Формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков – это одно из важнейших программных требований средней школы. Задача повышения уровня практической грамотности школьников требует от учителя немалых усилий. Однако именно на этом участке работы наблюдаются сегодня наиболее заметные и ощутимые просчёты. Об этом свидетельствуют результаты письменных экзаменов, диагностических работ и разного рода мониторинговых исследований.
Недостаточно высокий уровень орфографической грамотности учащихся вызван в определённой мере тем, что, выдвинув на первый план задачу развития речи школьников, мы неправомерно ослабили внимание к проблеме формирования навыков правописания. Между тем, это сложный, многогранный и длительный процесс, тесно связанный с решением других учебных задач. Возьмём, к примеру, усвоение учащимися правописания безударных гласных корня. С первого класса изучается это правило, в течение всех последующих лет обучения детей в школе мы неустанно обращаем их внимание на условия выбора безударной гласной в корне, однако именно эта орфограмма вызывает немало затруднений даже во время сдачи учащимися выпускных экзаменов по русскому языку.
Одна из главных причин – сложность самого орфографического навыка. За внешней лёгкостью, понятностью, краткостью правила и алгоритма выбора правильного написания скрывается целый комплекс учебных задач, которые нужно решать совместно учителю и ученику в процессе обучения. Необходимы длительные и целенаправленные упражнения, основанные на более простых знаниях, умениях и навыках. К таким ключевым знаниям, умениям и навыкам, помогающим делать правильный выбор при написании слов, относятся следующие:
- на слух определять сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем;
- ставить ударение в словах;
- производить фонетический разбор слов;
- обозначать звуки буквами в соответствии с фонематическим принципом русской орфографии;
- определять лексическое значение слова;
- проводить словообразовательный, морфемный анализы;
- «слышать» в слове орфограмму;
- уметь определять условия выбора орфограммы;
- знать правила орфографии;
- уметь соотносить орфограмму с соответствующим правилом;
- знать алгоритм применения правила.
Если ученик не умеет на слух определять сильные и слабые позиции фонем, то он не заметит орфограмму. Не выяснив лексического значения слова, не имея достаточного словарного запаса, ученик не сможет подобрать проверочное слово. Особенно это касается слов, где выбор гласных в корне связан с лексическим значением (промышленность развивается – флаг развевается). Таким образом, при обучении орфографии немаловажную роль играют знания, умения и навыки, получаемые при изучении всех разделов курса русского языка в средней школе. Кроме системных связей внутри раздела, необходимо учитывать связи орфограмм со всеми уровнями языковой системы и опираться на них при выборе условий написания того или иного слова.
Орфографические ошибки чаще всего возникают не потому, что школьник не знает правила, а потому, что не замечает «слабых мест» в словах. Это происходит, в частности, из-за отсутствия у него навыка различать сильные и слабые позиции фонем. У ученика не срабатывает «сигнал внимания» на орфограмму. Если учащимся предложить при написании слов под диктовку пропустить те буквы, в написании которых они сомневаются, то большинство будет уверено в правильности написания, сомнений не возникнет. Хотя ошибок будет в работах достаточно. Как показывает практика, орфограммы «слышит» только третья часть от общего количества учащихся. Даже овладев понятием «орфограмма», школьники не становятся орфографически зоркими. Мы часто объясняем это невнимательностью. А природа невнимательности заключается в том, что у части учащихся не развит речевой слух. В школьных курсах русского языка такие разделы, как фонетика и орфография, на практическом уровне недостаточно связаны друг с другом. Эта связь заявлена, но подбор упражнений оставляет желать лучшего. В учебниках мало тренировочных упражнений по совершенствованию фонетического слуха.
На уроках русского языка мы часто используем разнообразные виды письменных упражнений: от простого списывания до различного рода диктантов и творческих работ. Однако умение находить орфограммы на слух у учащихся развивается медленно и недостаточно эффективно. Такой «неуспех» запрограммирован всей системой обучения, сложившейся в последнее время. Боясь прослыть консервативными и несовременными, мы оправданно и неоправданно включаем в уроки тестовые задания, упражнения по аналогии с заданиями ОГЭ и ЕГЭ, объёмные презентации. А это занимает много времени. Приходится отказываться от части устных упражнений по изучаемой теме. При подготовке к написанию контрольного диктанта детям чаще всего предлагается вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов с пропущенными буквами, то есть по существу им подсказываются те позиции, где нужно применить правила. В то же время мало упражнений, развивающих орфографическую зоркость, умение на слух распознать орфограмму. Именно устные упражнения способствуют вырабатыванию у школьников навыков самоконтроля, формируют речевой слух как основу орфографического навыка.
