Способы формирования читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка как основы для успешного развития интеллектуальной, творчески одаренной и способной к общению личности

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.

Песталоцци

В современном обществе формирование читательской компетенции вызывает большой интерес, так как не секрет, что существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Читательская компетенция учащихся - тема довольно актуальная на сегодняшний день, потому что интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения, формирование читательской компетенции и языковой культуры школьников, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения - одно из условий ФГОС. Поэтому каждому учителю необходимо искать эффективные способы и средства, которые работали бы над формированием читательской грамотности.

Методика работы над изложением

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности.

Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.

Изложение - традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку. Популярность изложения объясняется прежде всего тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему: при передаче чужого текста школьник должен максимально точно воспроизвести его словесный ряд и синтаксическую структуру, а значит, оказывается перед необходимостью обращения к тем или иным законам правописания. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас, более сознательно (чем при написании диктанта) используют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные сведения и навыки. Изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста). Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же выстроенный учащимся, текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой подготовки автора.

Изложение - письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения. По цели это изложения контрольные и обучающие. Основное различие между ними в том, что перед обучающими изложениями проводится подготовительная работа, имеющая целью вооружить учащихся новыми для них знаниями или поупражнять в умениях и навыках, необходимых для передачи содержания исходного текста.

В основу системы работы над изложением входит последовательность обучения речемыслительной деятельности в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи.

Такой подход к системе работы по развитию связной речи, в основе которого лежит последовательное формирование у учащихся УУД, необходимых для создания текстов разных типов, реализуется в программе по русскому языку. Изложение (как и сочинение) - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным УУД. Формирование таких действий и составляет предмет, содержание работы над изложениями разных видов.

Методика подготовительной работы к изложению определяется главным образом видом изложения.

Виды изложения:

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).

По осложненности:

  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Работа над изложением в начальной школе связывается прежде всего с наиболее простым воспроизведением содержания текста - подробным. Вопрос о том, какое изложение труднее - сжатое или выборочное, следует решать, учитывая, какие мыслительные операции используются в том и другом изложении. Каждый этап обучения речи в школе решает свои задачи и предполагает использование разных, все усложняющихся видов работ, в частности изложений.

Таких этапов можно выделить три:

I. Подготовительный этап - I-IV классы.

II. Систематический этап - V-VIII классы.

III. Завершающий этап - IX-XI классы.

I. Подготовительный этап (начальный)

На этом этапе формируются такие умения, как умение определить тему и основную мысль несложного текста; умение выделить основное в его содержании, устно сжато передать содержание текста; выделить его смысловые части, составить план прочитанного; найти в тексте и объединить материал на ту или иную тему.

Цель: помочь школьникам осмыслить текст и подготовить их к пересказу.

Приемы:

1) Вступительная беседа

Цель: подготовить учащихся к восприятию текста.

Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.

Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, видео, аудиозаписи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.

2) Восприятие текста

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:

1. Чтение текста учителем (или прослушивание записи);

2. Чтение текста про себя учениками (в том случае, когда текст перед глазами);

3. Параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием работы).

Задача перечисленных приемов работы - первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определенная эмоциональная оценка воспринятого. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания, например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван ...?», «как еще можно озаглавить текст?». Основную мысль читатель должен выяснять самостоятельно, ориентируясь на подсказки автора в тексте. Главная тема текста по ходу повествования может быть разбита не несколько микротем. Основная мысль в произведении всегда одна и не может быть поделена на части

3) Беседа по содержанию текста

Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста - дело очень важное и трудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи

и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.

В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что ...», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому или выборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и более углубленную работу над содержанием одной из них (выборочное изложение).

4) Анализ структуры текста

Беседа ведется по узловым вопросам и направлена на понимание текста, как содержательного, структурного, типологического и стилистического единства.

Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.

Эта беседа сопровождается разными видами анализа текста:

  • Содержательный анализ.
  • Структурный анализ.

Цель такого анализа - помочь учащимся осознать структурные особенности текста. Текст делится на смысловые части.

Этот анализ сопровождается составлением плана. План, в свою очередь, должен отражать не только структуру текста, но и содержание каждой структурной части.

5) Составление плана

Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.

При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному.

Требование к плану будет зависеть от вида изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания.

Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к сочинению, докладу, реферату.

