Цели урока:
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте.
- Развивать речевую и мыслительную деятельности.
- Совершенствование умений определять спряжение глаголов.
- Освоение алгоритма применения правила правописания гласной в личных окончаниях глагола.
- Повторение орфографии.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы урока.
2. Проверка домашнего задания: из упр. 697 прочитать глаголы 2 спряжения.
3. Работа с эпиграфом урока.
Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! (А. Югов.)
4. Индивидуальное сообщение учащегося о глаголе.
Эта часть речи необыкновенна уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение “слово, речь”. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной). По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительных. В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, думать, работать, любить. Глагол обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.
5.
Проспрягать глаголы: нести, стою. Поставить ударение, выделить окончания, сделать вывод.
6. Распределительный диктант.
В 1 колонку выписать глаголы 2 спряжения, во 2 колонку выписать глаголы 1 спряжения. Записать их по памяти, выделить окончания.
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё ………… по цепи кругом,
…………направо – песнь ………,
Налево – сказку…………
Там чудеса, там леший ……..
Русалка на ветвях ………
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьих ножках
………..без окон, без дверей
Там лес и дол видений полны,
Там о заре …….. волны
На брег песчаный и пустой,
И 30 витязей прекрасных
Чредой из вод …. Ясных
И с ними дядька их морской.
Откуда этот отрывок, и кто его автор?
7. Выбери себе задание и выполни его самостоятельно.
Первый уровень сложности: определи спряжение глаголов.
Брить, сломать, держать, направить, перебирать.
Второй уровень сложности: вставь глаголы в пословицы, определи их спряжение.
Смотрят все, а …… немногие. Даже мудрецу совет……….
Третий уровень сложности: замени фразеологизмы глаголами, определи их спряжение.
Играть роль, бить баклуши, протянуть руку помощи, клевать носом.
8. Работа с учебником.
Выполняем упражнение 687.
9. Работа с текстом.
Выразительно прочитать текст.
Январский снег силён и спокоен. Пушистым одеялом накрывает он поля и гнёт к земле деревья. Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в бездонное небо и висит потом вверху, как лампочка в холодильнике. Светит, но не греет.
Идёшь через поле по тропинке и ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Сделаешь шаг и по пояс провалишься в сыпучее снежное болото.
– Можно ли этот фрагмент назвать текстом?
– Какова основная мысль текста?
– Озаглавь текст.
– Определи стиль текста, докажи.
– Какие чувства возникают после его прочтения?
– Какую роль играют глаголы?
– Определи спряжение глаголов, пользуйся алгоритмом.
– Найди в тексте предложения с однородными членами, составь их схемы.
– Вспомни основное правило постановки запятой при однородных членах.
– Выпиши глагол и выполни его морфологический разбор.
10. Вернёмся к целям нашего урока.
– Какое правило мы сегодня повторяли?
– Достиг ли ты целей урока?
11. Домашнее задание.
Составь путеводитель по нашему городу, используй в нём глаголы 1 и 2 спряжения.