Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид: урок – путешествие.
Цели урока.
Образовательная: учащиеся должны знать способы объяснения прямого и переносного значения слова; знать признаки фразеологизмов; понимать, что переносное значение слова служит основой художественных тропов (метафоры, олицетворения, эпитета).
Развивающая: учащиеся должны различать средства художественной изобразительности при анализе текста; использовать средства художественной изобразительности в своей речи.
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к родному слову, к выразительным возможностям русского языка.
Дидактические средства обучения:
- раздаточный материал для каждого учащегося (тексты, творческие задания)
- Словарь терминов (буклет) /Приложение №2/
- компьютер и проектор для презентации (“Волшебница зима”);
- репродукция картины И.Э Грабаря “Февральская лазурь”.
- Г.Свиридов. Лирическая миниатюра к повести Пушкина “Метель”.
Эпиграф к уроку.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно
тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
К.Г.Паустовский
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы говорили о прямом и переносном значении слов, о том, что благодаря переносному значению слов наша речь становится образной, выразительной.
Тема нашего сегодняшнего урока “Магия слова”. Мы будем раскрывать секреты художественной речи в произведениях писателей и поэтов; учиться видеть красоту русского языка; наблюдать, с помощью каких изобразительных средств поэты и писатели создают художественные образы. Сами попробуем стать художниками слова.
Чтение эпиграфа к уроку. ( Как понимаете эпиграф? Как понимаете тему урока?)
В конце урока мы попробуем ответить на вопрос: как простые слова становятся магическими?
II. Проверка домашнего задания.
1. Связный рассказ на тему “Использование в речи слов в переносном значении”.
(Работа со словарём. Приложение №1)
2. Оформление словарей – иллюстраций с прямым и переносным значением слов.
(Зачитать составленные предложения с этими словами и фразеологизмами.)
III. Основная часть.
Слово учителя. Вы все, конечно, любите путешествовать. Вот и я вас приглашаю в необычное путешествие – по сказочным владениям волшебницы зимы. Сопровождать нас будут зимние месяцы: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. Посланцы месяцев привезли нам пакеты с заданиями. Им слово. (Презентация, слайд 1)
(Учащиеся класса заранее разделены на 3 группы. Этимологические странички готовили дома.)
ДЕКАБРЬ Название месяца “декабрь” образовалось от лат. “децем”, что значит “десять”. Декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым. А на Руси в древние времена декабрь называли “студень”. Задание № 1. Как вы думаете, почему на Руси декабрь называли “студень”? Каким способом раскроем значение этого слова? Задание № 2. Какие пословицы, поговорки, загадки о декабре (зиме) подготовили? - Запишем пословицу и объясним её значение. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. (Проверяем орфографию и пунктуацию) - Подчеркните слова, помогающие образно представить месяц декабрь. В прямом или переносном значении они употреблены? Как называется этот приём? (Олицетворение) Вывод: с какой целью используется олицетворение в пословицах? |
ЯНВАРЬ Открываем календарь – Начинается январь… Встречаем нового гостя. Слово посланцу Января. Древние римляне январь назвали в честь бога Солнца – Янус. Они изображали его как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. А на Руси в старину январь называли “сечень”. Задание № 1. Как вы думаете, почему на Руси январь называли “сечень”? Каким способом раскроем значение слова? Задание № 2. Запишем предложение. Подчеркнём в нём слова, употреблённые в переносном значении. Как называется это устойчивое сочетание слов? Объясните его значение. В январе от мороза и студёного ветра дух захватывает. Вывод: зачем используются фразеологизмы в нашей речи? |
ФЕВРАЛЬ Встречаем посланца последнего зимнего месяца – Февраля. Название месяца “февраль” латинское по своему происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца римляне устраивали большой праздник в честь бога Фебруса. Отсюда и название месяца – февраль. В Древней Руси февраль называли “лютый”. Задание № 1. Почему на Руси февраль называли “лютый”? Задание № 2. Работа с текстом “Круговерть”. (Распечатан для каждого ученика.) Приложение № 2. - О чём этот текст? К какому стилю речи мы его отнесём? - Попробуйте нарисовать словами то, что вы увидели, почувствовали. - Подчеркните в этом тексте сочетания слов, в которых о неживом предмете говорится как о живом? Почему так много глаголов? Какое художественное средство использует автор? - Найдите фразеологизм. О чём он нам рассказал? Подберите к нему синонимичные. - Попробуйте озаглавить. Найдём ключевое слово в тексте, особенно ярко характеризующее метель. (Круговерть.) Объясним значение. Вывод: 1.Что же необычного и удивительного увидел в зимнем пейзаже автор? 2. С помощью каких изобразительных средств он нам это показал? |
IV. Игра “Чей алмаз ярче?” (Продолжение работы по тексту Н.Сладкова.)
Пока мы кружились в вихре метели, озорной февраль похитил из произведения писателя очень важные слова. И текст рассыпался, Нам надо найти эти слова и вернуть их на место.
- Итак, объявляю конкурс “Чей алмаз ярче?”
Текст на доске ( искомые слова пока закрыты).
1. Скользит __(яростная) позёмка.
2. (Тонут) в белых волнах заборы.
3. С севера подул (студёный) ветер, и с неба посыпалась (снежная) пыль.
- Зачитайте предложения. У кого ближе к оригиналу? (Открыть слова на доске.)
Вывод: Посмотрите наши записи. Сколько магических слов мы уже нашли, сколько драгоценных камней собрали.
V. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Чародейкою Зимою…”
Слово учителя. –
Вас метель не заморозила?
Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!
- Давайте лучше полюбуемся другим зимним пейзажем.
1. Тютчев “Чародейкою Зимою…” (Выразительное чтение) (Презентация, слайд 2)
- Какие слова подчёркивают состояние природы?
-Найдите изобразительные средства, с помощью которых автор выражает своё
отношение к происходящему.
- Посмотрите на репродукцию картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”.
Сопоставьте пейзажи, нарисованные поэтом в стихотворении и картиной художника.
Похожи ли они? В чём сходство?
2. Сопоставление текстов.
- А сейчас задание потруднее. Справимся ли мы?
Сравним описания природы в произведениях Ф.И.Тютчева и Н.Сладкова.
По-разному смотрят художники слова на окружающую природу или одинаково?
(Контрастные картины)
- Вывод. Оказывается, на мир можно смотреть по-разному. И почувствовать это авторское отношение к окружающему миру нам помогают те изобразительные средства, которые используют поэты и писатели.
VI. Итог урока.
- Какие же слова мы назовём магическими? (Слова, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной (метафоры, олицетворения, эпитеты). Они помогают всё самое обычное сделать волшебным.)
- Сегодня мы говорили о богатых возможностях русского слова. Мне хочется верить, что урок увлёк вас и показал, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.
VII. Рефлексия. Творческая работа “Проба пера”. Приложение № 2.
- А сейчас волшебница зима предлагает вам самим стать художниками слова.
Возьмите листочки с творческим заданием. Самостоятельно выберите вариант №1 или №2
(задания различной степени сложности).
- Поможет вам в этом творческом вдохновении лирическая миниатюра Г.Свиридова к повести Пушкина “Метель”.
VIII. Домашнее задание. Закончить творческую работу.
Использованная литература
- Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. Рекомендации к учеб. Пособию для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / М.М.Разумовская, Г.А.Богданова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 1999.
- Наш родной язык. Введенская Л.А., Саакьян Р.Я. – М. : Просвещение, 1971.