Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков
Цель урока: Закрепить умение определять 1 и 2 спряжение глаголов по неопределённой форме.
Задачи урока:
- Образовательные: Учить определять спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями, правильно писать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, знать глаголы-исключения. Уметь находить глаголы в тексте и пользоваться ими в самостоятельной речи.
- Развивающие: Продолжать работу по формированию речевой деятельности, развивать орфографическую зоркость, умение наблюдать, делать выводы, корригировать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память.
- Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету русского языка, активность, культуру речи, любовь к природе.
Оборудование: презентация (25 слайдов), текстовые задания, учебник русского языка для 9 класса специальных (корр.) образовательных учреждений 8 вида.
Авторы: Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская
Ход урока
I. Организационный момент.
- Урок русского языка.
- Девиз нашего урока: “Грамоте учиться – всегда пригодится!” (слайд №2)
II. Устный опрос. Актуализация знаний и умений.
- Какую часть речи мы изучаем на уроке русского языка?
- Что такое глагол?
- Каким членом предложения обычно является глагол?
- Назовите грамматические признаки глагола. (слайд №3)
III. Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока “Спряжение глаголов” (слайд №4)
- Что такое спряжение глагола? (слайд №5)
- Сколько спряжений у глаголов
- Сегодня мы будем тренироваться определять спряжение глаголов, чтобы правильно писать безударные окончания глаголов.
- Как определить спряжение глагола? (слайд №6)
IV. Работа по теме урока.
-З апишите в тетрадях число, классная работа.
1. Выборочное списывание.(слайд № 7)
Прочитать поговорки и выписать глаголы 1 и 2 спряжения в 2 столбика.
1) Февраль месяц лютый, спрашивает, как обутый.
2) Февраль строит мосты, а март их ломает.
3) Февраль три часа прибавит.
4) Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.
5) Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
6) Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щёлкает.
- Проверяем. Прочитайте глаголы 1 спряжения, 2 спряжения.
(слайд №8) Сверьте написанное. Кто не сделал ни одной ошибки?
Ребята, все поговорки объединены какой темой? (о феврале)
(слайд №9 картина февраль.)
- Посмотрите какой красивый февраль? Составьте устно предложения по этой картине, используя глаголы.
2. Тренировочное упражнение.
(слайд №10) - Спишите. Вставьте пропущенные окончания глаголов, определите спряжение этих глаголов.
Изменчивый месяц февраль
Он люб.. весну, и зиму ему жаль.
Он льдистою дымкой стекло по утрам затемня..
А в полдень он яркие слёзы роня..
И, жмурясь сквозь солнце, смотр.. он в замлевшую даль
Улыбчиво-грустный февраль.
- Прочитайте записанное стихотворение.Как вы понимаете слова “льдистою дымкой стекло по утрам затемняет”, “замлевшую даль”?
- Какие окончания вставили? Какого спряжения глаголы?
- Почему глагол смотрит 2 спряжения? (слайд №11)
- Какие ещё глаголы-исключения вы знаете? (слайд №12)
3. Физкультминутка. ( Слайд №13)
- Я вижу вы устали не на шутку
Проведём физкультминутку.
Гимнастика для глаз.
- Посмотрели глазками вверх, вниз, вправо.влево.
Зажмурились, широко открыли глаза. Поморгали.
Представьте большой круг. Обвели его глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Зажмурились. Поморгали. Открыли глаза.
4. Самостоятельная работа.
(слайд №14)
- Дышать – дышим, дышите, дышат.
- Слышать -
- Играть -
- Обидеть -
- Брить -
- Первый ряд спрягает первые два глагола: слышать, играть.
- Второй ряд спрягает глаголы: обидеть, брить.
Проверка.
- Проверьте правильно ли вы написали. (Слайд № 15)
- Слышать- слышим, слышите, слышат.
- Играть – играем, играете, играют.
- Обидеть –обидим, обидите, обидят.
- Брить – бреем, бреете, бреют.
5. Работа по картине “Масленица” (слайд №16)
- Посмотрите на картину.
- Какой праздник празднуют в конце февраля?
- Как люди отмечают этот праздник?
- Что они делают?
- Как называется последний день масленицы?
6. Работа с текстом.
- Напишите текст, связав слова в предложении по смыслу. Озаглавьте текст.
(слайд №17)
Проверка. Прочитайте записанный текст.
В конце февраля празднуется Масленица. Этот праздник отмечают люди весело и раздольно. Они пекут блины, катаются на лошадях и ходят в гости. Последний день масленицы называют Прощённое воскресенье. Люди просят друг у друга прощение за все обиды. (слайд №18)
7. Устное упражнение “Четвёртый лишний”
- Найдите четвёртый лищний глагол. (слайд №19)
1) Пишем, вяжем, стираем, дружим. (дружим - 2 спр.)
2) Строим, клеим, говорит, отвечаем. (говорит – 3 лицо, ед.число)
3) Молчат, посеют, думают, живут. (посеют –буд. вр.)
4) Дул, шумел, стучал, светило. (светило – ср. р)
8. Работа с книгой. (слайд №20)
Стр. 149 упр. 205
Списать, подчеркнуть глаголы, определить их спряжение.
V. Домашнее задание.
С.148 упр.204 (слайд №21)
VI. Итог урока.
- Что мы повторили на уроке?
- Чему научились? (слайд №22)
VII. Рефлексия.
- Молодцы, ребята, вы грамотные (слайд №23)
- Какие задания вызвали у вас трудности?
- Что вам понравилось на уроке? (слайд №24)
- Закончите предложения:
- Сегодня я доволен работой, так как.....(слайд № 25)
- Не совсем доволен, потому что...
- Не доволен своей работой, ведь я....
VIII. Оценка знаний учащихся.