Общая дидактическая цель: создание условий для закрепления блока учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебных ситуациях.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект:
- Раскрыть содержание темы урока.
- Научить определять способы связи в словосочетаниях.
- Отработать умение находить словосочетания разных способов связи слов в тексте.
- Учить анализировать текст.
Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:
- Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми, вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче, высказывать собственную аргументированную оценку.
- Информационной: поиск необходимой информации в тексте художественного произведения, в монологе учителя, одноклассника, решение учебно-познавательных задач с использованием справочной литературы.
- Технологической: работать по алгоритму, свертывать и развертывать информацию с использованием опорного конспекта, планировать организацию учебно-познавательного процесса.
- Учебно-исследовательской: решать проблемные задания, давать определение терминов и понятий, выделять причинно-следственные связи.
- Проектной: овладеть навыками исследования лингвистического материала.
- Социальной: решать учебно-познавательные задачи с помощью коллег по группе, преподавателя, определять “я-позицию” с точки зрения гражданственности, гуманизма и моральной ответственности.
- Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта, оценивать актуальность и практическую значимость изученного материала и собственные затруднения в работе над ним
Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся морально-нравственных качеств: толерантности, добра, сострадания, гуманизма, справедливости, порядочности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
- групповая
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По источнику знаний:
- словесные
- наглядные
- практические
2. По характеру познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
- проблемное изложение
В ходе урока использовались педагогические технологии:
- технология уровневой дифференциации
- технология проблемного обучения
- технология концентрированного обучения
- технология модульного обучения
- коллективный способ обучения
В ходе урока использовались педагогические техники:
- проблема на уроке
- чтение с пометками
- “стенографист”
- ассоциативный ряд
Структура урока:
Начало урока. Организационный момент.
Термины и понятия, вводимые и актуализируемые на уроке: согласование, управление, примыкание, союзное и бессоюзное предложения, инверсия, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.
Оборудование и наглядность: технологические карты, учебник русского языка, пособие для подготовки к ЕГЭ.
Ресурсы к уроку:
- Русский язык: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Под редакцией Д.Э. Розенталя, В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко - М. Просвещение, 2010.
- Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. Грамматика. Текст. Стили речи. Книга для учителя/Под редакцией И.В. Золотаревой, Л.П. ДМИТРИЕВОЙ, Н.В. Егоровой - М: “ВАКО”, 2010
- Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 11 класса. ЕГЭ – Задания уровня А, В, С - М. “Экзамен”, под редакцией Г.Т. Егораевой, С.Ю. Ивановой, 2010
Ход урока
I. Начало урока. Организационный момент.
II. Этап целеполагания и мотивации.
Дорогие ребята, скоро вам предстоит серьёзное испытание: сдача единого государственного экзамена по русскому языку. Задания, связанные с определением способа связи слов в словосочетаниях, предложены в части В ЕГЭ, и, к сожалению, успешно их выполняют далеко не все учащиеся. Сегодня мы с вами вспомним все о словосочетаниях и научимся определять виды связи слов в них.
III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся, контроль домашнего задания.
Выясняю, кто не прочитал теоретический материал, какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения.
IV. Этап первичного изучения знаний и способов деятельности.
V. Этап закрепления новой учебной информации.
Обращаемся к технологическим картам. Какова интегрирующая цель? Сколько учебных элементов должны выполнить на уроке? Как будем работать? (Фронтально, индивидуально, по группам и по парам)
- УЭ-1-фронтальная работа
- УЭ-2-индивидуальная работа
- УЭ-3-парная работа
- УЭ-4-групповая работа
- УЭ-5-индивидуальная работа
VI. Этап осознания и осмысления учебного блока новой учебной информации и применения ЗУН.
VII. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Довольны ли вы своей работой на уроке? Какие мысли вы вынесли с урока?
Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения”?
УЭ-6-индивидуальная работа.
VIII. Инструктаж выполнения домашнего задания.
Продолжите высказывание и приведите примеры:
Словосочетаниями не являются…
Модуль: “Способы связи слов
в словосочетаниях”. Составила: Ковальчук В.А. Работу выполнил: |
||
Номер учебного элемента | Последовательность действий при изучении материала | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: научиться определять способы связи слов в словосочетаниях. | |
УЭ-1 | Цель: повторить основные понятия
синтаксиса. 1. Назовите основные единицы синтаксиса. 2. В чем отличие словосочетания от предложения? 3. Назовите основные виды словосочетаний. Приведите примеры. 4. Какие способы связи слов в словосочетаниях вы знаете? Напишите определения. Согласование - это_____________ Управление - это_____________ Примыкание - это_____________ |
Записывайте в технологическую карту
основные тезисы. Работайте самостоятельно, привлекайте материал учебника |
УЭ-2 | Цель: закрепить навык определения
способов связи слов в словосочетаниях. Определите способ связи слов в словосочетаниях: тяжело лежал, можно слушать, вернутся обратно, отказаться наотрез. Сделайте синтаксический разбор предложения. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, на душе становится тихо. (А.П. Чехов) Выпишите все словосочетания, входящие в состав предложения, и определите способы связи слов в них. Выпишите эпитеты, олицетворение, метафору. |
Развивайте ассоциативное мышление. |
УЭ-3 | Цель: определить, что не является
словосочетанием. Отметьте слова, которые не являются словосочетаниями: А) природа проснулась Б) нахожу в природе В) птицы и звери Г) шел вдоль ручья Д) в течение часа Е) запутался в рукаве Ж) спустя рукава 2. В словосочетаниях укажите способ связи слов. |
Подсказка: не являются
словосочетаниями А, В, Д, Ж Б, Г и Е - управление. Проверьте правильность выполнения этого задания друг у друга. |
УЭ-4 | Цель: проверить усвоение полученных
знаний. Выпишите три словосочетания с разными способами связи слов из данного предложения: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. Будут ли словосочетаниями слова: был день, только тогда, которые случаются? Почему? Замените словосочетание июльский день со способом связи слов согласование на синонимичное со способом связи слов управление. Укажите количество грамматических основ, вид связи простых предложений в составе сложного. Выпишите все словосочетания со способом связи слов согласование. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Чем осложнено простое предложение? Укажите инверсию и эпитеты. Выпишите словосочетание со способом связи слов примыкание. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.(По И. Тургеневу) Оцените свою работу на уроке 5-4-3-2. Объясните оценку. |
Ключи к ответам попросите у преподавателя. |
УЭ-5 | Цель: продолжить высказывание и
привести примеры. Словосочетаниями не являются… |