6) Устный пересказ текста

Завершается работа устным пересказом - вторичное восприятие текста.

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

При подготовке к изложению может быть использован и такой прием работы, как составление рабочих материалов. Назначение этого приема - помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста.

Рабочие материалы - это строительный материал для создания будущего текста; использовать их необходимо творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего высказывания. В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например: обобщающие слова или предложения при написании сжатых изложений.

Проверку работ первого варианта лучше проводить карандашом - это косвенно будет указывать на рекомендательный, обучающий характер проверки. Учительские исправления в тексте и пояснения на полях тетради послужат юным авторам краткими советами для дальнейшей работы над изложением. Оценка за первый вариант не ставится.

Редактирование - это такой прием работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование первого варианта изложения дает положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ.

Проверка обучающих изложений, как и любых других письменных работ, требует от учителя не только внимания, но и уважения к труду ученика.

Перед возвращением детям проверенных тетрадей учитель во вступительном слове коротко отмечает общие для класса достоинства и недостатки работ, указывает на способы устранения недостатков.

Методика работы над изложением в 5 классе

В 5 классе работе над изложением уделяется достаточно много времени. Особенность проведения работы над изложением состоит в том, что учитель опирается на те интеллектуальные умения, действия, которые отработаны на начальном этапе, и формируют новые с учетом перспективы развития связной речи в последующих классах. В учебнике «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова за 5 класс особо выделены тексты обучающих и контрольных изложений разных видов. В течение учебного года пятиклассники пишут не менее 10 таких работ.

В силу психологических особенностей возраста и сформированности базовых умений обучающиеся работают с изложениями, в которых исходный текст воспринимается на слух и зрительно, поскольку на этом этапе обучения связной речи восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего. С 5 класса начинается практическое усвоение учащимися речеведческих понятий (речь, функции речи, текст, признаки текста, типы текста, подробное, сжатое, выборочное изложение), на базе которых и идет формирование коммуникативных умений.

У обучающихся вырабатываются следующие умения:

  • умение осмысливать коммуникативную задачу автора текста (общение, сообщение, воздействие;
  • умение определять и раскрывать тему и основную мысль текста (типы текстов: повествование-рассказ о каком-то случае, описание предмета, животного, элементарное дедуктивное рассуждение);
  • умение составлять простой план повествовательного текста;
  • умение пересказывать содержание текста сжато и подробно;
  • умение подробно пересказывать повествовательный текст с элементами описания (предмета и животного);
  • умение избегать повторения одних и тех же слов, использовать лексические синонимы исходного текста.

В 5 классе также ведется пропедевтическая работа над умением выборочно излагать содержание текста. Учащиеся выбирают из повествования элементы описания предмета или животного, объединяют материал и создают текст. Таким образом, пятиклассники начинают работу над сжатым и выборочным изложением, но основным видом остается подробное изложение текста.

Тематическое планирование работы над изложением в 5 классе

Название текста/ автор/ характер текста

Вид изложения

Время проведения

«Хитрый заяц» по тексту Г.Скребицкого/ повествование-рассказ

Подробное изложение

1 четверть

«Старый пень» по тексту В.Катаева/ повествование-сказка

Сжатое изложение

1 четверть

Изложение по тексту Е.Мурашовой/ повествование

Сжатое изложение

2 четверть

«Шкатулка» по тексту К.Паустовского/ повествование с элементами описания

Подробное изложение

2 четверть

«Первый снег» по тексту К.Паустовского/ повествование с элементами описания

Подробное изложение

2 четверть

«Последний лист орешника» по тексту В.Пескова/ повествование с элементами описания

Выборочное изложение

3 четверть

«Перо и чернильница» по тексту Е.Пермяка/ повествование-рассказ

Сжатое изложение

3 четверть

Изложение по тексту В.Астафьева/ повествование с элементами описания

Подробное изложение

3 четверть

Изложение по тексту И.Тургенева «Муму»/ описание животного

Подробное изложение

4 четверть

«Шоколадный торт» по тексту А.Савчука/ повествование с элементами рассуждения

Сжатое изложение

4 четверть

Всего 10 изложений

Подробное изложение

Подробное (близкое к тексту) изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение содержания исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленных коммуникативной установкой и идейным замыслом автора.

При подробном пересказе основная задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное и стилистическое целое и адекватно воспроизвести его.

