Мастер-класс "Прекрасное в слове"

Разделы: Русский язык, Мастер-класс


Цель: познакомить с технологией мастерских.

Задачи:

  1. При помощи слова, музыки, деконструкции авторских текстов собрать лексический материал.
  2. Создать лирические миниатюры на тему «Человек и природа».

Оформление:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=pNO0u1qSyn8
  2. http://mp3.cc/m/147292-Trio_Meridian/14112482-Vokaliz_Muz.Mikaelya_Tariverdieva

Наверное, не ошибусь, если скажу. что неправильная, однообразная, скудная речь наших учеников – это главная проблема, с которой мы разными способами стремимся справиться. Не сомневаюсь, что у каждого учителя-словесника есть своя излюбленная методика, способствующая обогащению речи. Я практикую технологию французских мастерских, которая позволяет раздвинуть границы сознания, активизировать ассоциативное и образное мышление, позволяет каждому учащемуся взглянуть на этот мир по-новому.

Работа с разнообразными поэтическими текстами развивает литературный вкус и прививает любовь к чтению.

Презентационное сопровождение

Итак, что же такое мастерская? Это многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным успехом, ориентированная на личностный подход.

При этом важна позиция мастера. Он вводит учащихся в мир поиска знаний, а не прямо передаёт информацию, при этом задача мастера – создать творческую атмосферу.

Урок-мастерская – это многомерное явление, которое может быть представлено в различных вариантах.

Основные элементы мастерской:

  1. Индукция – определённый эмоциональный настрой, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личностного отношения к предмету обсуждения, в качестве индуктора может выступать слово, мелодия, текст, рисунок –всё, что может разбудить чувства, вызвать поток ассоциаций, ощущений, вопросов.
  2. Создание собственного творческого продукта (самоконструкция, социоконструкция), работа со словом, с текстом, обмен творческим опытом, обретение собственного опыта), (на этом этапе работы разрешается деконструкция авторского текста с целью выбора понравившихся словосочетаний, тропов, обмен листочками с одноклассниками, пополнения своего лексического ряда новыми словами, французские педагоги предлагают
  3. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у уч-ся в ходе мастерской.

На этом этапе участники рассказывают о своих чувствах, которые возникли в результате работы. Дети учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Для подростков этап рефлексии важен и как тренировка способности самопознания и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент мастерской, в которой вы будете активными участниками.

  1. Итак, первый этап - индукция ( на экране прекрасные ролик с видами пейзажа http://www.youtube.com/watch?v=pNO0u1qSyn8)
  2. Тема нашей мастерской «Прекрасное в слове»

Откуда вы приходите, слова,
Исполненные гордого доверия?
Наверное, оттуда, где трава,
Наверное, оттуда, где деревья (слова на экране, медленно прочитанные учителем)

Наша задача – подобрать словесный материал для написания лирических миниатюр

- Мы посмотрели композицию, составленную из картин художников сюрреалистической школы, последователей великого Сальвадора Дали. Попробуйте записать запомнившиеся образы.

Какая идея объединяет эти картины?

(человек природа-гармония)

  1. Гармония рождается в любви к природе, но как высказать эти слова?
  2. Какие ассоциации вызывает у вас слово природа?
  3. Дополните слова из ассоциативного ряда образами из просмотренных картин, которые запечатлелись в вашей памяти.
  4. Выберите самый яркий образ и сделайте его заголовком вашего сочинения.
  5. подберите эпитеты-антонимы к словам, которыми можно охарактеризовать выбранный образ.
  6. Посмотрите, из какого столбика слова созвучны вашему настроению? Настроению, которое вы хотели бы придать картине. Выбранное словосочетание может стать первым словом в вашей миниатюре.
  7. Создайте цветопись.
  8. Подберите метафору
  9. Далее подбираем другие средства речевой выразительности, комбинируем словосочетания, выписываем понравившиеся СС из предложенных авторских текстов. Необходимо набрать как можно больше лексическогоматериала.
  10. Создаём собственные тексты

В качестве раздаточного материала предлагаются тексты из стихов русских поэто о природе, красоте, гармонии (Тютчев, Фет, Майков, Некрасов, Есенин и т.д)

Технология мастерских позволяет каждому учащемуся почувствовать себя личностью, способной создавать неповторимый авторский текст. Данный вид работы помогает учителю развить творческое воображение у учащихся, повысить мотивацию к изучению предмета. Творческая мастерская даёт возможность для восхождения каждого участника к новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Интересно то, что учитель и учащиеся в одинаковой степени являются участниками творческого процесса. Все равны в стремлении стать выше того уровня, на котором находится каждый. Учитель лишь задаёт алгоритм действий для учащихся. В заключение каждый, включая учителя, прочтёт всё произведение или его фрагмент. Приведу возможную схему такого урока:

1 этап. В классе играет тихая музыка. Детям раздаются карточки с фрагментами из произведений русских писателей (Паустовского, Пришвина, Чехова) с описаниями пейзажа. Предлагается выписать ключевые слова.

2 этап. Какие ассоциации вызывают эти слова? Записать ассоциативные слова.

3 этап. К словам, выписанным из текста и ассоциативным словам подобрать синонимы.

4 этап. Из ключевых и ассоциативных слов выбрать такие, к которым можно подобрать эпитеты, образовать с ними олицетворения, метафоры, образовать фигуры.

5 этап. Выбрать одно из слов или словосочетаний для заголовка нового текста.

6 этап. Создать своё произведение (ребята работают в группах, парах, самостоятельно).

Например, дан фрагмент из произведения И.С.Тургенева «Лес и степь».

Заря загорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу; в оврагах клубятся пары; жаворонки поют, предрассветный ветер подул- и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо!

Ход работы

  1. Ключевые слова: заря, золотые полосы, предрассветный ветер, багровое солнце, золотые полосы, свежо.
  2. Ассоциации: прохлада, тишина, торжество жизни, обновление
  3. Синонимы: светило, нега, царство бытия,
  4. Создание средств выразительности: арбузно-алая заря, кружевные облака, пурпурный ломтик солнца, неугомонный ветер, ветер нежно нашёптывает что-то на ушки соснам, золотой змейкой скользнул луч.
  5. Выбранное словосочетание для заголовка: утренний ветер
  6. Созданный текст:

Утренний ветер

Предутренний лес. Деревья, кусты, укутанные тёмно-синей шалью ночи, замерли в предрассветной неге. Не спится только неугомонному ветру: он слегка потрепал верхушки берёз, нежно нашептал что-то на ушки соснам, домчался до самого солнышко и потянул его за багровый край: «Пора, вставай, лежебока!» Солнце лениво заворочалось на своём огненном ложе, осветило линию горизонта, золотой луч огненной змейкой скользнул на землю… Началось утро. А ветерок всё не успокаивается. Вот он прогнал по голубому небу стайку кружевных облаков, погладил зеркальную гладь лесного озера, поцеловал каждый листик, каждую травинку и тихонько свернулся в клубочек, уснул…

(автор Тарасенко Паша, ученик 7В класса)

Эту форму работы я использую и на уроках развития речи, и на занятиях студии «Русское слово». Мастерские способствуют не только речевому, но и духовному развитию учащихся.