Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Стилистическая роль глаголов. 6-й класс 2013

    Автор: Трухачёва Елена Евгеньевна

    Урок русского языка в 6-м классе посвящен глаголу и включает в себя стилистический эксперимент (форма работы над текстом, целью которой является подбор подходящих по смыслу глаголов); «Аукцион глаголов движения», который расширит словарный запас, подготовит к выполнению следующего задания; текст Н.Сладкова «Весенние звуки» – пример яркого описания пробуждающейся природы, где одним из главных языковых средств используются словосочетания с глаголами движения и звучания.

  • "Стилистическая роль парцеллированных конструкций в русском языке". 9–11-е классы 2014

    Автор: Николаева Валентина Александровна

    В 9-х и 11-х классах при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ требуются знания о стилистических возможностях синтаксиса: экспрессивности простых предложений с рядами однородных членов, вводными словами, обращениями, обособленными членами, а также экспрессивности разных типов сложных предложений, периода, парцелляции. Материал поможет учащимся в создании сочинения. Лекция с элементами беседы учит составлять опорный конспект.

  • Стилистическая функция однородных членов предложения с соединительными союзами 2017

    Автор: Яковлева Юлия Геннадьевна

    Урок-исследование позволит учащимся сделать самостоятельные выводы о стилистическом использовании синтаксических конструкций с однородными членами предложения. Урок служит развитию речи и объединен актуальной тематикой – крестьянский труд, хлеб, Россия – аграрная держава. На уроке учащиеся имеют возможность выступить в качестве кураторов групп, самостоятельно оценить свой труд и труд товарища. Большая работа отведена тренировке орфографических и пунктуационных навыков.

  • Стилистически окрашенная и нейтральная лексика. 9-й класс 2013

    Автор: Юминова Елена Валентиновна

    Занятие рассчитано на 3 часа работы (по 45 минут) в условиях учреждения ДО, предназначено для обобщения, систематизации и углубления знаний о нейтральной и стилистически окрашенной лексике, совершенствования умения характеризовать слово с точки зрения его употребления в речи, подбирать синонимичные слова и выражения к единицам разной стилевой окраски; построено с учётом требований нового ФГОС. Предлагаемые материалы могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях при подготовке к выполнению задания В1 в тестах ГИА по русскому языку.

    слово, лексика, книжная и разговорная лексика, стилистические синонимы

  • Стилистические возможности различных синтаксических конструкций русского языка (теоретические материалы в помощь учителю) 2007

    Автор: Литвинюк Лариса Федоровна

    Представленные в виде таблицы материалы о стилистических возможностях синтаксических конструкций русского языка помогут учащимся проводить анализ исходного текста и создавать различные собственные высказывания как на лингвистическую, так и на свободную тему в соответствии с речевой задачей, т.е. служат развитию связной речи учащихся.

  • Стилистические качества слова. Особенности использования синонимов 2008

    Автор: Жаркова Светлана Борисовна

    Правильность речи – это соответствие нормам русского литературного языка. Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Оттенки, существующие в слове дополнительно к его логическому содержанию, называются стилистическими качествами слова. С ограниченным применением языкового средства связана функционально-стилистическая окраска слова. Точность выражения мысли и чувства связана с синонимами. Большинство синонимов, обозначая одно и то же понятие, различаются дополнительными оттенками.

  • Стилистические фигуры в математических понятиях. 11-й класс 2012

    Авторы: Левина Наталья Леонидовна, Янушевская Наталья Николаевна

    Бинарный урок русского языка и математики использует математические символы, образы, понятия для выполнения задания по русскому языку (В8 ЕГЭ) по теме «Анализ средств выразительности». Учащиеся находят в тексте стилистические фигуры, делают их образными, доступными. Умение составлять математические модели реальных ситуаций – неотъемлемая часть современного образования.


  • Стилистические функции индивидуально-авторских неологизмов Е.А. Евтушенко 2015

    Автор: Монченко Юлия Александровна

    Стилистические приемы, смысловая нагруженность неологизмов передают идейное и эмоциональное содержание поэтических произведений Е.А. Евтушенко. Поэтические неологизмы тесно взаимодействуют с контекстом, выполняя акцентную, оценочную, стилистическую, номинативную функции, отражая систему ценностей поэта. Индивидуально-авторский неологизм становится для Е.А. Евтушенко стилеобразующей единицей его художественного пространства.

