Русский язык
-
Лингвокраеведческий устный журнал: "Люблю старинные названья…" 2010
Конспект лингвокраеведческого устного журнала по топонимике Воронежского края, страницы которого рассказывают о происхождении названий рек, сёл и городов Воронежской области. В разработку включены стихотворения местных поэтов.
-
Лингвокультуроведческий анализ слова "Солдат" на уроке русского языка. 6-й класс 2014
Введение элементов лингвокультуроведческого анализа слов – важная составляющая формирования коммуникативных и познавательных умений учащихся. В работе представлены элементы лингвокультуроведческого анализа слова "солдат", которые можно использовать на уроке русского языка при объяснении темы "Общеупотребительные слова".
-
Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку по теме: "Мать – святое слово…" 2007
В данной работе представлена лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку, разработанная учеными и методистами Республики Башкортостан. Цель данной концепции – формирование языковой личности, ее лингвистической, языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенций.
-
Лингвокультурологические аспекты преподавания орфографии школьникам средних классов 2020
В средних классах русскому языку отводится значительное количество учебных ча-сов. При этом, в отличие от старших классов, для школьников среднего звена ЕГЭ еще далеко впереди, и поэтому имеется возможность формировать у обучающихся на уроках русского языка не просто знание правильного написания слов, а знание причин такого написания, тем самым формировать знание связей между языком, историей и культурой русского народа.
-
Лингвокультурологические проекты на уроках русского языка в средней школе 2012
Развитие лингвокультурологической компетентности – важнейшая задача уроков русского языка в условиях современной школы, а потому необходима организация проектной деятельности лингвокультурологической направленности, поскольку такой вид работы способствует развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
-
Лингвориторическая разминка на уроках русского языка 2009
Лингвориторическая разминка, проводимая на разных этапах уроках русского языка, поможет учителю, не затрачивая много времени, провести комплексный лингвистический анализ слова и через осмысление его языковой и образной структуры прийти к созданию собственного небольшого текста, раскрывающего смысл уже не просто слова, а определенного понятия или явления.
-
Лингвостилистический анализ поэтического текста 2012
Развитие умения учащихся говорить и рассуждать остается актуальной задачей обучения. Предлагаемые материалы можно использовать на уроках-зачетах, на уроках самостоятельной работы с текстами. Также на основе этих материалов можно построить элективный курс. Для удобства работы берутся краткие законченные поэтические тексты.
-
Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Рассказ И.А. Бунина "Красавица" 2003
Лингвистилистический анализ текста рассказа И.А.Бунина "Красавица" определяет замысел писателя, основную идею произведения: дети - символ вечного продолжения жизни, но этот символ легко сломать, погубить, если взрослые не окружат его заботой и вниманием. Проводится анализ текста как языкового целого, ведётся наблюдение над эстетической функцией слова, анализ языковых средств и изобразительно выразительных средств.
-
Лирические отступления сельского учителя между уроками… 2008
Школьная жизнь - это особый мир со своими страстями и законами. Учитель, особенно сельский, в современном мире, вероятно, уже единственный, кто заботится о будущем своей деревни или района, страны и, если хотите, человечества. Обычная жизнь в школе - это труд, а сейчас еще и борьба за выживание без гламура и шоу. Что же будет дальше?.. "Посмотрим", - сказал слепой...
-
Литература как искусство слова 2023
Литература как искусство слова возникла еще в давние времена. Тогда наука и искусства переплетались, а ученые были как философами, так и писателями. Если обратиться к мифологии Древней Греции, то в ней можно отчетливо увидеть единство искусства и науки. Мифы о музах, дочерях Зевса, рассказывают о том, что эти богини покровительствовали поэзии, науке и искусству. Если человек не владеет знаниями по литературе, ему будет трудно изучать другие науки. Ведь только тот, кто владеет словом, может познать бесчисленную информацию, которую человечество копило на протяжении веков.
-
Литература Русского Севера в школьном изучении 2012
Литературное краеведение – действенное средство воспитания учащихся. Расширяет представление учащихся об историко-культурных связях родных мест с жизнью страны, представление о культуре края, учит соотносить общенациональные и региональные проблемы искусства, воспитывает ответственность за судьбу родных мест и любовь к родине.
-
Литературная гостиная "Блокадные дни Ленинграда" 2008
На уроках литературы и обществознания мы старались донести до детей культуру миропонимания и осознания исторического прошлого и будущего в нем. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа.
-
Литературная игра "Счастливый случай" 2010
Литературная игра для 9-го класса в форме телеигры «Счастливый случай» с целью показать преемственность развития русской литературы; актуализировать знания, ранее полученные при изучении творчества А.С. Пушкина; развивать устную и письменную речь учащихся; формировать эстетический вкус учащихся.
-
Литературная игра по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". 5-й класс 2007
Игра проходит как викторина в 3 тура. Ее целью является обобщение знаний учащихся текста и основных событий поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила".
