Цели урока:
- Воспитывать чувство любви к малой родине, способствовать формированию уважительного отношения к русскому языку как национальному достоянию.
- Обобщить знания о синтаксической синонимии и ее экспрессивных возможностях, расширить представления учащихся о изобразительно-выразительных возможностях синтаксических конструкций в единстве с авторским замыслом.
- Способствовать совершенствованию коммуникативной компетенции через осознанное, творческое восприятие текста.
Задачи урока:
- Определить эмоциональную окраску текста через выразительное чтение.
- Исследовать синонимичные синтаксические конструкции в 2 текстах через их сравнительный анализ.
- Обобщить представления об экспрессивных возможностях синтаксических конструкций через творческое восприятие текста.
- Создать собственный текст на основе личностного восприятия проблемы.
Форма урока: практикум на основе модели ТРКМ.
Формы работы с учащимися:
- лингвистический эксперимент;
- беседа на основе проблемных вопросов;
- создание научного текста ограниченного объема на лингвистическую тему;
- исследование языкового материала текста;
- сравнительный анализ текстов;
- составление таблицы;
- самостоятельная творческая работа.
Прогнозируемый результат:
Предполагается осознание учащимися системного характера языковых единиц, возможности их взаимозаменяемости с учетом содержания высказывания, ситуации, жанра и сферы речевого общения.
Ход урока
Урок начинается с выразительного чтения текстов (см. материалы к уроку). Учащимся предлагается сравнить их, в случае необходимости можно обратиться к алгоритму сравнения:
- Одинаковы ли темы текста?
- Сформулируйте основную мысль каждого текста.
- Есть ли различия в восприятии текстов? Какой из них ярче передает переживания автора?
- Каковы способы выражения авторской позиции?
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что тексты схожи по смысловому содержанию. (Тема: Роль малой родины в жизни человека. Основная мысль: Ничто не способно заменить малую родину, вошедшую в подсознание и душу человека.) Различаются тексты эмоциональной окраской. Переживания автора (драматизм душевного состояния) ярче передаются в первом тексте. Различный эмоциональный характер текстам придают разные синтаксические конструкции.
Звучит вопрос учителя: “Как называются единицы речи, имеющие одинаковое смысловое содержание, но различающиеся оттенками значения?” В ходе обсуждения учитель подводит учащихся к теме урока, уточняется её формулировка, называются цели урока, звучит эпиграф:
Словно на свет, прорастая из тьмы,
Осознавая, что нами потеряно,
Тянемся, тянемся, тянемся мы
К древнему роду и древнему дереву.
Н. Колычев.
Учитель предлагает детям вспомнить всё, что они знают о синтаксических синонимах, и написать небольшой научный текст по алгоритму: общее понятие; различия; роль в языке и речи.
Сначала каждый учащийся работает самостоятельно, отмечая для себя сложные моменты, далее организуется работа в парах с целью уточнения неясной информации, затем проводится коллективное обсуждение. Таким образом, у каждого в тетради появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. Данный этап – самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. Позже на доске проецируется текст для самопроверки теоретических знаний (см. материалы к уроку, можно использовать презентацию, подготовленную в программе POWER POINT), учащиеся имеют возможность корректировать свои записи.
Отталкиваясь от теоретического обобщения возможностей синтаксической синонимии, учитель подводит учащихся к новому этапу урока: им предлагается, сравнивая 2 текста, назвать синонимичные синтаксические конструкции и определить их роль.
В процессе коллективной работы учащиеся составляют таблицу (см. материалы к уроку). После её заполнения учитель вновь обращает внимание учащихся на эпиграф, тем самым, возвращая их к ключевому вопросу урока: “Какие синтаксические конструкции помогли автору первого текста более убедительно донести до читателя свои переживания о роли малой родины в жизни человека?”
Рефлексия.
Учащимся предлагается написать свои размышления, опираясь на материал таблицы, о возможностях синтаксической синонимии для выражения авторской позиции
(самостоятельная письменная работа). По окончании работы несколько развернутых ответов звучат вслух.
Учитель заостряет внимание учащихся на обостренном чувстве автора первого текста к малой родине и знакомит их с мурманским поэтом Владимиром Смирновым (см. материалы к уроку).