  • Стилистический диктант 2012

    Автор: Панова Галина Афанасьевна

    Развитие речи обучающихся предполагает целенаправленную работу по предупреждению и исправлению стилистических ошибок. Некоторые преподаватели, особенно начинающие, при проверке сочинений и изложений ограничиваются тем, что все замеченные стилистические ошибки подчёркивают волнистой линией или (что ещё хуже!) заставляют ученика переписывать работу заново. Для работы над стилистическими ошибками используются различные формы, одной из которых является стилистический диктант.

  • Стилистический эксперимент А.М. Пешковского и Л.В. Щербы на уроках развития речи 2009

    Автор: Балашова Татьяна Юрьевна

    Чтобы решить проблему обогащения и развития речи, необходимо знать наиболее эффективные методы воздействия на речь школьников, действенные способы исправления ошибок в речи учащихся. Наиболее полно позволяет решить эту задачу анализ художественных текстов, и особое значение при этом имеет стилистический эксперимент А.М. Пешковского – Л.В. Щербы.

  • Стилистическое своеобразие рассказов В.М. Шукшина 2010

    Автор: Борисенко Татьяна Валерьевна

    Цель данной работы – выявить языковые закономерности, составляющие основу малой прозы Шукшина, и установить, в чём проявляется своеобразие стиля писателя.

  • Стилистическое своеобразие синтаксических конструкций ранних произведений М.Горького 2014

    Автор: Борисенко Татьяна Валерьевна

    По яркому и точному определению Л.Леонова, рубеж XIX и XX веков пересекла «тройка» великих писателей: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и М.Горький. Именно Горькому, самому молодому из них, суждено было перекинуть мост, идею литературного служения из XIX века, в XX и в наш XXI век. Он рано пришёл в литературу, уже изведав и непосильный труд, и унижения, и побои, и радость встреч с хорошими людьми и настоящими книгами.

  • Стилистическое своеобразие юмористических рассказов М.М. Зощенко 2013

    Автор: Короткова Ольга Константиновна

    Исследование языкового уровня текста предполагает анализ лексики, фразеологии и синтаксиса, который выявляет основные единицы того или иногда пласта, доминирующие в тексте. Язык произведений Зощенко в данной работе будет рассмотрен и в отношении к общепринятым нормам русского литературного языка.

  • "Стиль художественной литературы" 2008

    Автор: Чекусова Альфия Самиевна

    Урок русского языка в 8-м классе на тему «Стиль художественной литературы». Урок составлен по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Эта технология позволяет учащимся самостоятельно добывать информацию, развивать исследовательские умения, творческие способности, создает условия для развития рефлексивности.


  • Стихи Есенина на уроке русского языка (6-й класс) 2009

    Автор: Лавреникова Нина Алексеевна

    Открытый урок – ярким примером того, как в творчестве С.Есенина выразилась любовь к родному краю, к природе; как привычные слова в его стихотворениях превращаются в нежный, лучистый, светлый и теплый свет – свет его души.

  • Стихи по русскому языку "Правила в стихах" 2010

    Автор: Саревич Галина Ивановна

    Стихи собственного сочинения для учащихся начальной школы помогают с легкостью усваивать материал русского языка, с интересом учиться, прививать любовь к родному языку. Стихи могут стать хорошим подспорьем как на уроках, так и на внеклассных занятиях.

  • Стихи С.А. Есенина на уроке русского языка. 6-й класс 2013

    Автор: Лебедева Светлана Александровна

    Цели урока: повторить определение текста и его особенности, вспомнить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина. Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.

  • Страдательные причастия настоящего времени 2013

    Автор: Нор Ирина Юрьевна

    Цель урока: повторить постоянные признаки глагола, причастие как часть речи, смысловое значение страдательных причастий; познакомить с образованием страдательных причастий настоящего времени, условиями выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  • Страничка из рабочей тетради… 2011

    Автор: Лукьяшко Ольга Валентиновна

    Рабочая тетрадь, которую я использую на уроках русского языка в качестве дополнительного материала к учебнику, служит для активизации познавательной деятельности старшеклассников. Тетрадь содержит все разделы русского языка. Каждая тема делится на взаимосвязанные между собой блоки. В качестве примера приводим урок-мастерскую на тему «Количественные числительные. Склонение количественных числительных».

  • Стратегии текстовой деятельности 2024

    Автор: Филиппова Светлана Владимировна

    Цель работы: представление опыта использования стратегий работы с тексом на занятиях по учебному предмету "Русский язык" (в рамках реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования).

