Личностно-ориентированный урок на тему "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи.

  • обобщить знания учащихся, полученные в ходе изучения темы “Имя Существительное”,
  • пробудить у учащихся интерес к русскому языку,
  • развивать творческое мышление у ребят.

Оборудование.

  1. Карта Морфологии,
  2. Герб Имени Существительного,
  3. Кроссворды по теме, составленные учащимися.

Ход урока

Разминка.

Звенит звонок,
Начинается урок.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать,
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

I. Разминка. Би бэ ба бо бу бы бе бя бё бю

(хором) фи…

ви…
фиви,…
тадита – тадитя Са3 – сани
тадито – тадитё за3 – залка
тадиту – тадите ца3 – цапля
тадити – тадити ас3 – квас
зо3 – зонт
ац3 – матрац

Учитель: Зачем мы делаем эти упражнения?

- укрепление голоса;

- развитие речевого слуха;

- дикция.

Что еще нужно для хорошей дикции?

Скороговорки.

Ребята рассказывают скороговорки.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель: Еще мы знаем, что чтобы стать образованным и грамотным человеком, нужны знания грамматики, мы должны уметь правильно строить предложения. В этом нам помогают знание частей речи. Для этого мы изучаем жителей г. Частереченка. Итак, в объединенном Королевстве Грамматика есть страна Морфология, где расположен город Частереченск. Расскажите об этом городе по форзацу учебника.

Одни жители самостоятельные, потому что они много работают, другие – служебные, похожи на телефонистов, связывают слова в предложении.

Самостоятельные – это…

Служебные – это…

Со служебными частями речи нельзя разговаривать, а с самостоятельными можно. Самостоятельные части речи отвечают на вопросы, у каждой есть свои вопросы. Главный житель этого города – Имя Существительное. Сегодня наш урок мы посвящаем этому жителю, потому что мы все знаем о нем. Покажем, давайте свои знания. Какую знаем сказку?

Учащиеся: В стране Морфология, в городе, который давным– давно носил другое название – Предметиж, а потом его переименовали в Частеречинск, живут части речи. Главный житель – Имя Существительное, потому что его много. Живут они на огромном дереве, каждый из них – это листочек, как только появляется новый предмет, новое имя – вырастает новый листочек. На работу днем ходят они в соседнее государство – Синтаксис. Они могут все. Работают и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и определением, и обстоятельством. Только располагаются каждый на своем месте. Делятся на 3 группы – 3 рода (ж., м., с.). живут множеством или поодиночке. Дома одеваются в Именительный падеж, на работу ходят в косвенных падежах.

Учитель: Спасибо. А теперь переведите это все на научный язык.

Физминутка. (по растяжению позвоночника).

Учитель: Итак, давайте дадим слово Имени Существительному.

Ученик: Я – существительное. Живу в государстве Грамматика. Я – король. У меня есть жена – Прилагательное, брат – Глагол, младший брат – Местоимение, сестра – Наречие. И малыши дети – Частица, Союз, Предлог. И еще у моей жены есть брат – Числительное. Вот какая у нас большая семья. Мы каждый день ходим на работу. Я чаще всего работаю подлежащим, могу, и сказуемым, и дополнением, и определением, и обстоятельством. У меня много слуг: это , , , , вопросы, склонения, род.

Учитель: Очень приятно. Давайте ему покажем наши знания. Назовите морфологические признаки имени существительного (пост., непост.).

(Ответы учащихся).

Учитель: А нужны ли имена собственные? А если бы их не было? ( Исчезли бы географические названия – названия городов, рек, морей, гор, стран, улиц. Не ездили бы машины, потому что никто не знает, куда, по какому адресу ехать. Стоят пожарные машины, хотя где-то что-то горит, стоят скорые машины, хотя много больных, потому что нет адресов.

Теперь дайте научное объяснение.

Ученики: Имя собственное – это…

Имя нарицательное – это…

Учитель: Спасибо! Следующий признак – одушевленный и неодушевленный.

Почему одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (Потому что они обозначают живых существ).

Учитель: Но почему же все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это живая природа. (потому что наши предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает птицу, а растения месяцами и годами стояли на одном и том же месте. Поэтому их считали не живыми. И задается вопрос что?

III. Закрепление.

Учитель: Хорошо спасибо! Проверим наши знания.

Задание. Расставьте правильно знаки препинания и выпишите в 2 столбика имя существительное одушевленное и неодушевленное.

Очень – очень странный вид!
Речка за окном горит
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая!
- Вот что значит запятая!

(Письменная работа).

Учитель: Как в башкирском языке обстоят дела?

Ученик: Только о людях спрашивают кто?

(Был кем?) О животных, рыбах птицах мы спрашиваем что (Был ним??)

Итак, вывод.

