Цели занятия: 1. Закрепить понятие об антонимах.
2. Развивать посредством наблюдений умение распознавать антонимы, учить находить их в тексте, использовать в речи.
3. Прививать интерес к изучению русского языка. Обогащать словарный запас обучающихся. Воспитывать культуру речи.
Оборудование:
- Плакат “Антонимы”.
- Эпиграф: “Корень учения горек, а плод его сладок”.
В помощь обучающимся:
- М. Р. Львов “Школьный словарь антонимов русского языка”, М. Просвещение, 1987 г.
- О. А. Михайлова “Словарь синонимов и антонимов для школьников”, Екатеринбург, 2005 г.
- Т. Давыдова “Дружок”. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Москва, 2009 г.
- Выставка “Герои сказок и басен”.
- Заготовки листочков. Мини-кроссворд “Антонимы”.
- Запись песни из мультфильма кота Леопольда “А когда наоборот…”.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя.
Садитесь поудобнее,
Ведь прозвенел звонок!
Начнем скорей занятие
И закрепим понятие.
- А какое это понятие, я думаю, вы уже догадались.
Наша задача - не только вспомнить данную группу слов, о которой сегодня пойдет речь, но и научиться их распознавать, находить в тексте. А также уяснить, какую роль выполняют эти слова в речи. В течение нашего занятия постараемся ответить на проблемный вопрос: когда и зачем употребляются антонимы.
Будет много информации,
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Эпиграф нашего урока: “Корень учения горек, а плод его сладок”.
Итак, в добрый путь! Всем удачи! Будьте активными, а не пассивными!
II. Повторение.
1 этап - “Без теории-никуда!”
(Нарисованы 2 рожицы: грустная и веселая).
- Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о них? Что мы начинаем делать с рисунками, чтобы сделать вывод? Начнем с простого: сравните, какое у них настроение?
(Разное: 1-полное грусти, печали.2- полное веселья, радости)
- Какая пара слов получилась?
(Рожицы: грустная - веселая).
- Каково значение этих слов?
(Противоположное).
- Как мы называем такие слова?
(Антонимы).
Делаем вывод: В русском языке есть интересная группа слов, которая, объединяясь в пары, обозначает противоположные понятия.
Антонимы - это слова с противоположным значением.
Обратим внимание на тему нашего урока: “Делу - время, а потехе - час”. Найдите антонимы.
Словарная работа: потеха – игра, развлечение, забава. (Синонимы)
Посмотрите на эту пословицу, прочитайте ее с выражением, выделите голосом главные слова.
Что это за слова? (Делу – потехе; антонимы)
В чем смысл пословицы? (… Да, мы не просто развлекаться будем, а закреплять уже полученные знания и узнавать что-то новое через игровую деятельность).
III. Закрепление.
2 этап – Разминка “Знаешь ли ты?”
Это игра “Наоборот”. Я буду читать стихотворение, а вы хором должны назвать недостающие слова-антонимы в стихотворных строчках. “ Беритесь дружно, не будет грузно”.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть игру “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь…(“низко”).
Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь…(“близко”).
Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь…(“пол”).
Скажу я слово “потерял”, и скажешь ты …(“нашел”).
Скажу я слово “трус”, ответишь ты …(“храбрец”).
Теперь “начало” я скажу, ну, отвечай…(“конец”)! (Каждый из вас - молодец!)
3 этап - “Подумай!”
-Все ли слова имеют антонимы? Приведите примеры таких слов. (Например, карандаш, дерево, море, Валя,…)
А знаешь ли ты, ЧТО можно противопоставлять? (Каждая группа дополняется примерами детей).
Явления природы: пасмурный – (ясный), холод – (жара)
Пространственные и временные отношения: лето – (зима), правый – (левый)
Деятельность: провожать – (встречать), плакать – (смеяться)
Состояние: больной – (здоровый)
Задание: Подумай и подбери антонимы к рисункам.
По возрасту: молодость- старость.
По цвету: белый - черный.
По ширине: узкий - широкий.
По доброте: злой – добрый.
По высоте: низкий – высокий.
По действию предмета: говорит - молчит.
Действия по настроению: плачет - смеется.
-Кто из вас самый внимательный? Какие части речи могут быть антонимами? ( Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
4 этап - “Поиск”. “Кто ищет, тот всегда найдет”.
Индивидуальное задание: Найди антонимы к данным словам и распредели их по частям речи. Дополни каждую колонку по две антонимической пары.
Работа со словарем.
