Малые фольклорные жанры на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: воспитание, обучение


Устное народное творчество (фольклор) - один из богатейших источников педагогического материала как в плане образования, так и в воспитательном [1], [2]. Используя примеры из песен, легенд, пословиц, поговорок, можно достичь образовательных, воспитательных, коррекционных целей, поставленных перед тем или иным уроком в школе, обучающей детей с ОВЗ. Расширение кругозора учащихся, пробуждение интереса детей к истории, литературе, воспитание патриотических чувств, развитие речи - далеко не весь список того, чего можно достичь, применяя на практике урока русского языка материалы фольклорных жанров.

Детский фольклор - это особый вид устного народного поэтического творчества. Использование материала именно данного вида помогает нам достичь поставленных целей и задач гораздо быстрее и эффективнее, т.к. произведения детского фольклора короткие (поэтому их еще называют произведениями малого фольклорного жанра), что очень нравится детям с ОВЗ, имеющим интеллектуальное недоразвитие, емкие по содержанию, что помогает в умственном развитии, а также позволяет работать над развитием речи, делать ее меткой, выразительной, богатой в моральном и эмоциональном плане [3]. Также, разделяя все произведения по их функциональности, возможно использование игрового материала (пестушки, заклички, считалки, припевки) в устной работе. А, работая над словесным содержанием, использование материала вне зависимости от игрового действия (песни, прибаутки, пословицы и поговорки, скороговорки, небылицы) возможно на любом этапе урока: при изучении, закреплении, контроле и коррекции.

Пословицы и поговорки, относящиеся к малым жанрам устного народного творчества, Ушинский К.Д. называл «народными педагогическими миниатюрами», которые можно использовать в качестве прекрасного средства воспитания и развития школьников [3]. Знакомство с ними способствует развитию мышления, развивает память и фантазию. Воспитательные задачи реализуются путем воспитания любви к языку. Поэтому, используя пословицы на урока русского языка, мы целенаправленно повышаем общий культурный уровень учащихся. Параллельно происходит развитие наблюдательности, связной устной и письменной речи, формируется и развивается чувство юмора, чутьё к звуковой красоте языка, обогащение знаний об окружающем мире.

Систематическая работа на уроках русского языка в школе для обучающихся с ОВЗ с использованием материалов пословиц даёт много положительного обучающимся. Собирая, используя в практической речи народных изречений, дети учатся классифицировать, анализировать, понимать окружающую действительность, что очень важно для детей с интеллектуальным недоразвитием, некоторым из них практически не доступны вышеперечисленные операции [4]. Изучение мудрых высказываний, содержащихся в образных афоризмах, обогащает речь учеников, повышает общую грамотность, а также, по мнению Ушинского К.Д. вводят детей в «лучший народный язык».

Используя на уроках русского языка пословицы и поговорки следует помнить о том, что не всякая пословица или поговорка является для детей актуальной, а ее содержание доступно для понимания детей с ОВЗ.

Упражняя учащихся в самостоятельности мышления, развивая сообразительность, воображение, учитель часто в своей работе прибегает к языковому содержанию загадок [4].

Загадка предлагает детям думать, анализировать окружающую действительность, помогает развивать наблюдательность, побуждает к логическому размышлению, познанию мира и себя. Краткая форма загадки интересна детям именно своей лаконичностью, вызывает интерес, в ненавязчивом игровом тоне учит доказывать, рассуждать, размышлять. Содержание и структура загадок позволяют развивать логическое мышление, анализ, формируют навык использования в речи доказательств.

