Автор:
Заика Евгений Константинович,
суворовец 8 класса 3 роты 2 взвода
Руководители:
Абрамова Светлана Анатольевна,
преподаватель;
Дяглюк Пётр Николаевич,
воспитатель
ВВЕДЕНИЕ
Представленная работа относится к области «Социально-гуманитарные науки».
Мы решили изучить не просто эпистолярное наследие великого полководца, а буквально заглянуть в сознание этого гениального человека и определить, какова его личность с точки зрения психолингвистики. Идея выяснить это, можно сказать, «из первых уст» захватила наше воображение и стала отправной точкой для научно-исследовательского проекта.
Иными словами, изучается психическая форма текста, существующая в сознании человека. Значит, подвергнув литературное наследие Суворова психолингвистическому анализу, мы сможем получить некое отражение действительности в сознании генералиссимуса с помощью элементов языка. Столь серьёзная цель требует научного подхода и, конечно, строгого отношения к постановке исследовательских задач, первой и важнейшей из которых является создание корпуса текстов для психолингвистического анализа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Значение личности А.В.Суворова в наши дни
Имя Александра Васильевича Суворова знакомо каждому россиянину.
Великий русский полководец участвовал в 60 сражениях и не проиграл ни одного!
Основоположник русской военной теории, кавалер всех российских орденов своего времени, которые вручались мужчинам, Суворов и по сей день восхищает не только ратными подвигами, отеческой любовью к России и солдатам, но и человеческой сутью.
Благодарные потомки свято чтят память об этом человеке.
В 2014 году в мультимедийном проекте-конкурсе «Имя Победы» А.В.Суворов был признан лучшим в мире полководцем.
В этом же году была дана жизнь подводной атомной лодке «Генералиссимус Суворов».
Научные книги по астрономии содержат информацию о траектории движения астероида Суворов.
В течение многих лет выпускались марки, банкноты, монеты с изображением фельдмаршала.
Книга Суворова «Наука побеждать» стала первым учебником для солдат и офицеров.
А суворовские училища, в которых мы учимся, отметили 75-летие своего существования.
Кажется, суворовцы, знают о гениальном полководце всё! Но, изучив военное и эпистолярное наследие этого человека, мы задались вопросом: что известно об А.В. Суворове как о языковой личности? Поиск ответа на этот вопрос стал отправной точкой для создания научно-исследовательского проекта.
Дополнить представление о личности Суворова позволяет активно развивающаяся наука психолингвистика, которая рассматривает текст как способ передачи мысли и как продукт речемыслительной деятельности.
Вывод. Подвергнув письменное наследие А.В. Суворова психолингвистическому анализу, мы смогли бы получить некое отражение действительности в сознании с помощью элементов языка.
2. Психолингвистический анализ текстов. Общие наблюдения
Литературное наследие не писателя, но военного было обширным. Это «Полковое учреждение», памятник военной мысли «Наука побеждать», записки и инструкции, учебники, написанные для солдатских детей, письма и даже стихи.
Но живой голос гения ярче звучит в легендарных афоризмах. Поэтому мы отобрали и сформировали корпус из 278 высказываний полководца, посвящённых различным сферам жизни.
Суворов сказал: «Ничего непреодолимого в жизни нет!» И мы приступили к анализу текстов при помощи инструментов, предлагаемых психолингвистикой, а также компьютерной программой «Wordstat».
Корпус текстов состоит из 510 (пятисот) словоформ.
Проанализировав тексты, высказывания Суворова, мы пришли к выводу, что самыми частотными и значимыми являются следующие духовно-нравственные ценности:
- Слава 16
- Бог 12
- Счастье 12
- Дело 12
- Человек 11
- Храбрость 11
- Жизнь 11
- Служба 9
- Дружба 9
- Победа 9
- Отечество 8
- Смелость 8
- Вера 7
- Наука 7
- Истина 7
Продолжая психологическую диагностику языковой личности Суворова, обратимся к следующим психолингвистическим показателям.
3. Показатель среднего размера предложений
Он свидетельствует об особенностях вербального (словесного) интеллекта- определённых навыков человека, связанных со способностью логически размышлять, понимать сложный текст. Для пишущих на русском языке эта величина составляет 6-9 слов. Среднее количество слов в афоризмах Суворова составляет 8, и это говорит о высоком вербальном (словесном) интеллекте великого полководца. При этом исследовании мы не забыли учесть, что жанр афоризмов предполагает лаконичность изложения. Как правдиво и точно звучит мысль: «Война закончена, когда похоронен последний солдат».
4. Показатель словесного разнообразия
Показатель словесного разнообразия обычного человека, также определяемый специальной формулой, колеблется от 5 до 15 единиц.
У великого Суворова этот показатель 12! Вслушайтесь в обращение: «Потомство моё прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель».
5. Коэффициент глагольности (агрессивности)
Коэффициент глагольности - это отношение глаголов, причастий и деепричастий к общему количеству слов. Анализ афоризмов Суворова даёт 40%, что говорит об отсутствии агрессивности. Речь полководца больше созидательна. Это можно услышать в словах: «Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови».
Обладая незаурядным вербальным интеллектом и ярко выраженным риторическим талантом, Суворов имел исключительные человеческие качества! Патриотизм, гуманность, трудолюбие, любовь к ближнему.
6. Вывод
Материал данного проекта может быть использован на уроках русского языка, а также на занятиях по внеурочной деятельности при изучении личности А.В.Суворова.
Вс. Рождественский
Среди балтийских солнечных просторов,
Над широко распахнутой Невой,
Как бог войны, встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой.И он - генералиссимус победы,
Приветствуя неведомую рать,
Как будто говорит: «Недаром деды
Учили нас науке побеждать».Нам ведом враг, и наглый и лукавый,
Не в первый раз встречаемся мы с ним.
Под знаменем великой русской славы
Родной народ в боях непобедим.Он прям и смел в грозе военных споров,
И равного ему на свете нет.
«Богатыри!» - так говорит Суворов,
Наш прадед в деле славы и побед.
1941
Список используемой литературы
- Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В.П.Белянин. - М., 1988.
- Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе) / В.П.Белянин. - М., 2000.
- Суворов А.В. "Наука Побеждать" - М.,"ЭКСМО" 2013.