов, материал которых может помочь написать сочинение-рассуждение.
-
Тема урока: «Международные словообразовательные элементы» 2009
Внеклассное мероприятие по образовательной области «филология» подводит учащихся к пониманию ценности языка как речеведческой единицы через взаимосвязь и сопоставление международных лексических и словообразовательных значений.
-
Тема урока: «Не с причастиями». Разноуровневые задания 2023
Цели урока: закрепить правило написания НЕ с причастиями.