Задача, стоящая пред учителем, работающим с детьми с ОВЗ, при предъявлении фольклорного материала весьма сложна и неоднозначна. Имея определенные недостатки как в интеллектуальном, так и в духовном развитии, дети не всегда понимают то, чего хочет от них учитель. Для них, в большинстве случаев, содержание пословиц непонятно. Метафоричность загадок сложна и не актуальна. Содержание небылиц, песен для современных детей, порой, смешно и безынтересно [5]. Таким образом, пред учителем стоит задача, помимо вышеперечисленных, привить заинтересованность в материале подобного содержания, путем воспитания интереса к нему через знакомство с фольклором, объяснение для наилучшего понимания и усвоения данного материала, не забывая о возрастных и психо-физиологических особенностях детей с ОВЗ. Решая воспитательные задачи, можно плавно подойти к решению образовательных и коррекционных [6].

Также содержание произведений малых фольклорных жанров способствуют развитию словарного запаса учащихся. Аллегорическая манера суждения - особенность пословиц, загадок, песен и т.д. В них заключается обобщение, которое выражается в конкретной форме, стойкой и строгой форме, что позволяет легко их запомнить. Такое содержание доступно детям именно по объему запоминаемого материала, т.к. дети с ОВЗ не любят больших текстов, требующих длительного восприятия и аналитико-синтетической работы, а малые фольклорные формы прельщают их малым объемом. Однако, требуется систематичная планомерная работа по восприятию содержательной стороны материала [6]. Слова, иногда не употребляемые в современном языке за ненадобностью (устаревшие), сложные для детского восприятия синтаксические конструкции, аллегоричное и метафоричное значение слов и конструкций требуют большой словарной работы, которую следует проводить в течение всего курса обучения, и не время от времени, а постоянно. Обогащая таким образом словарный запас учащихся, мы работаем в первую очередь над развитием речи, а в перспективе над общим развитием и социализацией детей с ОВЗ, делая окружающую их действительность простой и понятной.

Однако, использовать содержание малых фольклорных жанров на уроках русского языка можно и с практической точки зрения. Т.е. содержание пословиц, поговорок, загадок, закличек, песен можно использовать в качестве языкового материала при орфографической, морфологической, фонетической, синтаксической работах [1].

На материале произведений малых фольклорных жанров, которые служат богатым источником практического материала для изучения грамматических и синтаксических правил, можно планировать следующие виды работ:

  1. словарно-орфографическая подготовка (орфографические пятиминутки);
  2. упражнения;
  3. грамматико-орфографический анализ;
  4. списывание;
  5. диктант.

Словарно-орфографическая подготовка включает в себя знакомство со словом, его значением, этимологией, звуко-буквенный анализ и объяснение орфографического написания данного слова. Например, при изучении словарного слова «ботинки» мы можем использовать следующую загадку:

Два братца
Не могут расстаться:
Утром в дорогу,
Вечером к порог у[7].

При этом материалом для орфографической работы на этапе закрепления может быть не только отгадка, но и языковое содержание самого текста.

Стимулируя умственную деятельность ребенка, загадка прививает вкус к умственной работе, не только способствует совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире, она способствует воспитанию художественного восприятия окружающего мира, помогает раскрыть богатства русского языка, знакомит с метафоричностью, встречающейся в нем.

Упражнения, используемые на каждом уроке, помогают учащимся сознательно, целенаправленно достигать качества выполняемой работы. Усвоив алгоритм применения на практике того или иного правила, ученики с ОВЗ с большим удовольствием выполняют упражнения для отработки этого алгоритма на материалах, известных и близких им [4]. А так как пословицы, поговорки, загадки очень часто применяются в работе, то и выполнение упражнений с их использованием приносит не только практическое, но и моральное удовлетворении. Дети лучше запоминают то, о чем говорилось на уроке, что им следует отработать и применять в повседневной жизни. При этом учитываются достигнутые результаты, а также идет эффективное распределение повторения во времени. Что очень важно для детей, имеющих интеллектуальные нарушения.