Таким образом, опора на фонетику позволяет сделать обучение орфографии осознанным процессом, улучшает практическую орфографическую грамотность школьников, способствует повышению познавательного интереса учащихся, развитию их речевой и коммуникативной компетенций.
Огромную роль в процессе совершенствования орфографической грамотности учащихся играют обучающие диктанты: комментированный, объяснительный, предупредительный, «самодиктант». Эти диктанты помогают учителю определить трудности, с которыми столкнулись учащиеся, скорректировать планы уроков, индивидуальные маршруты изучения русского языка, правильно организовать сопутствующее повторение, предложить помощь детям, показывающим низкие или пограничные результаты. Рассмотрим характерные особенности и преимущества названной группы диктантов.
Комментированный диктант чаще всего используется на этапе первичного закрепления правил правописания и формирования умений адекватного выбора условий грамотного написания слов. В процессе диктанта происходит многократное проговаривание изучаемого правила и его применение во время записи слов, словосочетаний или предложений, предложенных учителем. Одновременно с записью материала отрабатывается алгоритм объяснения изучаемых или повторяемых орфограмм. Рекомендуется предварительно дать учащимся образец рассуждения. Чтобы задействовать как можно больше детей в процессе комментирования, его проводят «по цепочке».
Задание. Запишите слова под диктовку учителя, орфограммы подчеркните. Устно (по цепочке) произведите орфографический разбор диктуемых слов согласно плану орфографического разбора:
- тип орфограммы (орфограмма-буква, дефис, пробел);
- вид орфограммы (на какое правило?);
- опознавательный признак орфограммы (безударная позиция гласного звука, предлоги, шипящий, стечение согласных, конец слова, образование путём сложения);
- условие выбора написания (объяснение с помощью правила);
- собственный пример на то же правило.
Привокзальный, разрисовать, подоконник, засмеяться, не забыть, на поляне, юго-запад, выпукло-вогнутый, циркуль, речной.
Образец выполнения задания.
Привокзальный – орфограмма-буква; правописание приставок пре– и при-, безударная позиция гласного звука; пишется буква и, потому что приставка имеет значение «близость к чему-либо»; присесть (неполное действие).
Объяснительный диктант отличается от комментированного тем, что предлагаемый материал сначала записывается целиком, а затем проводится проверка и объяснение написанного. Этот вид обучающего диктанта используется на более поздних этапах закрепления правила и отработки навыка правописания, а также на уроках обобщающего повторения. Объяснительный диктант развивает основные виды речевой деятельности учащихся: чтение, аудирование, говорение, письмо – и активизирует аналитическую деятельность школьников на уроке при работе с разными языковыми единицами.
Предупредительный диктант – это самый сложный вид обучающих диктантов, так как он предполагает максимальную самостоятельность при выборе и обосновании условий изучаемой орфограммы. Он проводится чаще всего перед контрольным диктантом по теме и позволяет учителю определить пробелы в знаниях учеников и организовать коллективную и индивидуальную работу по их ликвидации и предупреждению ошибок в контрольной работе. В процессе проверки предупредительного диктанта можно предложить взаимопроверку или самопроверку диктанта учащимися. А потом они сверяют свои работы или проверенные ими работы с записью, сделанной учителем на доске (выведенной на электронную доску). Все допущенные ошибки анализируются учителем и обязательно комментируются в классе. Предупредительный диктант помогает отработать анализ слов на разных уровнях: морфемном, словообразовательном, фонетическом, морфологическом, лексическом (в зависимости от представленных в материале орфограмм). Школьники учатся находить ошибки в написании слов, грамотно их квалифицировать и планировать работу по их предупреждению в будущем.
«Самодиктант» – это самостоятельная работа учащихся с предложенным текстом. Они сами себе диктуют тексты (они могут быть индивидуально подобраны учителем), определяют все изученные орфограммы, графически их обозначают и определяют условия выбора. Такую работу можно проводить на уроках обобщающего повторения. Но лучше всего этот вид диктанта перенести на домашнюю самоподготовку по предмету и совместить с внеклассным чтением по литературе. Учащиеся выбирают отрывок (примерно 10 предложений) из читаемого ими литературного произведения, записывают его в специальную тетрадь, проговаривая при этом каждое слово. Затем они проводят подробный орфографический анализ записанного текста. Условия выбора изученных орфограмм отмечаются над словами (для этого удобнее писать диктант через строку) и на полях. Один раз в две недели учитель проверяет выполненную работу. «Самодиктанты» способствуют повышению уровня мотивации школьников к чтению, к самостоятельной подготовке по русскому языку и литературе, активизируют познавательную и аналитическую деятельность учащихся.
