Способы подчинительной связи. Примыкание

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (447 кБ)


Цели урока:

познавательные:

  • актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
  • формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
  • учить выделять словосочетания из предложения;
  • учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;

воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;

развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать языковое чутьё;
  • развивать умение работать в группе;
  • развивать умение систематизировать изученный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

II. Тема урока, постановка целей.

(Слайд 2)

III. Задание на повторение (Синтаксическая разминка).

Выпишите из предложенных слов только словосочетания:

  • 1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
  • 6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
  • 10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
  • 14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
  • 19) весело и быстро;

– Выступление учащихся, обсуждение затруднений.

В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.

Объяснение учителя:

Не являются словосочетаниями:

  1. сочетание самостоятельного слова со служебным: в течение лета, пусть расскажет и др.;
  2. сочетания слов в составе фразеологизмов: обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
  3. подлежащее и сказуемое: мальчик умён, начался дождь;
  4. составные словоформы: менее красивый, будешь знать;
  5. однородные члены: снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.

– После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.

– Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.

– Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.

Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.

В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.

При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимоговесёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.

Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).

При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятсянапишу письмо, написал письмо, напишем письмо.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. ( 1. С. 5)

Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.

При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.

IV. Закрепление.

– Работа с учебником

Упражнение 57, стр. 30

(Спишите предложения. Выделите в них словосочетания с подчинительной связью примыкания).

  • Сперва мы перекликались с ним весьма усердно; потом он стал реже отвечать на наши возгласы.

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)

Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).

Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).

В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).

Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).

Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).

V. Тест.

  1. Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
    A) сочинением.
    B) управлением.
    C) примыканием.
    D) согласованием.
    E) связью между компонентами грамматической основы.

  2. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) его грядущее.
    B) печально гляжу.
    C) ошибками отцов.
    D) на наше поколенье.
    E) гляжу на поколенье.

  3. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) летят на юг.
    B) летят далеко.
    C) перелетают на юг.
    D) перелётные птицы.
    E) улетевшие на зиму.

  4. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) идти в школу.
    B) войти в класс.
    C) хорошо учиться.
    D) строгий учитель.
    E) серьёзный ученик.

  5. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) записать дату.
    B) чистая тетрадь.
    C) записать красиво.
    D) записать в тетрадь.
    E) ученическая тетрадь.

  6. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) белеющая вдали.
    B) решённая задача.
    C) сдавший экзамен.
    D) старик сапожник.
    E) идущий по следам.

  7. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) горят в огне.
    B) белая береза.
    C) обходя лениво.
    D) в золотом огне.
    E) под моим окном.

  8. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) звучал долго.
    B) развеял мечты.
    C) чистой красоты.
    D) чудное мгновенье.
    E) мимолетное виденье.

  9. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) волею моей.
    B) жги, обходя.
    C) обходя моря.
    D) в пустыне мрачной.
    E) шестикрылый Серафим.

  10. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) задержать дыхание.
    B) задержаться надолго.
    C) задержав преступника.
    D) задержанный гражданин.
    E) задержаться в командировке.

  11. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) зван на форели.
    B) будущей недели.
    C) по моему расчету.
    D) с разодранным локтем.
    E) прискорбно поминают.

  12. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
    A) громкий шепот.
    B) говорить шепотом.
    C) шепчущий человек.
    D) прошептать на ушко.
    E) назойливый шепоток.

Ключ к тесту

  1. с
  2. в
  3. в
  4. с
  5. с
  6. а
  7. с
  8. а
  9. в
  10. в
  11. е
  12. в

Взаимопроверка

«3» – 6-9
«4» – 10-11
«5» – 12

VI. Оценки за урок.

VII. Домашнее задание.

Упражнение 80, стр.38 (Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите способ связи).