Грамматико-орфографический анализ необходим для выработки у учащихся понимания соотношения «орфограмма и грамматическое явление». Основными моментами работы при таком разборе будут: умение обнаруживать орфограмму («сомнительное место» в написании слова), распознавать то или иное грамматическое явление среди других, находить в предложении или в связном тексте слова, которые надо проверить, определять разряд явления, к которому оно относится (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.), указать, алгоритм проверки написания данной орфограммы, умение проверить и найти аналогичные случаи в материале предложенного текста или найденного самостоятельно. При таком виде работы возможно использование материалов устного народного творчества [8].

Например, при изучении темы «Однокоренные слова» в 5 классе мы можем использовать упражнение, предложенное Э.В.Якубовской: прочитать слова в рамке, доказать, что они однокоренные, для этого выделить общий корень стыд, стыдно, стыдиться

Прочитать пословицы, вставить вместо точек однокоренные слова, подбирая их по смыслу:

  • В ком есть …, в том есть и совесть.
  • Кто бога не боится, тот и людей не…
  • Не стыдно не знать - … не учиться.

Записать пословицы. Подчеркнуть однокоренные слова и выделить их корень. Прочитать предложения. Найти пословицу с таким же значением [9].

Одним из любимых видов работ у детей - списывание - усложняется грамматико-орфографических заданиями, применение которых (подчеркивание нужной буквы, определение части речи, ее форм: падежа, рода, лица, числа, времени; указание грамматических форм, написание проверочных слов и т.д.) позволяет выработать у детей алгоритм работы над словом и его формой. Списывание текста со знакомым содержанием (материалы пословиц, поговорок, загадок и т.д. мы используем не единожды) вселяет в учащихся уверенность, что позволяет более эффективно использовать предлагаемый материал.

При изучении падежных форм имени существительного детям предлагается списать следующие предложения.

  • Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • В труде рождаются герои.
  • Суди о человеке по его труду.
  • Труд всё побеждает[10].

Затем определить род, число, падеж имен существительных (данная работа может носить дифференцированный характер: ограничить количество имен существительных числом или выделением их в тексте).

Использование материалов малых фольклорных жанров на контрольных уроках позволяет провести диктант не только с целью проверить умения учащихся, но и обогатить их внутренний мир, поднять духовность, воспитать патриотичность[11].

Например, пословицы учат людей жить и работать, при этом они убедительны и просты. Они знакомят с наблюдений над явлениями природы, могут дать совет, как поступать в той или иной ситуации. Четкая формулировка правил трудовой деятельности, морально-эстетических нормы делает пословицы учебником жизни. Т.е. написание такого диктанта не только поможет проверить практические навыки орфографии и пунктуации, но и успешно социализировать детей с интеллектуальной недостаточностью[12].

Малые фольклорные жанры предлагают богатейший материал для развития связной устной и письменной речи. Используя языковое содержание пословиц, поговорок, загадок, пестушек, небылиц, скороговорок, частоговорок, можно предложить учащимся написать изложение, сочинение-рассуждение, составить собственную загадку или небылицу и т.д.

При использовании пословицы в сочинении можно выделить два вида работ: сочинение на основе пословицы, когда пословица выступает в роли заголовка и нужно раскрыть ее смысл; и сочинение со включением пословицы в ткань сочинения, т.е. выступающая тезисом или аргументом в работе данного вида[4].

В школе для детей с ОВЗ написание сочинений подобного характера используется очень редко, т.к. требует огромной предварительной работы, растянутой во времени. Предварительное знакомство с фольклорными материалами, объяснение для лучшего его понимания, разбор не только лексический, но и орфографический, включение отдельных фраз, словосочетаний в устной речи, составление предложений по предложенной теме, составление цитатного плана, составление устного рассказа - минимум, который должен быть предложен учащимся на ряде уроков, предваряющих написание сочинения[13]. Содержание предлагаемого материала должно непосредственным образом быть связано с изучаемым на уроках русского языка и чтения, а также иметь связь с другими предметами и дисциплинами.

На уроке русского языка в 7 классе можно предложить следующий вид работы: Прочитай пословицу. Объясни её смысл. Придумай историю, в которой можно было бы использовать эту пословицу.