Первое подробное изложение по тексту Г.Скребицого «Хитрый заяц» проводится с целью закрепить понятие «подробное изложение», продолжить дальнейшее развитие и совершенствование умения раскрыть тему и основную мысль небольшого по объему, несложного по композиции повествовательного текста, доступного и близкого учащимся для содержания.

Примерный план работы над текстом изложения

1. Постановка задачи урока: сообщение учителя о том, что ребятам предстоит письменно пересказать текст упражнения, то есть написать изложение, причем изложение должно быть подробным. Следует наиболее полно раскрыть тему текста, его основную мысль, пересказать текст подробно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста.

2. Вступительная беседа: в тексте, предложенном для изложения, охотник рассказывает историю, которая произошла с ним, когда он охотился на зайцев. Что вы знаете об охоте? А что вам известно о зайцах?

3. Чтение текста: предлагается послушать текст (читает учитель, дети следят по тексту упражнения) и подумать, как его лучше озаглавить «Случай на охоте», «Как я однажды охотился?», «Хитрый заяц».

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

4. Беседа по содержанию текста: о чем говорится в тексте (тема текста)? Какова его основная мысль? Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор? Какой из предложенных заголовков отражает основную мысль текста? От чьего лица ведется повествование? Как начинается повествование? Опишите внешний вид зайца и его поведение? Как вы понимаете выражение «глазенки так и впились в меня», «экзамен на хитрость сдал»? Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий охотника? Как понять предложение «Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает»? (Обратить внимание на то, что «гонять» - охотничий термин, обозначающий выгонять зверя голосом, т.е. собаки чуют зверя, не видя его, пытаются выгнать лаем из убежища). Какое чувство испытывал рассказчик? Почему автору стало стыдно убивать зверька? Какую оценку дал рассказчик зайцу?

5. Анализ структуры текста: на сколько частей можно разделить текст? Какую информацию мы узнаем из каждой части текста? Какие средства связи использует автор для создания текста как единого целого? (лексический повтор, синонимическая замена, слова одной тематической группы и т.п.)

6. Составление плана: осмысление частей текста и запись плана:

1) Гончие выследили зайца

2) Заяц пропал

3) «Не выдавай меня!»

4) Охотник пощадил зайца.

7. Языковой разбор текста: Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте. (Раз со мною на охоте произошёл такой случай). Как можно сказать иначе? (Как-то, однажды). Автор использует разговорное слово раз, которое больше соответствует стилю всего текста. Отправился я на охоту за зайцами. Сказуемое отправился - на первом месте в предложении, за зайцами - в конце предложения. Почему? Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем. Я стал на дорожке и жду. Жду - в конце предложения. Почему? Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше. Подождал, подождал… О чём говорит повтор слова? О длительности ожидания охотника. Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак? («… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».) Найдите два вопросительных предложения, передающих растерянность, недоумение охотника. (Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?) Какие глаголы использует автор для описания действий зайца? («не выбегает», «спрятаться», «притаился», «впились», «просят».) Что же увидел автор в глазах зайца? (Мольбу, просьбу.) Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу. Подберите синоним к слову «заяц». Проведём орфографическую работу над данным текстом. 1.«Раз» - однажды, как-то… произошел, случай. Вырубка, девался, дорожки, лесной, случайно, глазёнки, верхушек. 2. Гляжу: носятся мои собаки…, никак, заячьих, не разберутся, спрятаться, ничего, притаился. 3.Будто просят: «Не выдавай меня!» 4. Ружьё, отозвал, экзамен, сдал, уму-разуму.

8. Устный пересказ и написание изложения: 2-3 человека проговаривают текст изложения устно. Корректируем недочеты устных пересказов. Пишем черновой вариант изложения. Дома дописываем черновой вариант изложения.

9.Редактирование: на следующем уроке читаем 3-4 изложения учащихся, редактируем текст.

Второе подробное изложение по тексту К.Паустовского «Шкатулка».

Примерный план подготовки к изложению

1. Постановка задачи урока: сообщение учителя о том, что ребятам предстоит письменно пересказать текст упражнения, то есть написать изложение, причем изложение должно быть подробным. Следует наиболее полно раскрыть тему текста, его основную мысль, пересказать текст подробно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста.

2. Вступительная беседа: в тексте говорится о найденной на чердаке шкатулке. Что такое музыкальная шкатулка? В описании предмета даются его качества, признаки свойства, какой он?