  • Стратегия написания сочинения по тексту: авторская позиция – проблема – иллюстрация». Урок-практикум. 11-й класс 2019

    Автор: Шерсткина Мария Евгеньевна

    Цели урока: повторить структуру сочинения-рассуждения; создать стратегию написания сочинения; выработать умение писать сочинение-рассуждение по художественному тексту.


  • Стратегия организации предтекстовой и послетекстовой деятельности в 4–5-х классах в рамках преемственности между начальной и средней школой 2023

    Авторы: Козлова Альфия Халимовна, Лебединская Наталья Федоровна

    При переходе из начальной школы в основную заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения, то есть использование текстов как основного ресурса самообразования, получения нового знания и новых идей. Именно в связи с этим важно не только использовать новые стратегии обучения смысловому чтению, но и сохранять то, что уже для детей знакомо. Развитие в этом случае подразумевается на уровне нового качества информации, соответствующей возрастным возможностям, интересам и личному опыту учащихся. Нам видится, что стратегия предтекстовой и послетекстовой деятельности позволяет работать над развитием эмоционального интеллекта школьника и формированием метапредметных умений.

  • Стратегия работы с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе 2024

    Автор: Борноволокова Светлана Михайловна

    В презентации представлена стратегия работы с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.

  • Страшная тайна волшебной сказки. Курс по выбору для 9-го класса 2005

    Автор: Белова Елена Николаевна

    Курс расширяет и углубляет познания девятиклассников в областях словесности и истории. Содержание курса позволяет обучающимся по-новому взглянуть на, казалось бы, знакомый материал - волшебную сказку. Сравнивая тексты народных сказок, характеризуя их персонажей и действия, знакомясь с некоторыми положениями исследователя-фольклориста В.Я. Проппа, школьники откроют исторические корни мотивов произведений устного народного творчества. Цель курса - формирование и выявление познавательного интереса обучающихся к дисциплинам образовательных областей "Филология" и "Обществознание".

  • Строение бессоюзного сложного предложения. 9-й класс 2012

    Авторы: Купрюнина Наталья Александровна, Четверова Анна Владимировна

    Автор знакомит учащихся со строением бессоюзного предложения; формирует умение расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении; развивает языковое чутье и логическое мышление; структурирует процесс изучения материала; развивает критическое мышление в чтении информационного текста; анализирует процесс изучения материала; воспитывает умение внимательно слышать другое мнение.

  • Строчные буквы "л" и "м". Праздник "Мое первое слово" 2006

    Автор: Харисова Люция Анземовна

    5 лет работаю по системе Л.В. Занкова, преподаю русский язык. В 2002 году прослушала курс лекций "Обучение по программе Л.В. Занкова". Понравилось строить уроки именно по такому плану, по которому построена предложенная статья.

  • Структура и компоненты сочинения-рассуждения части С ЕГЭ 2011

    Автор: Цховребова Зейнаби Николаевна

    На ЕГЭ наиболее сложным для учащихся является задание С1. Поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся. Особое внимание уделяется основному свойству текста – неразрывности единства формы и содержания. Важно, чтобы дети хорошо знали, какие существуют требования к сочинению, каковы критерии оценивания задания С1, какое максимальное количество баллов можно набрать за всю работу.

  • Структурно-семантический анализ названий г. Белгорода при изучении темы "Словообразование" в 6-м классе на уроках русского языка 2007

    Автор: Носова Елена Сергеевна

    Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов - улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро "малый" плюс топоним - "имя места") города. Микротопонимы г. Белгорода многочисленны и разнообразны. Для юных исследователей этот материал очень интересен и познавателен не только с точки зрения истории города, но семантики и структуры самих микротопонимов, учащиеся узнают, что очень важно, - о русском языке и его истории.


  • Субъективизация на обобщающем уроке темы "Наречие" (7-й класс) 2009

    Автор: Новоселова Любовь Григорьевна

    В ходе занятия учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности, выстраивают логическую цепочку вопросов по теме повторения, представляют результаты исследовательской работы, выстраивают свой ответ по плану, составленному на уроке.

  • Сумеем ли мы воспитать любовь к родному языку? 2010

    Автор: Усачёва Тамара Васильевна

    Когда сегодня говорят о катастрофическом падении интереса к русскому языку как к учебному предмету и сетуют на безграмотность, то думается, что выход из этой ситуации – в освоении речевых богатств родного и иностранных языков, в приобщении к культурному наследию своего и иных народов. Хочется надеяться, что свобода выбора учителем программы, учебников, методики позволит справиться с проблемой.