Урок построен на повторение и закрепления учебного материала. Соответствует программе. Блок “ Как устроен наш язык”. Глагол. Спряжение глаголов (3 часа).
Задачи урока:
Образовательная: закрепить умение определять спряжение глаголов; научить определять спряжение у глаголов с безударным личным окончанием.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.
Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплочённости коллектива; интерес к предмету русского языка.
Цель урока:
- закрепить умение определять 1 и 2 спряжение глаголов;
- научить определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; развивать орфографическую зоркость;
- продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся;
- прививать аккуратность в ведении тетради;
- воспитывать чувство сплочённости коллектива;
- прививать интерес к предмету русского языка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Чисто, громко, внятно проговорить хором скороговорки: 1 ряд – “От топота копыт пыль по полю летит”, 2 ряд – “Проворонила ворона воронёнка”, 3 ряд – “ Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.
2. Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня мы заканчиваем изучение темы “ Спряжение глаголов” - Подводим итог тому, как мы научились распознавать глаголы по спряжениям.
- Запишите в тетрадях число, классная работа (с комментированием).
3. Минутка красивого письма.
- Посмотрите на доску, под зайчиком спряталось окончание глаголов 2-го спряжения в начальной форме.
- Какое? (Дети отвечают -ить)
- Правильно! Это и будет минутка красивого письма, запишите всю строку.
- Придумайте и запишите несколько глаголов 2 спряжения.
- Прочитайте (Опрос нескольких учащихся)
4. Сценка “Игра в слова”.
- Галя, давай поиграем!
- Давай Кристина.
- А во что мы будем играть?
- В слова.
Описание игры: например, одна девочка называет “котёнок”, а вторая ей отвечает “мяукает” и так далее по аналогии.
- Посмотрели.
- Что делали девочки?
- Как играли?
Одна называла предмет, а другая – действие предмета.
- А мы с вами будем определять спряжение глаголов.
5. Работа с учебником.
Стр. 96, раздел “Давай подумаем”.
- Прочитайте вслух.
Ответ: У глаголов: догнать, увидеть, посмотреть, передержать будет 2 спряжение, так как это глаголы исключения, образованные приставочным способом.
- Ребята, давайте вспомним, как определить спряжении глаголов с безударными личными окончаниями? (Ученики рассказывают правило)
- Если окончание безударное – образуй форму 3 лица мн.числа или начальную форму глагола.
- Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить) то это 2 спряжение.
- Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам - исключениям, то это глагол 1 спряжения.
У доски: (с комментированием).
Перегон[и]шь – перегнать (глагол - исключение) – перегонишь, 2 спряжение
Расскаж[и]шь – рассказать (1 спряжение) – расскажешь, …, …
6. Физминутка.
7. “Игра с жетонами”.
- Посмотрите, ребята, у нас в классе развешаны жетоны, каждый подойдите и возьмите 1 понравившийся жетон (на жетоне с другой стороны написан глагол).
- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание и определите спряжение.
- В какой форме даны все эти глаголы? (В начальной форме)
- А кому-нибудь попался глагол личной формы? Прочитайте. Например: играешь – играть – 1 спряжение.
- Поднимите руки у кого глаголы:
1 спряжения, прочитайте.
2 спряжения, прочитайте.
8. Работа с учебником. Страница 97, упражнение 4.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Прочитайте текст, выпишите глаголы, определите их вид и спряжение.
Весь текст читает ученик, затем по предложению.
Например: Один мальчишка учится в первом классе В.
- В этом предложении глагол учится, выписываем, теперь определите вид, спряжение и образуйте 3 лицо множественного числа.
- Учится - несов. вид, 2 спряжение, они учатся.
Упражнение учащиеся выполняют в тетради с комментированием.
9. Обобщение.
- Что мы сегодня на уроке научились делать? (Научились определять спряжение глаголов с безударными окончаниями)
- Скажите, какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (Ответы детей)
Ко 2 спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме глаголов брить, стелить, а так же 4 глагола на - ать и 7 глаголов на - еть.
Глаголы исключения:
Смотреть, обидеть, видеть,
Дышать и ненавидеть,
Зависеть, слышать, гнать,
Терпеть, вертеть, держать.
Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.
- Глаголы неопределённой формы на -ить, Ко 2-му спряжению нужно, друзья, относить. Не забудьте в это спряжение включить исключения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья, их на -е спрягать нельзя.
В этих глаголах мы пишем лишь -и.
10. Домашнее задание. Страница 97, упражнение 3. (Прокомментировать)
11. Итог урока.
- Вы сегодня хорошо поработали. (Поставить оценки)