Задание. Запишите текст под собственную диктовку. Обозначьте все знакомые вам орфограммы, определите условия их выбора. Все проверочные слова запишите на полях.
Текст для самодиктанта (отрывок из сказки Мэри Нортон «Метла и металлический шарик»).
Дети знакомились всё с новыми и новыми сокровищами: карта, на которой мисс Прайс нарисовала акварельными красками знаки зодиака, череп барана, конфетная коробка, полная сушёных мышей, пучки сухих трав, горшок с болиголовом, маленькое чучело аллигатора, подвешенное на двух верёвках к потолку. – А для чего вам крокодил, мисс Прайс? – поинтересовался Пол. И снова природная правдивость поборола в мисс Прайс стремление произвести впечатление. – Так, ни для чего, – созналась она. – Ими теперь не пользуются. Мне просто нравится, как он здесь смотрится. – Смотрится он здорово, – согласился Пол, сунув руки в карманы. – У меня была когда-то дохлая курица, – заметил он между прочим.
В предложенном тексте можно квалифицировать и объяснить 32 орфограммы, изученные до седьмого класса включительно.
Для усвоения понятия орфограммы важна не только фонетика, но и графика. Уроки русского языка в 5 классе, посвящённые изучению графики, призваны закрепить в сознании учащихся тот факт, что буквы обозначают не звуки, а их типы (фонемы), то есть звуки в сильной позиции. Это значит, что букву о мы пишем не только в словах дом, твой, воды, но и в словах дома, твоя, вода, хотя в них слышится звук а. Учащиеся должны усвоить, что на письме обозначается не только мягкость, но и твёрдость согласных: в положении перед согласными – отсутствием мягкого знака, перед гласными – с помощью букв а, о, у, ы. Также следует помнить, что одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква с: [с] – сад; [с,] – село; [з] – сбоку; [з,] – косьба, [ш] – сшить, [ж] – сжимать. При этом буква с не может быть заменена никакой другой буквой, так как это приведёт к искажению слова и его смысла.
Для формирования орфографического навыка важен анализ слова на всех уровнях: фонетическом, морфемном, словообразовательном, морфологическом. Необходимы знания словообразовательных моделей, границ морфем. Не следует забывать, что словообразовательный анализ опирается на лексическое значение слова. Определённые связи между синтаксическими категориями и морфологическими признаками частей речи устанавливаются при обосновании написания безударных падежных окончаний прилагательных, причастий, личных окончаний глаголов. Например, при выборе правильного безударного окончания прилагательного школьники сначала находят определяемое существительное, то есть выделяют словосочетание. Затем по роду, числу и падежу определяемого существительного устанавливают род, число и падеж прилагательного. А эти морфологические признаки являются определяющими при выборе правильного безударного окончания имени прилагательного. Итак, фонетические, лексические, грамматические знания, умения и навыки учащихся являются лингвистической основой обучения орфографии, фундаментом орфографических навыков. Поэтому при изучении новых тем, к каким бы разделам русского языка они ни относились, необходимо тщательно продумывать сопутствующее повторение и подбирать комплекс упражнений, способствующих повышению уровня практической орфографической грамотности учащихся.
Одним из действенных способов решения этой проблемы являются словарно-орфографические диктанты. Ценность их в том, что при минимальных временных затратах повторяется объёмный грамматический материал, развивается память детей, логическое мышление, умение «слышать» орфограммы. Обратимся к особенностям некоторых видов таких диктантов:
Выборочный диктант ориентирует учащихся на выявление определённых или отличающихся языковых единиц из потока речи. Это эффективно развивает аналитические навыки школьников по выявлению существенных признаков определённых частей речи и грамматических категорий. Дети записывают мало, а анализируют большой по объёму материал. Это существенное достоинство данного вида работы. Также исключается механическое, бездумное списывание или записывание на слух.
Задание. Выпишите из диктанта все слова с проверяемыми безударными гласными в корнях. Затем обозначьте орфограммы и подберите проверочные слова.