3. Чтение текста: предлагается послушать текст (читает учитель, дети следят по тексту упражнения) и подумать, как его лучше озаглавить.

Шкатулка

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

4. Беседа по содержанию текста: о чем говорится в тексте (тема текста)? Какова его основная мысль? Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор? От чьего лица ведется повествование? Как начинается повествование? Какая это была шкатулка? Опишите внешний вид шкатулки. Почему она не играла? Как вы понимаете выражение «проснулась от многолетнего сна», «ходки притихли»? Какие слова и выражения использует автор для описания шкатулки. Как писатель с помощью слов передает игру шкатулки? Почему автор использует все глаголы в прошедшем времени?

5. Анализ структуры текста: на сколько частей можно разделить текст? Какую информацию мы узнаем из каждой части текста? Какие средства связи использует автор для создания текста как единого целого? (лексический повтор, синонимическая замена, слова одной тематической группы и т.п.)

6. Составление плана: осмысление частей текста и запись плана:

  • Это произошло осенью
  • Неожиданное пробуждение шкатулки
  • Шкатулка играла долго
  • Шкатулка замолчала навсегда

7. Языковой разбор текста: Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, как проснулась шкатулка. Словарная работа: как вы понимаете слова валик, гулкий, ходики? Назовите определения, которые относятся к существительному звон.

8. Устный пересказ и написание изложения: 2-3 человека проговаривают текст изложения устно. Корректируем недочеты устных пересказов. Пишем черновой вариант изложения. Дома дописываем черновой вариант изложения.

9.Редактирование: на следующем уроке читаем 3-4 изложения

Третье подробное изложение по тексту К.Паустовского «Первый снег».

Примерный план подготовки к изложению

1. Постановка задачи урока: сообщение учителя о том, что ребятам предстоит письменно пересказать текст упражнения, то есть написать изложение, причем изложение должно быть подробным. Следует наиболее полно раскрыть тему текста, его основную мысль, пересказать текст подробно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста.

2. Вступительная беседа: данный текст сообщает о наступлении зимы, о том, как это происходит в природе внезапно, как зачаровывает человека красота этого мгновения.

3. Чтение текста: предлагается послушать текст (читает учитель, дети следят по тексту упражнения) и подумать, как его лучше озаглавить.

Первый снег

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют "мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

4. Беседа по содержанию текста: о чем говорится в тексте (тема текста)? Что вы мысленно представили, слушая текст? Какова его основная мысль? Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор? От чьего лица ведется повествование? Как начинается повествование? Опишите состояние природы. Как вы понимаете выражение «мертвая тишина»? Какие слова и выражения использует автор для описания этого состояния природы. Как писатель с помощью слов передает красоту зимнего пейзажа? Из этого рассказа мы узнали, то почувствовал автор, когда увидел, что выпал первый снег. Этот рассказ о том, как изменилась, земля после того, как выпал первый снег.

5.Анализ структуры текста: на сколько частей можно разделить текст? Какую информацию мы узнаем из каждой части текста? Какие средства связи использует автор для создания текста как единого целого? (лексический повтор, синонимическая замена, слова одной тематической группы и т.п.)

6. Составление плана: осмысление частей текста и запись плана:

  • «Мертвая» тишина
  • А снег все сыпался...
  • Земля - нарядная невеста

7. Языковой разбор текста: Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, как внезапно наступила зима. Словарная работа: необыкновенная, необычная, особенная, особая - "мертвая" тишина; перестал дождь - умер дождь, прекратился ветер - умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад - умер сад. Употреблением слов "мертвая", "умер" автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.

8. Устный пересказ и написание изложения: 2-3 человека проговаривают текст изложения устно. Корректируем недочеты устных пересказов. Пишем черновой вариант изложения. Дома дописываем черновой вариант изложения.

9.Редактирование: на следующем уроке читаем 3-4 изложения.

Таким образом, формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы в начальных классах и средней школе - непрерывный процесс, он подразумевает применение различных методов и приёмов, которые способствуют развитию умения говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога; хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, то есть использовать накопленный языковой материал с целью общения.

Формируется также культура сотрудничества, культура работы с информацией (текстом), что способствует воспитанию «человека думающего», развитию мыслительных умений школьников, которые необходимы для жизни в современном мире: свободное практическое владение речью, понимание прочитанного текста, умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.