Цели урока:
познавательные:
- актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
- формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
- учить выделять словосочетания из предложения;
- учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;
воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;
развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать языковое чутьё;
- развивать умение работать в группе;
- развивать умение систематизировать изученный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
II. Тема урока, постановка целей.
(Слайд 2)
III. Задание на повторение (Синтаксическая разминка).
Выпишите из предложенных слов только словосочетания:
- 1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
- 6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
- 10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
- 14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
- 19) весело и быстро;
– Выступление учащихся, обсуждение затруднений.
В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.
Объяснение учителя:
Не являются словосочетаниями:
- сочетание самостоятельного слова со служебным: в течение лета, пусть расскажет и др.;
- сочетания слов в составе фразеологизмов: обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
- подлежащее и сказуемое: мальчик умён, начался дождь;
- составные словоформы: менее красивый, будешь знать;
- однородные члены: снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.
– После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.
– Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.
– Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.
Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.
Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.
При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.
Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).
При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.
В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. ( 1. С. 5)
Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.
При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.
IV. Закрепление.
– Работа с учебником
Упражнение 57, стр. 30
(Спишите предложения. Выделите в них словосочетания с подчинительной связью примыкания).
- Сперва мы перекликались с ним весьма усердно; потом он стал реже отвечать на наши возгласы.
Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
V. Тест.
-
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) летят на юг.
B) летят далеко.
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти в школу.
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) волею моей.
B) жги, обходя.
C) обходя моря.
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают. -
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.
Ключ к тесту
- с
- в
- в
- с
- с
- а
- с
- а
- в
- в
- е
- в
Взаимопроверка
«3» – 6-9
«4» – 10-11
«5» – 12
VI. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание.
Упражнение 80, стр.38 (Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите способ связи).