Цель: познакомить с технологией мастерских.
Задачи:
- При помощи слова, музыки, деконструкции авторских текстов собрать лексический материал.
- Создать лирические миниатюры на тему «Человек и природа».
Оформление:
- http://www.youtube.com/watch?v=pNO0u1qSyn8
- http://mp3.cc/m/147292-Trio_Meridian/14112482-Vokaliz_Muz.Mikaelya_Tariverdieva
Наверное, не ошибусь, если скажу. что неправильная, однообразная, скудная речь наших учеников – это главная проблема, с которой мы разными способами стремимся справиться. Не сомневаюсь, что у каждого учителя-словесника есть своя излюбленная методика, способствующая обогащению речи. Я практикую технологию французских мастерских, которая позволяет раздвинуть границы сознания, активизировать ассоциативное и образное мышление, позволяет каждому учащемуся взглянуть на этот мир по-новому.
Работа с разнообразными поэтическими текстами развивает литературный вкус и прививает любовь к чтению.
Итак, что же такое мастерская? Это многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным успехом, ориентированная на личностный подход.
При этом важна позиция мастера. Он вводит учащихся в мир поиска знаний, а не прямо передаёт информацию, при этом задача мастера – создать творческую атмосферу.
Урок-мастерская – это многомерное явление, которое может быть представлено в различных вариантах.
Основные элементы мастерской:
- Индукция – определённый эмоциональный настрой, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личностного отношения к предмету обсуждения, в качестве индуктора может выступать слово, мелодия, текст, рисунок –всё, что может разбудить чувства, вызвать поток ассоциаций, ощущений, вопросов.
- Создание собственного творческого продукта (самоконструкция, социоконструкция), работа со словом, с текстом, обмен творческим опытом, обретение собственного опыта), (на этом этапе работы разрешается деконструкция авторского текста с целью выбора понравившихся словосочетаний, тропов, обмен листочками с одноклассниками, пополнения своего лексического ряда новыми словами, французские педагоги предлагают
- Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у уч-ся в ходе мастерской.
На этом этапе участники рассказывают о своих чувствах, которые возникли в результате работы. Дети учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Для подростков этап рефлексии важен и как тренировка способности самопознания и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент мастерской, в которой вы будете активными участниками.
- Итак, первый этап - индукция ( на экране прекрасные ролик с видами пейзажа http://www.youtube.com/watch?v=pNO0u1qSyn8)
- Тема нашей мастерской «Прекрасное в слове»
Откуда вы приходите, слова,
Исполненные гордого доверия?
Наверное, оттуда, где трава,
Наверное, оттуда, где деревья (слова на экране, медленно прочитанные учителем)
Наша задача – подобрать словесный материал для написания лирических миниатюр
- Мы посмотрели композицию, составленную из картин художников сюрреалистической школы, последователей великого Сальвадора Дали. Попробуйте записать запомнившиеся образы.
Какая идея объединяет эти картины?
(человек природа-гармония)
- Гармония рождается в любви к природе, но как высказать эти слова?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово природа?
- Дополните слова из ассоциативного ряда образами из просмотренных картин, которые запечатлелись в вашей памяти.
- Выберите самый яркий образ и сделайте его заголовком вашего сочинения.
- подберите эпитеты-антонимы к словам, которыми можно охарактеризовать выбранный образ.
- Посмотрите, из какого столбика слова созвучны вашему настроению? Настроению, которое вы хотели бы придать картине. Выбранное словосочетание может стать первым словом в вашей миниатюре.
- Создайте цветопись.
- Подберите метафору
- Далее подбираем другие средства речевой выразительности, комбинируем словосочетания, выписываем понравившиеся СС из предложенных авторских текстов. Необходимо набрать как можно больше лексическогоматериала.
- Создаём собственные тексты
В качестве раздаточного материала предлагаются тексты из стихов русских поэто о природе, красоте, гармонии (Тютчев, Фет, Майков, Некрасов, Есенин и т.д)
Технология мастерских позволяет каждому учащемуся почувствовать себя личностью, способной создавать неповторимый авторский текст. Данный вид работы помогает учителю развить творческое воображение у учащихся, повысить мотивацию к изучению предмета. Творческая мастерская даёт возможность для восхождения каждого участника к новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Интересно то, что учитель и учащиеся в одинаковой степени являются участниками творческого процесса. Все равны в стремлении стать выше того уровня, на котором находится каждый. Учитель лишь задаёт алгоритм действий для учащихся. В заключение каждый, включая учителя, прочтёт всё произведение или его фрагмент. Приведу возможную схему такого урока:
1 этап. В классе играет тихая музыка. Детям раздаются карточки с фрагментами из произведений русских писателей (Паустовского, Пришвина, Чехова) с описаниями пейзажа. Предлагается выписать ключевые слова.
2 этап. Какие ассоциации вызывают эти слова? Записать ассоциативные слова.
3 этап. К словам, выписанным из текста и ассоциативным словам подобрать синонимы.
4 этап. Из ключевых и ассоциативных слов выбрать такие, к которым можно подобрать эпитеты, образовать с ними олицетворения, метафоры, образовать фигуры.
5 этап. Выбрать одно из слов или словосочетаний для заголовка нового текста.
6 этап. Создать своё произведение (ребята работают в группах, парах, самостоятельно).
Например, дан фрагмент из произведения И.С.Тургенева «Лес и степь».
Заря загорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу; в оврагах клубятся пары; жаворонки поют, предрассветный ветер подул- и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо!
Ход работы
- Ключевые слова: заря, золотые полосы, предрассветный ветер, багровое солнце, золотые полосы, свежо.
- Ассоциации: прохлада, тишина, торжество жизни, обновление
- Синонимы: светило, нега, царство бытия,
- Создание средств выразительности: арбузно-алая заря, кружевные облака, пурпурный ломтик солнца, неугомонный ветер, ветер нежно нашёптывает что-то на ушки соснам, золотой змейкой скользнул луч.
- Выбранное словосочетание для заголовка: утренний ветер
- Созданный текст:
Утренний ветер
Предутренний лес. Деревья, кусты, укутанные тёмно-синей шалью ночи, замерли в предрассветной неге. Не спится только неугомонному ветру: он слегка потрепал верхушки берёз, нежно нашептал что-то на ушки соснам, домчался до самого солнышко и потянул его за багровый край: «Пора, вставай, лежебока!» Солнце лениво заворочалось на своём огненном ложе, осветило линию горизонта, золотой луч огненной змейкой скользнул на землю… Началось утро. А ветерок всё не успокаивается. Вот он прогнал по голубому небу стайку кружевных облаков, погладил зеркальную гладь лесного озера, поцеловал каждый листик, каждую травинку и тихонько свернулся в клубочек, уснул…
(автор Тарасенко Паша, ученик 7В класса)
Эту форму работы я использую и на уроках развития речи, и на занятиях студии «Русское слово». Мастерские способствуют не только речевому, но и духовному развитию учащихся.