Цели:
- Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
- Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
- Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
Оборудование.
- Мультимедийный диапроектор.
- Презентация “Спряжение глаголов”.
- Таблица с алгоритмом “Как определить спряжение глаголов”.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Презентация “Спряжение глаголов”.
Слайд 1
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок -
Нам пора начать урок.
Учитель: Урок у нас необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.
Слайд 2.
Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.
II. Проблемная ситуация.
- Какая часть речи подчёркнута?
Глагол.
- Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?
Незнайка не знает, какие окончания надо писать.
- От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?
От спряжения.
- А какую тему не знает Незнайка?
Спряжение глаголов.
- Поможем Незнайке?
Да.
III. Переход к новой теме.
Слово учителя:
Запишите число, тему урока “Спряжение глаголов”. Слайд 3.
Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.
- Что такое спряжение?
Изменение по лицам и числам.
- Сколько спряжений в русском языке?
Два.
Слово учителя:
Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам: 1 и 2 спряжение. Слайд 5.
- Какой остров самый сложный?
II cпряжение.
Слово учителя:
- Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.
IV. Изложение нового материала.
Слайд 6. Обратите внимание на таблицу.
пишу пишешь пишет пишем пишете пишут |
несу несёшь несёт несём несёте несут |
ворчу ворчишь ворчит ворчим ворчите ворчат |
свечу светишь светит светим светите светят |
- К какому спряжению относятся глаголы в рамочке слева?
К I спряжению.
- Как вы это определили?
По окончаниям.
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ут-(-ют).
Сверим наши выводы. Открывается остров “I спряжение”, ученики знакомятся с правилом. Слайд 6
Продолжаем работать по таблице.
- К какому спряжению относятся глаголы в правом столбике?
Ко II спряжению.
- Как вы это определили?
По окончаниям.
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.
- К какому спряжению относятся эти глаголы?
Ко II спряжению.
Сверим наши выводы. Открывается остров “II спряжение”, ученики читают правило. Слайд 7.
- А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
Они ударные и безударные.
По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?
По ударным.
- А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Слово учителя:
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание. Слайд 8
Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.
Пишем – рисуем -
полем –
пляшем –
Чертим – чиним –
маним –
просим
Слово учителя:
Проверим. Слайд 9
- Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.
- Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?
Поставили в неопределённую форму.
Слово учителя:
Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255.
Чтение алгоритма по учебнику.
Слово учителя:
Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения: Слайд 10
Учащиеся хором проговаривают.
Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.
V. Тренировочные упражнения.
Физминутка.
Слово учителя:
А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд. Слайд 11
Платить, ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.
А теперь поработаем с текстом. Слайд 12.
В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.
Шторм.
Сегодня с рассвета
Бесну..тся море,
Вороча..т камни,
Встаёт на дыбы.
И пен..тся волны
В широком просторе,
С разбега дробясь
О гранитные лбы.
Как будто бы вызов
Природою брошен,
И листья шуршат
На крутом берегу.И ветер мохнатое
Небо ерош..т
И гнёт кипарис
На бульваре в дугу.
Крикливые чайки
Пугливо притихли.
Баркасы укрылись
За каменный мол.
По улицам города
Нос..тся вихри,
И тополь стоит
Весь до веточки гол.
Слово учителя: Проверим. Слайд 13
Слово учителя: Поиграем в игру “Четвёртое лишнее” (глаголы в 3 л. ед. ч.) Слайд 14
1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т
2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т
3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т
Слово учителя:
Проверим. Слайд 15
Слово учителя:
А теперь выполним творческое задание. Слайд 16
- Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему “Шторм на море”.
Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.
VI. Заключение.
- Что сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки. Проверим. Слайд 17
Д/з: Выучить стихотворение, упр. 681.