Цель занятия: Отработка навыков определения рода имен существительных, склонения.
Задачи:
Коррекционно-обучающие
- Пополнение и активизация словарного запаса.
- Формирование навыка словоизменения.
- Совершенствование умений в установлении разницы между именами существительными мужского, женского и среднего рода.
- Закрепление знаний о склонении имен существительных.
- Отработка алгоритма построения распространенных предложений
Развивающие
- Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, переключаемости.
- Отработка пространственных представлений.
- Формирование навыка самоконтроля.
Воспитательные
- Формирование коммуникативных навыков.
- Развитие организационно-воспитательных возможностей.
- Содействие эстетическому и нравственному развитию детей.
Оборудование:
- демонстрационный материал, презентация;
- раздаточный материал;
- компьютер, интерактивная доска;
Ход занятия
1. Организационный момент
(на столах лежат картинки с изображениями предметов), у логопеда есть такой же демонстрационный материал, как у детей, но более крупного размера.
Логопед (предлагает): Ребята, разложите картинки на партах, внимательно рассмотрите их. Хлопните в ладоши один раз, когда я назову имя существительное женского рода и поднимите картинку с этим предметом, два раза, когда я назову имя существительное мужского рода и три раза существительное среднего рода и также поднимите картинки.
Давайте определим тему занятия.
Дети: (Пытаются определить тему занятия).
Логопед: (Предлагает детям вспомнить определение имени существительного, родовых окончаний).
2. Основная часть
Слайд 1
Работа со словом и предложением.
(Дети не просто называют предметы отдельными словами. Все ответы детей формулируются в виде простого или сложного распространенного предложения.
Игра «Выбери предмет и проверь себя». 1 часть
Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные женского рода с окончаниями-а -я) Слайд 2
Дети: (смотрят на Слайд и называют предметы)
Логопед: (убирает те картинки, которые должны исчезнуть)
Ребята, давайте проверим правильность вашего ответа. Я сейчас буду нажимать и ненужные картинки будут исчезать. Остаться должны предметы женского рода с окончаниями -а,-я..
Игра «Выбери предмет и проверь себя». 2 часть
Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные мужского рода с окончаниями-а -я). Слайд 3
(Ребята работают с 3 слайдом, выполняя задание.)
Игра «Выбери предмет и проверь себя». 3 часть
Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные женского рода с нулевым окончанием). Слайд 4
(Ребята работают с 4 Слайдом, выполняя задание.)
Игра «Выбери предмет и проверь себя». 4 часть
Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные мужского рода с нулевым окончанием). Слайд 5
(Ребята работают с 5 слайдом, выполняя задание.)
Игра «Выбери предмет и проверь себя». 5 часть
Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные среднего рода с окончаниями -о, -е). Слайд 6
(Ребята работают с 6 слайдом, выполняя задание.)
ФИЗМИНУТКА
Разучиваем стихотворение. Слайд 7
(Физминутку ребята проводят стоя, выполняя движения руками и ногами по желанию, сопровождая движениями рассказ стихотворения.)
Игра «Определи склонение и проверь себя». 1 часть. Слайд 8
Логопед: (предлагает детям вспомнить предметы и определить существительные имена 1 склонения)
Дети: (вспоминают и называют предметы)
Логопед: Нажимает на слайд, для проверки правильности ответа.
(На Слайде появляются картинки предметов, названия которых представляют имена существительные относящиеся к 1 склонению).
Игра «Определи склонение и проверь себя» 2 часть. Слайд 9
Логопед: (предлагает детям вспомнить предметы и определить существительные имена 1 склонения)
Дети: (вспоминают и называют предметы)
Логопед: Нажимает на Слайд, для проверки правильности ответа.
(На Слайде появляются картинки предметов, названия которых представляют имена существительные относящиеся к 2 склонению).
Игра «Определи склонение и проверь себя» 3 часть. Слайд 10
Логопед: (предлагает детям вспомнить предметы и определить существительные имена 1 склонения)
Дети: (вспоминают и называют предметы)
Логопед: Нажимает на слайд, для проверки правильности ответа.
(На Слайде появляются картинки предметов, названия которых представляют имена существительные относящиеся к 3 склонению).
3. Итог занятия
Логопед: (предлагает детям вспомнить тему занятия и сделать вывод)
Дети: (делают вывод). Слайд 11
Какие имена существительные (какого рода и с какими окончаниями) относятся к каждому склонению.
Логопед: завершает занятие и благодарит детей за помощь в работе.
Слайд 12
Литература
1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. Пособие для логопеда.-М.: «Просвещение»,1991
2. Новикова Е.В.:Учебно-практическое пособие.- М: Издательство ГНОМ и Д. 2001-128 с.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга.для логопедов. - М.:Просвещение. 1991. -224 с: ил.
4. Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160.с.
5. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 1997.
6. Русский язык 3 класс в 2ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Учебник: М.: «Просвещение». 2012-2ч.