Звучит продолжение текста В. Смирнова (псевдоним В.Семенов; см. материалы к уроку). “Я землю эту люблю”,- так мог бы сказать В. Смирнов о городе Мурманске, где прошла почти вся его жизнь. А что значит малая родина для вас? Старайтесь свои мысли выразить коротким монологом.
В завершение урока комментируется домашнее задание:
- Написать сочинение- размышление на тему “Я землю эту люблю”, стараясь оптимально использовать синтаксические конструкции, помогающие выразить ваши чувства.
- Подготовить развернутый ответ на тему “Экспрессивные возможности синтаксической синонимии”: а) с опорой на материал урока; или б) дополняя материал урока своими примерами других случаев синтаксической синонимии (повышенный уровень сложности)
Материалы к уроку.
1. Тексты для сравнительного анализа.
Текст №1
- Осенью 90-го года купил я деревенский дом в поселке Старая Торопа в Тверской губернии. 2.Купил не столько из-за тяги к земле, сколько пытаясь спасти наши скромные семейные сбережения от все более нескромных государственных притязаний.
- Вскоре затея эта показалась мне напрасной. 4.Чтобы разумно пользовать землю, надо на ней жить. 5.А главное – так и не возникло во мне ощущение родственной, сокровенной причастности к этим местам.
- Вроде бы красиво, полезно, целительно: сосновый бор окрест, чистая речка Торопа неподалеку.7. Грибы, ягоды, орешники обильные.8. Но сердцу все равно не прикажешь.
- Детство мое прошло не здесь, а ведь именно детские впечатления от местных таинств природы формирует сознание и подсознание, где свивает гнездо та самая всепобеждающая влюбленность и тяга к родным местам – чувство малой родины.
Владимир Семенов, отрывок из статьи “Человек есть то , что он любит”
Текст №2
- Я купил деревенский дом в поселке Старая Торопа Тверской губернии осенью 90-го года, потому что хотел спасти наши скромные семейные сбережения от все более нескромных государственных притязаний.
- Но вскоре эта затея показалась мне напрасной, ибо разумно пользовать землю можно, лишь живя на ней. 3. Главной причиной подобных ощущений стало то, что чувства причастности к этим местам у меня не возникло.
- Места вокруг красивые, полезные, даже целительные, потому как сосновый бор неподалеку расположен, течет чистая речка Торопа, много в лесу грибов, ягод, орешника.
- Но сердцу все равно не прикажешь: детство мое прошло не здесь. 6.А всепобеждающая влюбленность к родным местам, которую мы называем чувством малой родины, формируется в сознании и подсознании под воздействием детских впечатлений от местных таинств природы.
(трансформированный текст)
Текст, предлагаемый для самопроверки теоретических знаний.
Синтаксические синонимы – это синтаксические единицы, имеющие разную структуру, но одинаковое смысловое содержание. Различаются оттенками значения и являются выразительным средством языка. Синтаксическая синонимия позволяет использовать синтаксические конструкции, адекватные содержанию высказывания, ситуации, жанру, сфере речевого общения.
Краткая справка о лингвистах, занимающихся синтаксической синонимией
Вопросы синтаксической синонимии широко освещаются в современной лингвистике. Наиболее подробно этот материал изложен в книге В.П. Сухотина “Синтаксическая синонимия в современном русском литературном языке”. Возможности синтаксической синонимии для создания выразительности речи рассматриваются в трудах Н.М.Шанского (“Стилистика русского языка”) и Д.Э.Розенталя (“Практическая стилистика”).
Таблица (заполняется на уроке самостоятельно, в группах или коллективно).
“ Типы синтаксической синонимии и ее возможности для создания выразительности речи”.