Далее мы знаем, что каждое имя существительное принадлежит одному из знатных родов.

Сколько их?

Ученик: Их всего 3 (мужской, женский, средний). В английском, башкирском языках нет деления на роды.

Учитель: Деление на роды основано на законы языка. Что вы знаете о родах?

Ученик: Средний род в латинском языке называется нейтральным.

Род определяется по окончанию.

Учитель: Обратите внимание на задание на доске. Определите род имен существительных.

Д

О Мой брат Азат – настоящий плакса.

С Моя сестра Айгуль – всем известная тихоня.

 

К

А

Учитель: Какого же рода существительное плакса, тихоня.

(общего рода).

Учитель: Какого же рода существительное брюки, бусы.

Ученик: Род не определяется у существительных мн. ч.

Учитель: Что вы знаете о числах имен существительных.

Ученик: Множественное и Единственное.

Только единственное: очки, брюки.

Только множественное: одежда, бензин, посуда.

Исправьте ошибки (устно). Как вы думаете, почему они произошли?

НА ДОСКЕ: чего только не было в магазине: и сахары, и чернило, и молоки, и металлы, и сметаны, и бензин, и ножница, и брюка, и очка, и саня, и цементы, и вермешели, и ветчины, и дрожа… Всего не перечислишь!

Итак, вывод.

Учитель:А что случилось с нашей известной песенкой.

НА ДОСКЕ:

Трава сидеть кузнечик
Совсем как огуречик
Зеленый он был
Не трогать он козявка
И муха он дружить

Ученик: Потерялись падежи.

Учитель: Ужасно. Давайте, исправим, споем, и чтоб больше такого не было повторим падежи.

Ученики:

Повторение падежей.

Падежи нам нужны для того, чтобы говорить легко, грамотно, красиво. Нужно их хорошо знать, потому что они устанавливают связь между словами.

Учитель: А что же такое склонение?

Ученик: рассказывает сказку о склонении.

Учитель: Объясните это все на научном языке.

Ученики: (Скл. I, II, III;

- разносклоняемые существительные;

- несклоняемые существительные).

Учитель: Итак, что такое имя существительное?

Его признаки?

IV. Обобщение.

Учитель: Итак, что мы сегодня на уроке закрепили?

Какого жителя г. Частереченска изучили?

Чем вам урок понравился?

V. Домашнее задание.

Сделайте рисунок имени существительного.

Дополнительный материал к уроку.

История происхождения падежей.

Их отец – Аристотель, древнегреческий философ, который жил в IV веке до нашей эры. Он использовал слово птозис (ptosis) как грамматический термин – оно взято из практики игроков в кости – по-русски переводится как падение. Птозис буквально означает падение брошенной кости той или иной стороной кверху. В представлении греков слова, изменяясь по падежам как бы падают по ступенькам на ступеньку, отклоняясь от своего первоначального положения.

Греки первыми придумали им, падеж. Римские ученые довольно точно перевели это слово на латынь. Онома (onoma) означает “имя”. Почему его считают основной формой имени? Прежде всего потому что немало слов как раз в именительном падеже равно своему корню. Все остальные падежи производны от него. Слово о именительном падеже является одним из главных членов.

Родительный падеж в латинском языке звали генетивис, падеж родства. Уже во времена римлян он служил для обозначения родства: отвечает на вопросы кого? чего? чья? откуда? Предметов у него много: например, вокруг, около, позади, впереди, после, прежде, кроме, ввиду, возле, через, из-под, из-за, для, без, из, у, от, до, с, к.

Указывает:

1) на лицо, которому принадлежит предмет – тетрадь (чья?) мальчика;

2) на материал, из которого сделан предмет – конверт (из чего?) из бумаги;

3) на место – пришел (откуда?) из дома.

Дательный падеж. Его называют щедрым падежом. Отвечает на вопрос кому? чему? где? куда? Любит предлоги благодаря, вопреки, указывает

На лицо, в чьих интересах совершается действие – купила (кому?) сыну;

На лицо, которому что-то дали – дать (кому?) Ольге;

На место – иду (где?) по мосту;

На направление – подошел (к чему?) к дому;

Название творительный падеж было введено Лаврентием Зизанием в 1596 г. Этот падеж, таким образом, создан русским ученым. Отвечает на вопросы кем? чем?

Предложный падеж называется “сказательным”. Тоже его ввел русский ученый Мелетей Смотрицкий в 1598 г. Примерно через столетие М. Ломоносов “сказательный” переделал в “предложный” (только с предлогами). Отвечает этот падеж на вопросы о ком? о чем?

С родительным падежом употребляются 115 предлогов, с дательным – 19, с винительным 20.

В древнерусском большинство существительных мужского и женского родов в единственном числе имело особенную форму обращения, которую приятно называть “звательным” падежом. Его употребляли при обращении.