Румяный -… ,гордиться -…, родина -…, грубый -…, победа -…, подняться -…
Задание классу: Заполнить мини-кроссворд на индивидуальной карточке. В 2 столбика написаны слова: к словам, записанным в первом столбике, подобрать слова с противоположным значением и заполнить ими горизонтальные строчки квадрата. Будьте внимательны! Кто выполнит правильно, того ждет сюрприз! “Игра игрой, но нужны знания”.
Вывод: Если выделить в квадрате цветом только вертикальную колонку, то можно прочитать название темы.
1. сухой 2. начинать 3. ветер 4. рыхлый 5. трудолюбивый 6. короткий 7. свет 8. медлительный |
влАжный коНчать заТишье плОтный леНивый длИнный теМнота прЫткий
|
прыткий ленивый темнота затишье длинный влажный кончать плотный
|
5 этап - “Физминутка – “Хлопок!”
Задание: Я называю главное слово, это будет имя прилагательное. А затем называю ряд других слов, среди которых будет антоним главного слова. Внимание: когда вы услышите этот антоним, хлопайте в ладоши 1 раз.
СИЛЬНЫЙ - могучий, низкий, толстый, слабый.
ТЯЖЕЛЫЙ – большой, страшный, веселый, милый, легкий.
УМНЫЙ – красивый, грубый, длинный, молодой, глупый.
6 этап – “У нас в гостях”.
- Ребята, а вы обратили внимание, что у нас сегодня ГОСТИ? Узнали ли вы этих героев? Из каких они произведений? (Выставка “Герои сказок и басен”).
Задание: Давайте с помощью антонимов-прилагательных охарактеризуем их.
Сравните:
Волка и Лису (по хитрости)
Буратино и Карабаса Барабаса (по доброте)
Зайца и Льва (по храбрости)
Стрекозу и Муравья (по трудолюбию)
Слона и Моську (по величине)
-В каких случаях автор использует антонимы в своих произведениях?
Вывод: Антонимы, как мы увидели, употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность явлений, понятий.
- Где вы с ними еще встречались?
Антонимы встречаются в загадках, пословицах, поговорках, в стихотворениях,… Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной.
Послушайте стихотворение М. Цветаевой и определите, какие антонимы употребляет поэтесса:
Полюбил богатый - бедную,
Полюбил ученый - глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
Отгадай загадку: Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел и школьная доска)
7 этап – “Это интересно”. Занимательная информация.
1.Самая большая книга в мире находится в Америке. Ее высота три метра, толщина один метр. Перелистывает ее специальный электрический аппарат.
Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А.Крылова. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году.
2.Многие писатели в названиях своих произведений используют слова-антонимы: Л.Н.Толстой “Война и мир”, К.Симонов “Живые и мертвые”, А.П.Чехов “Толстый и тонкий”.
-А сейчас угадайте, как называется известное стихотворение В.В.Маяковского. Продолжите строчки из этого стихотворения:
Крошка сын
К отцу пришел
И спросила кроха: (Дети продолжают)
Что такое хорошо?
И что такое плохо??
8 этап – “Что такое хорошо и что такое плохо”.
- Все в мире познается в сравнении. А может ли один и тот же человек быть и хорошим, и плохим?
Работа в парах.
Обсудите и соедините стрелочками антонимичные пары, которые будут сочетаться со словом человек, и добавьте свою антонимичную пару.
ЧЕЛОВЕК
Хорошо Плохо
Аккуратный Лживый
Умный Бездушный
Правдивый Неряшливый
Отзывчивый Злой
Добрый Глупый
-А каким должен быть человек? Что выбираете вы? (Хорошо)
Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас в жизни был настроен только на хорошие, добрые дела. Вспомните известные строчки из стихотворения В. В. Маяковского:
Буду делать… (хорошо)
И не буду … (плохо)
9 этап – “Без пословицы речь не молвится”.
Итоги урока:
- Ответьте на проблемный вопрос, который мы поставили в начале нашего занятия:
когда и зачем употребляются АНТОНИМЫ? (Ответы обучающихся)
- На какой финал вы настроены? Ответ нам поможет узнать пословица. Ведь “Без пословицы речь не молвится”.
Задание: Перед вами пословица-перевертыш. Замените в ней только выделенные слова на антонимы. Собери пословицу.
“Все плохо, что плохо начинается”
(“Все хорошо, что хорошо кончается!”)
- Спасибо всем за работу! Спасибо, что были активны, а не пассивны!
Рефлексия: Какое у вас осталось настроение после занятия? Покажите свое настроение.
(У каждого на парте лежат рисунки с изображением грустного лица и веселого).
- И как поет известный герой мультфильма кот Леопольд “А когда наоборот… (плохо)”
(Ребята исполняют песню, подпевая Коту Леопольду).