( сравнительный анализ синтаксических конструкций текстов №1 и №2)
Синтаксические конструкции текста №1 | Роль в тексте | Синтаксические конструкции текста №2 | Роль в тексте |
1.Простое предложение с обратным
порядком слов. 2.Простое предложение с деепричастным оборотом. |
Подчеркивается непринужденность высказывания, выражается непосредственное отношение автора к теме (некоторая ирония) | 1.Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. | Стилистически нейтрально, раскрывается причинно- следственная связь. |
3.Простое предложение. 4.Сложноподчиненное с придаточным цели. |
Передается драматизм состояния автора, через выразительность речи. | 2.Сложноподчиненное с придаточным причины. | Соответствует книжной речи, дается развернутая информация |
5.Бессоюзное сложное. | Предложение подчеркивает выстраданность мысли, душевную боль автора | 3.Сложноподчиненное. | Соответствует книжной речи, подчеркивает логичность мысли. |
6.Бессоюзное сложное, части которого –
односоставные предложения. 7.Бессоюзное сложное, части которого – назывные предложения. |
Статичное описание, помогающее
читателю “увидеть описываемую картину”,
раскрывается Естественность, интимность патриотического чувства автора. |
4.Сложноподчиненное с несколькими придаточными ( части – двусоставные предложения. | Нейтральное описание: из нескольких картин создается полное представление об описываемом |
8.Простое неопределенно-личное. 9.Сложное с сочинительной и подчинительной связью. |
Передается взволнованность автора в печальной констатации факта, в осознании того, что, разорвав связь с малой родиной, человек чувствует себя опустошенным. | 5.Бессоюзное сложное. 6.Сложноподчиненное с придаточным определительным. |
Подчеркивается причинно-следственная
связь. Подробное толкование понятия. |
Краткая биографическая справка об авторе текст (на этапе рефлексии).
Владимир Петрович Смирнов (Семенов). Родился в 1939 году в Новгородской области. С 1966 года живет и работает в Мурманске. Окончил Ленинградский политехнический институт и Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. Автор 6 поэтических сборников, выходивших под разными псевдонимами в Мурманске и в Москве (основной псевдоним – Семенов): “Пороги” - 1968г., “Ау-у!”- 1974г., “Отражение”-1975г., “Контуры”- 1981г., “Давай взойдем на холм” -1987г., “Вместо сладкого созвучья” - 1989г. Член Союза российских писателей. Публицист, последние годы занимается культурологией.
Предлагаемые тексты взяты из статьи “Человек есть то, что он любит”, опубликованной в альманахе “Мурманский берег”.
Продолжение текста №1 (подготовка ко второй стадии рефлексии).
Я пишу эту статью в своей мурманской квартире. Смотрю иногда в окно. Вижу те же хрущовки и брежневки. Вижу и то, что меня чарует и примиряет с Мурманском уже 30 лет: спокойные лица окрестных холмов. Они создают основную архитектонику нашего города, великодушно скрадывают неказистость человеческих построек. В любой точке города мы можем положиться на эту неусыпную поддержку природы. По-моему, именно она определила симпатичный облик мурманчан. Открытость города, пронизанного вечной благосклонностью природы, сказалась и на психологии горожан. Считаю, что мне повезло. Я полюбил этот край, он мне заменил малую родину. Здесь родились и мои дети, тоже не безразличные к мурманским просторам. Нам повезло. “Человек есть то, что он любит. Потому он и любит, что он часть того”.
Владимир Смирнов (Семенов), отрывок из статьи “Человек есть то, что он любит”
Одна из творческих работ ученицы.
Или кажется мне, или вправду
С каждым годом всё выше вода.
А мой город – взгляни на карту –
Словно маленькая страна.
Дети, люди, собаки, птица,
Школы, парк, магазинов сеть.
Кто-то вдруг собрался жениться.
Кто-то вновь собрался лететь.
Кто-то гавкает на прохожих,
Кто в песочке сидит с утра.
Всё на сказку вокруг похоже.
Сказке имя той – Доброта.
Утекает куда-то время,
А мы ищем для этого повод.
До чего ж тебя люблю я…
Мой маленький славный город!..
Список литературы.
- Семенов В. Человек есть то, что он любит.// Мурманский берег,№5,1999.
- Власенков А.И.Программа: русский язык. 10-11 класс. М.1998.
- Воителева Т.В. Работа над синтаксическими синонимами. // Русский язык в школе..№3, 2004.
- Коренева Л.А. Подходы к обучению русскому языку в старших классах. Лекция.
- Коренева Л.А. Особенности русского языка в старших классах. Лекция.
- Развитие критического мышления через чтение и письмо. Часть 3. Приложение “Русский язык” // Первое сентября..№16, 2003 г.
- Шанский Н.М. Стилистика русского языка. М. 1982.