Оформление:
- плакаты,
- фонограммы с русскими народными песнями,
- плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.
(И.Тургенев)
“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
(А.Куприн)
1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.
2- ведущий:
Уважаемые любители русского языка!
На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.
ЗАДАНИЯ:
1. Решите шараду.
Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.
(Ведро – ведро).
2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?
(Еше – исчо).
3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?
(Неправильно).
4.
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.
(Вопросительный знак).
5. Разместите буквы в правильном порядке.
Весна + рок = …(русский поэт),
Лик + пен = … (птица),
Том + вата = …(оружие),
Бар + соки = …(фрукт).
(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).
6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.
(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).
7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).
8. Решите шараду.
С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.
(Моль, боль, роль, соль).
9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).
10. Решите двойную шараду.
Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.
1. | 2. |
Слева направо:
1. Сооружение для постройки и ремонта судов.
2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.
Справа налево:
2. Часть лица.
1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.
Справа налево:
2. Рот.
1. Код. - Доктор).
11. В каких словах по сто согласных?
(Стол, стог, стон).
12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на
- ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.
13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
(Суббота).
14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?
(Коля – колья).
15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).
16. Что стоит посередине земли?
(Буква М).
17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.
(Всплеск, взгляд, встреча).
18. Отгадайте метаграмму:
С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.
(Колос, голос, волос).
19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
(Твое имя?).
20. Хитрые вопросы-шутки:
- Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).
- Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).
21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:
Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?
Сколько глаголов в этих строчках?
22. Решите анаграмму:
Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.
(Фара – арфа).
23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.
1) МЕ (…) ОЛАД (шок)
2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)
3) УТКО (…) ОРОГ (нос)
4) КАБ (…) ОШКО (лук)
5) С (…) ОКНО (тол)
6) ГА(…) АРОНЫ (мак)
1-й ведущий.
Уважаемые знатоки русского языка!
Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.