Текст для диктанта (отрывок из сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
Бедному Нильсу пришлось бы совсем плохо, если бы в это время на дворе не появился кот. Заметив кота, куры, гуси и утки сейчас же бросились врассыпную и принялись рыться в земле с таким видом, будто их ничего на свете не интересует, кроме червяков и прошлогодних зёрен. А Нильс обрадовался коту, как родному. – Милый котик, – сказал он. – Будь добр, скажи, где мне найти гнома? Ведь он не мог далеко уйти. Кот уселся, обвил хвостом передние лапы и посмотрел на мальчика.
Образец выполнения задания.
Дворе (двор), появился (явка), кота (кот), врассыпную (сыпать), принялись (принять), земле (земли), таким (так), интересует (интерес), червяков (черви), прошлогодних (прошлый), родному (род), скажи (сказ), далеко (даль, далёкий), хвостом (хвост), передние (перед), посмотрел (смотр).
Распределительный диктант нацеливает учащихся на группировку единиц речи на основе объединяющих признаков: орфографических или грамматических. Распределение производится по столбикам. В процессе работы школьники анализируют единицы речи, выделяют их главные и второстепенные признаки, сравнивают с другими близкими, но отличающимися от них единицами речи.
Задание. Распределите по двум группам слова, имеющие орфограммы в приставках и в суффиксах.
Зайчонок, парчовый, посмотреть, вздохнул, революционный, прекрасный, раненый, преуспеть, преступник, замочек, карманный, воробьиный, расход, израненный, прекратить, соломенный, ударил, обращался, разлил, сберечь, увлечённый, очистить, раскинулась, орешек, ключик, торжественный, передавать, горячо, безбрежный, водяной, привстать.
Образец выполнения задания.
Слова с орфограммами в приставках: посмотреть, вздохнул, прекрасный, преуспеть, преступник, расход, израненный, прекратить, обращался, разлил, сберечь, увлечённый, раскинулась, передавать, безбрежный, привстать.
Слова с орфограммами в суффиксах: зайчонок, парчовый, революционный, раненый, замочек, карманный, воробьиный, израненный, соломенный, ударил, увлечённый, орешек, ключик, торжественный, горячо, водяной.
Выборочно-распределительный диктант основан на совмещённых принципах анализа, группировки и классификации. Он незаменим при закреплении изученного материала. Этот вид диктанта формирует универсальные общеучебные умения и навыки: поиск заявленной информации, её анализ, отбор, структурирование. Предполагается ознакомительное чтение текста, а затем – по предложениям.
Задание. Выпишите из диктуемого текста все глаголы, распределите их в две группы по спряжениям. Объясните правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Текст для диктанта (отрывок из сказки Яна Экхольма «То да Сё из города Авось да Небось»).
– Опять ты упрямишься,– заворчал Сё. – Ничего трудного в работе доктора нет. Разве ты не видел, как лечит Медведь? Он только заставляет больных дышать, кашлять, высовывать язык, да ещё выслушивает сердце. А потом получает за это деньги. Мы можем делать это ничуть не хуже. Разве ты не помнишь, сколько ему досталось еды, когда он посетил господина Нильссона? Много – премного крынок превосходного, тёплого молока. – Мы сейчас же укрепим на дверях вывеску, – ответил Сё, – где напишем, что стали лекарями. – Ты кое-что забыл, – напомнил кот. – Доктор должен всегда хорошо одеваться, носить белый халат и часто мыть лапы.
Образец выполнения задания.
Глаголы 1 спряжения: заворчать, заставляет, кашлять, высовывать, выслушивает, получает, делать, досталось, напишем, стали, забыть, одеваться, мыть.
Глаголы 2 спряжения: упрямишься, видел, дышать, помнишь, посетил, укрепим, ответил, напомнил, носить.
Словарный диктант из учебника с домашней подготовкой является хорошим способом закрепления нового материала в классе, где собраны ученики со слабой базовой подготовкой по предмету. Домашняя подготовка снимает психологический барьер, дети получают возможность проанализировать орфограммы, вспомнить и повторить правила, проконсультироваться с учителем, сделать записи или карточки–подсказки. На уроке они уже будут работать в комфортных условиях и покажут хорошие результаты.
Таким образом, оптимальный подбор и систематическое применение рассмотренных приёмов и форм работы на уроках русского языка в 5-7 классах будет способствовать совершенствованию практической орфографической грамотности учащихся.