Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.
А. Дистервег
В условиях перехода общеобразовательных школ на федеральные государственные образовательные стандарты перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирования универсальных действий и компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
В основе формирования УУД лежит умение учиться, которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В стандартах универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, общепознавательные, включая общеучебные, логические, постановка и решение проблем, коммуникативные действия [5]. Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщиков разработали классификацию общеучебных умений, объединив их в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения [2].
Остановимся подробнее на последней группе общеучебных умений.
Под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру процесса постановки и решения учебных задач [3].
В настоящее время в школе сложилось три подхода к формированию учебно-логических умений:
- изучение логики как учебной дисциплины по выбору, что предполагает обязательную разработку целостного учебно-методического комплекса;
- усвоение основ формальной логики в процессе изучения традиционных учебных предметов;
- гармоничное сочетание первого и второго подходов.
Формирование учебно-логических умений – важная часть целостной внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Действенным инструментом учителя в процессе организации работы по данному направлению могут стать «логические пятиминутки».
«Логическая пятиминутка» – это малая форма организации процесса обучения, позволяющая учителю согласованно и гармонично развивать логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление [4].
«Логические пятиминутки» формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.
Данный методический прием можно использовать в основной школе на уроках русского языка и литературы, где «логические пятиминутки» могут стать эффективным средством целенаправленного формирования учебно-логических умений учащихся как одного из приоритетных компонентов учебно-познавательной компетенции.
В качестве предмета "логических пятиминуток" на уроках русского языка и литературы выступает группа учебно-логических умений:
- анализ (способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств) и синтез (способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа);
- сравнение (способ познания посредством установления сходства и/или различия признаков объектов. При сравнении изучаемые объекты познаются гораздо более полно, чем при изолированном рассмотрении во время анализа и синтеза. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал);
- обобщение (способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки. В свою очередь, благодаря обобщению возможно осуществление другого способа познания – определения понятий) и классификация (распределение объектов по существенному признаку, в результате чего каждый объект попадает в точно определенный класс, подкласс, группу);
- определение понятий (способ познания, направленный на раскрытие содержания понятия, т. е. отраженных в нем существенных признаков объектов);
- доказательство (это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения доказанных ранее утверждений. Истина – это достоверное отражение существенных признаков объектов) и опровержение (это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).
Содержание "логических пятиминуток" должно включать не только содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети благодаря этой форме обучения должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.
В зависимости от целевой установки использования данного методического приема на том или ином этапе урока выделяют следующие виды логических пятиминуток [2]:
Вид |
Назначение |
«Стартовая пятиминутка» |
объяснить учащимся что, зачем и как будет изучаться |
Цель: способствовать целостному представлению обучающихся о сравнении как способе познания. Учитель: Прочитайте стихотворение Ольги Высоцкой и отгадайте тему сегодняшней «логической пятиминутки». На что похоже солнце? Правильно, тема посвящена сравнению («Что на что похоже?»). Задание: Напишите, что на что похоже:
Сравнения часто употребляются и в загадках. Приведите примеры загадок, в которых используется сравнение. Например: |
|
«Вводные пятиминутки» |
изложить сущность конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрировать их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся |
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Что помогло вам дать правильный ответ, правильно определить названия повестей? Вы мысленно объединили героев в одно целое. Такое мысленное объединение частей в одно целое называется синтезом. |
|
«Инструктивные пятиминутки» |
представить учащимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения |
Цель: Способствовать овладению функциональными знаниями умения. Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов. Сев в такси, спросила такса: – Ребята, что за такса села в такси и о какой таксе она спросила водителя? Вывод: Слово одно, а значений два. Это слова-омонимы. При изучении объекта важно его ограничить от других объектов, схожих с ним. |
|
«Тренинговые пятиминутки» |
последовательное формирование и развитие отдельных учебно-логических умений в соответствии с классификацией общеучебных умений |
Цель: способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе, сравнении как способах познания, а ктакже формировать языковое чутье и орфографическую грамотность. Задание: вставьте на месте пропуска букву. Найдите в строчке лишнее слово и подчеркните его. Объясните устно свой выбор. С каким заданием не справились (или было сложно распознать орфограмму?
|
|
«Мониторинговые пятиминутки» |
изучение сформированности ключевых учебно-логических умений |
Цель: изучить сформированность ключевых учебно-логических умений (анализ, синтез, сравнение) Задание: вставьте пропущенные буквы, определите, какое из словосочетаний в каждой тройке лишнее, подчеркните его, объясните свой выбор.
|
|
«Финишная пятиминутка» |
побудить детей к осмыслению проделанной в течение какого-либо временного отрезка совместной работы |
Цель: побудить детей к осмыслению проделанной в течение урока совместной работы. Задание: прочитайте незаконченные высказывания, подберите инфинитив глагола, который можно употребить во всех предложениях. Запишите предложения, определите синтаксическую роль инфинитива. |
Таким образом, «логические пятиминутки» формируют и развивают конкретный перечень умений, овладев которыми, обучающийся будет способен анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать. Учитель должен подчеркивать важность познавательной составляющей «логических пятиминуток», демонстрировать прикладной аспект сформированных умений в процессе обучения и в повседневной жизни учеников.
Список литературы
1. Воровщиков С. Г. Логическое мышление и его назначение // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 5.
2. Воровщиков С. Г. «Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов http://www.in-exp.ru/mo-6-2010/79-favirit-articles-mo-03-10/346-logic-5-timinutki-mo-06-10-36.html
3. Воровщиков С.Г. , Орлова Е. В. Логические пятиминутки" для младших школьников. Формирование учебно-логических умений младших школьников http://www.menobr.ru/materials/370/4730/
4. Метликина Л. С. Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка http://www.koncept.ru
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
6. Овчинникова О. А. «/Логические пятиминутки» как малая форма организации развития учебно-логических умений учащихся 5 класса// Федеральный государственный образовательный стандарт: от идеи до внедрения. В 2 ч. Ч. 2: инструкт.-метод. материалы/ МБОУ г. Иркутска лицей №3. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014.