Спряжение глаголов

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (838 кБ)


Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков

Цель урока: Закрепить умение определять 1 и 2 спряжение глаголов по неопределённой форме.

Задачи урока:

  • Образовательные: Учить определять спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями, правильно писать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, знать глаголы-исключения. Уметь находить глаголы в тексте и пользоваться ими в самостоятельной речи.
  • Развивающие: Продолжать работу по формированию речевой деятельности, развивать орфографическую зоркость, умение наблюдать, делать выводы, корригировать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету русского языка, активность, культуру речи, любовь к природе.

Оборудование: презентация (25 слайдов), текстовые задания, учебник русского языка для 9 класса специальных (корр.) образовательных учреждений 8 вида.

Авторы: Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская

Ход урока

I. Организационный момент.

- Урок русского языка.

- Девиз нашего урока: “Грамоте учиться – всегда пригодится!” (слайд №2)

II. Устный опрос. Актуализация знаний и умений.

- Какую часть речи мы изучаем на уроке русского языка?

- Что такое глагол?

- Каким членом предложения обычно является глагол?

- Назовите грамматические признаки глагола. (слайд №3)

III. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока “Спряжение глаголов” (слайд №4)

- Что такое спряжение глагола? (слайд №5)

- Сколько спряжений у глаголов

- Сегодня мы будем тренироваться определять спряжение глаголов, чтобы правильно писать безударные окончания глаголов.

- Как определить спряжение глагола? (слайд №6)

IV. Работа по теме урока.

-З апишите в тетрадях число, классная работа.

1. Выборочное списывание.(слайд № 7)

Прочитать поговорки и выписать глаголы 1 и 2 спряжения в 2 столбика.

1) Февраль месяц лютый, спрашивает, как обутый.

2) Февраль строит мосты, а март их ломает.

3) Февраль три часа прибавит.

4) Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.

5) Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

6) Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щёлкает.

- Проверяем. Прочитайте глаголы 1 спряжения, 2 спряжения.

(слайд №8) Сверьте написанное. Кто не сделал ни одной ошибки?

Ребята, все поговорки объединены какой темой? (о феврале)

(слайд №9 картина февраль.)

- Посмотрите какой красивый февраль? Составьте устно предложения по этой картине, используя глаголы.

2. Тренировочное упражнение.

(слайд №10) - Спишите. Вставьте пропущенные окончания глаголов, определите спряжение этих глаголов.

Изменчивый месяц февраль

Он люб.. весну, и зиму ему жаль.

Он льдистою дымкой стекло по утрам затемня..

А в полдень он яркие слёзы роня..

И, жмурясь сквозь солнце, смотр.. он в замлевшую даль

Улыбчиво-грустный февраль.

- Прочитайте записанное стихотворение.Как вы понимаете слова “льдистою дымкой стекло по утрам затемняет”, “замлевшую даль”?

- Какие окончания вставили? Какого спряжения глаголы?

- Почему глагол смотрит 2 спряжения? (слайд №11)

- Какие ещё глаголы-исключения вы знаете? (слайд №12)

3. Физкультминутка. ( Слайд №13)

- Я вижу вы устали не на шутку

Проведём физкультминутку.

Гимнастика для глаз.

- Посмотрели глазками вверх, вниз, вправо.влево.

Зажмурились, широко открыли глаза. Поморгали.

Представьте большой круг. Обвели его глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Зажмурились. Поморгали. Открыли глаза.

4. Самостоятельная работа.

(слайд №14)

  • Дышать – дышим, дышите, дышат.
  • Слышать -
  • Играть -
  • Обидеть -
  • Брить -

- Первый ряд спрягает первые два глагола: слышать, играть.

- Второй ряд спрягает глаголы: обидеть, брить.

Проверка.

- Проверьте правильно ли вы написали. (Слайд № 15)

  • Слышать- слышим, слышите, слышат.
  • Играть – играем, играете, играют.
  • Обидеть –обидим, обидите, обидят.
  • Брить – бреем, бреете, бреют.

5. Работа по картине “Масленица” (слайд №16)

- Посмотрите на картину.

- Какой праздник празднуют в конце февраля?

- Как люди отмечают этот праздник?

- Что они делают?

- Как называется последний день масленицы?

6. Работа с текстом.

- Напишите текст, связав слова в предложении по смыслу. Озаглавьте текст.

(слайд №17)

Проверка. Прочитайте записанный текст.

В конце февраля празднуется Масленица. Этот праздник отмечают люди весело и раздольно. Они пекут блины, катаются на лошадях и ходят в гости. Последний день масленицы называют Прощённое воскресенье. Люди просят друг у друга прощение за все обиды. (слайд №18)

7. Устное упражнение “Четвёртый лишний”

- Найдите четвёртый лищний глагол. (слайд №19)

1) Пишем, вяжем, стираем, дружим. (дружим - 2 спр.)

2) Строим, клеим, говорит, отвечаем. (говорит – 3 лицо, ед.число)

3) Молчат, посеют, думают, живут. (посеют –буд. вр.)

4) Дул, шумел, стучал, светило. (светило – ср. р)

8. Работа с книгой. (слайд №20)

Стр. 149 упр. 205

Списать, подчеркнуть глаголы, определить их спряжение.

V. Домашнее задание.

С.148 упр.204 (слайд №21)

VI. Итог урока.

  • Что мы повторили на уроке?
  • Чему научились? (слайд №22)

VII. Рефлексия.

- Молодцы, ребята, вы грамотные (слайд №23)

- Какие задания вызвали у вас трудности?

- Что вам понравилось на уроке? (слайд №24)

- Закончите предложения:

- Сегодня я доволен работой, так как.....(слайд № 25)

- Не совсем доволен, потому что...

- Не доволен своей работой, ведь я....

VIII. Оценка знаний учащихся.