Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Лексика”.
Задачи:
- Познакомить с технологией проектной деятельности на этапе повторения материала по теме “Лексика”.
- Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой и исследовательской деятельности; развитию критического мышления, устной и письменной речи; привитию навыков работы со словарями, само – и взаимопроверки.
- Воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.
Оборудование: магнитофон, пакеты с заданиями, проектор, компьютер, словари
С. Ожегова, словари синонимов и антонимов, сборники стихов.
Ход занятия
I. Организационный момент
НУ, проверьте-ка, друзья, ВСЁ ль на месте, Всё ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, Только лишь оценку “5”. Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.
– Итак, позади уроки, посвящённые теме “Лексика”. У вас была возможность расширить знания по теме. На уроках мы узнали много нового и интересного. Мы с вами стали намного грамотнее.
II. Работа над проектом
– Тема нашего урока “Энциклопедия одного слова”. Мы поработаем над проектом и составим 4 статьи в энциклопедический словарь.
– Для этого нам нужно поделиться на 3 группы. В каждой группе нам нужно выбрать:
– энциклопедиста (защищает проект), – архивариуса (работает со словарём , находит значение слова), – лексиколога (находит синонимы и антонимы данного слова), – этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами), – искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен рекламных роликов, например, со словом любовь),
– лирика (прочитает стихотворение, в котором встречается данное слово), – переводчика (переводит слово на языки мира).
– Каждая группа получит пакет заданий. В этом пакете задания, адресованные всем перечисленным специалистам. Каждый выполняет своё задание, а затем энциклопедист с помощниками готовит статью в энциклопедический словарь, который будет называться “Семья”
Первая группа готовит энциклопедию слова любовь
Вторая группа готовит энциклопедию слова женщина
Третья группа готовит энциклопедию слова счастье
– В результате у нас должен получиться такой проект. Пример проекта “Энциклопедия слова дом” (в презентации). (Учитель показывает пример проекта и рассказывает о доме в презентации).
– А теперь приступим к работе. Всем удачи! Для создания проекта даю 15 минут.
(Под музыку выполняют проект).
III. Защита проекта
– Итак, время истекло. Обсудите в группах, что у вас получилось и составьте небольшую статью с вашими словами.
– Слово предоставляется энциклопедистам.
– Выступает энциклопедист первой творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЛЮБОВЬ ”
– А теперь послушаем энциклопедиста второй творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЖЕНЩИНА”
– А что нам скажет третья творческая группа, которая составляла энциклопедию слова СЧАСТЬЕ.
– Спасибо творческим группам
IV. Этап рефлексии.
– Итак, на сегодняшнем занятии мы составили 4 статьи в энциклопедический словарь “Семья”. Семья – это дом, счастье в нём, а счастье невозможно без женщины и любви. И как сказал Максим Горький: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя”
– В нашем энциклопедическом словаре уже имеются 4 слова: дом, счастье, любовь и женщина
– А какие слова ещё могли бы пополнить наш энциклопедический словарь “Семья”?
– Дома каждый из вас поработает над своим проектом и составит статью в наш энциклопедический словарь.
– Спасибо за внимание.