-
"Литературная мозаика" по произведениям Н.В. Гоголя 2009
Интеллектуальная игра «Литературная мозаика» может быть использована как на уроках литературы 8–9-х классов, так и во внеклассной работе при проведении «Недели русского языка и литературы» в школе. В ходе мероприятия стимулируется познавательная деятельность, раскрываются индивидуальные способности учащихся, прививается любовь к русской классической литературе.
-
Литературная экскурсия. Урок, посвященный жинеописанию М.В. Салтыкова-Щедрина 2005
Форма урока - литературная экскурсия - позволяет организовать активную обратную связь, развивает монологическую речь учащихся, помогает учащимся овладеть прочными знаниями о жизни и творчестве писателя, понять пути формирования его мировоззрения. Выступления экскурсоводов-учащихся знакомят ребят с тернистой судьбой сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина, показывают, как отдельные факты биографии повлияли на творчество писателя. Во время самостоятельной работы учащиеся закрепляют полученные знания, организуется работа группами, задание дифференцировано.
-
Литературно-интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" 2011
Литературно-интеллектуальная игра для учеников 9–11-х классов является повторением и обобщением полученных знаний по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в занимательной и увлекательной форме.
-
Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный" 2008
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта.
-
Литературно-музыкальная композиция "Помните!", посвященная узникам концлагерей 2013
11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, который установлен в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года. Тема концлагерей в годы Великой Отечественной войны не так широко распространена в печати, литературе, ее мало изучают в школе.
-
Литературно-художественный монтаж к уроку-образу «Русская литература 20–30-х гг. ХХ века. Расстрелянное слово» 2020
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся по теме «Творчество поэтов Серебряного века, пострадавших в застенках «архипелага ГУЛАГ»; воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.
-
Литературное краеведение на уроках и во внеурочной деятельности 2013
Литературное краеведение ‒ важна часть воспитательной и учебной работы учителя. Воспитывать чувство патриотизма можно и нужно на материале, который близок учащимся не только психологически, но и "географически". Школьный учитель часто не только тот человек, который дает знания, но и тот, кто может заразить детей творчеством, в том числе и поэтическим. Кто может быть ближе из поэтов, чем тот человек, с которым они встречаются каждый день на уроках?
-
Литературное чтение. 1-й класс 2011
Автор знакомит учащихся со звуком и буквой Ф. Учит читать слова, в которых встречается звук и буква Ф. Формирует умение определять звуки в словах, развивает умение отличать мягкие и твердые согласные.
-
Литературный аргумент к сочинению-рассуждению 9.3 «Настоящее искусство» (ОГЭ – русский язык) 2020
В статье проведен анализ литературного аргумента как примера из жизненного опыта в задании 9.3 ОГЭ – русский язык. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.
-
Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы 2010
Проблема организации внеклассной работы является актуальной в наше время. Она является логическим следствием и продолжением работы на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников. Любая внеклассная работа учащихся, как и классная, требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя.
-
Литературный турнир для учащихся 5–8-х, 9–11-х классов 2012
Форма литературного турнира позволяет повысить интерес учащихся к изучаемым произведениям, активизировать их работу на уроке и творческое осмысление программного материала. Предлагаемый материал содержит сценарий уроков в форме турнира для 5–8-х и 9–11-х классов. Задания турнира имеют межпредметный характер (литература-музыка, литература-живопись, литература-москвоведение), работают над расширением кругозора учащихся, развитием познавательных способностей.
-
"Личное дело — предлог" 2010
Урок проводится в 7-м классе для закрепления полученных знаний учащихся по теме «Предлог». Данная тема при изучении вызывает трудности у учеников, следовательно, учителю необходимо простроить работу с классом так, чтобы сделать акцент на правилах, изучаемых по данной теме, вызывающих затруднения.
-
Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка 2012
Статья знакомит с концепцией личностно ориентированного образования. Представлен опыт по использованию технологии личностно-ориентированного обучения при организации работы по развитию речевых умений школьников.
-
Личностно ориентированный урок русского языка в 5-м классе "Имена существительные собственные и нарицательные" 2010
Личностно ориентированный урок с целью совершенствовать умение разграничивать имена существительные собственные и нарицательные; развивать навык грамотного письма, логического мышления; повышать мотивацию к учению каждого ученика; воспитывать бережное отношение к родному слову, любовь к Родине.
-
Личностно ориентированный урок с использованием новых информационных технологий "Правописание НЕ с причастиями. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" 2010
Цель урока: опираясь на субъектный опыт семиклассников, сформировать знания о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями; содействовать обучающемуся в овладении навыками обоснования написания не с причастиями, различения приставки НЕ и частицы НЕ; формировать потребность к приобретению знаний.
-
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка 2010
Представленный урок помогает сформировать умение правильно писать безударные гласные а-о в корне с чередованием -лаг-, лож-.