Нет в мире краше Родины нашей [14].

Сначала проводится устная работа: объясни, почему так говорят, подбери слова, близкие по смыслу, составь устно предложения с использованием слов из данной пословицы. Затем предлагается записать словосочетания, отвечающие на поставленные вопросы (Какая Родина? и т.д.) [16] Далее учащимся можно предложить готовый план для устного высказывания или составить коллективный план. Написание самого сочинение целесообразно проводить на следующем уроке, для того чтобы дети смогли принять и проанализировать полученную информацию. Вся проводимая работа будет зависеть от уровня подготовки учащихся[15].

Активно используя малые фольклорные жанры на уроках русского языка, мы способствуем повышению воспитательных и познавательных возможностей детей, которые не только учатся говорить более выразительно, правильно и лаконично выражать свою мысль, но и способствуем развитию логического мышления, пространственных и временных представлений, а также воображения, фантазии, воли детей, расширяем их кругозор, общую осведомленность об окружающем мире, ведем непрерывную орфографическую, грамматическую, пунктуационную работу[17].

Следовательно, формирование, развитие и коррекцию знаний, умений и навыков по русскому языку возможно производить с использованием материала малых фольклорных жанров, это позволяет не только заинтересовать детей, но и способствует развитию мыслительной деятельности. Отражение положительного эффекта данной работы мы сможем наблюдать не только на уроках русского языка, но и на других дисциплинах, преподаваемых в школе, реализующих программы для детей с ОВЗ[18].

Таким образом, использование малых фольклорных форм на уроках русского языка актуально и перспективно.

Литература

  1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. М., 1990.
  2. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М.: Феникс, 2011. - 251 с.
  3. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. М.: ВЛАДОС, 2007. - 181 с.
  4. Аксенова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учебник для студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 2004. - 316 с.
  5. Голуб И.Б. Трудности русской орфографии. Правила, примеры и упражнения в стихах. М: КНОРУС, 2010. - 144 с.
  6. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. М.: Академия, 2008. - 349 с.
  7. Лысаков В.Г. 1000 загадок. - М.: АСТ-Сталкер, 2017. - 320 с.
  8. Обучение русскому языку учащихся с недоразвитием интеллекта: на материале грамматики и правописания: учеб. пособие / Л.Н.Блинова, Н.И. Норкина. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 207 с.
  9. Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
  10. Даль В.В. Пословицы русского народа (в 3 книгах). М.: Русская книга, 1993. -1920 с.
  11. Зубарева Н.Н. Этимология на занятиях по орфографии в 6 классе: Пособие для учащихся. Белгород, БелГУ, 2007. - 120 с.
  12. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика. М.: Дрофа, 2008. - 253 с.
  13. Долгих Л.Ю., Федченко А.П. Методика обучения грамоте умственно отсталых детей: Учебное пособие / Л.Ю.Долгих, А.П.Федченко. Иркутск: Аспринт, 2015. - 139 с.
  14. Якубовская Э.В. Русский язык. 7 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2014. - 239 с.
  15. Долгих Л.Ю. Развитие связной речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе коммуникативного подхода. Иркутск, 2005. - 152 с.
  16. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках// Дефектология, 1987. - №6. - с. 32
  17. Федченко А.П., Цимашенко П.В. Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида: учеб.-метод. Пособие. Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2011. - 216 с.
  18. Методика обучения русскому языку и литературе младших школьников: хрестоматия. Ч. 2. Методика языкового образования и правописания / сост. Т.В.Факторович. Иркутск: ВСГАО, 2010. - 186с.
  19. Ваниева В.Ю. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // В кн. Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века: материалы Международной научно-практической конференции в рамках VI Сибирского педагогического семинара / под общ. ред. Т.А.Ромм, И.В.Хромовой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - Т.2. - С. 140-146.
  20. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских пословиц. М.: Олма Медиа Групп, 2010. -1024 с.