Тип урока: объяснение нового материала.
Тема: Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.
Цель: обобщить знания о способах словообразования (морфологических и неморфологических).
Задачи:
- воспитывающая: воспитывать интерес к предмету и языковым явлениям.
- обучающая: на основе знаний студентов школьной программы отработать приемы определения корня слова, выделения окончания в слове; учить распознавать и различать словообразование и формообразование, морфемный и словообразовательный анализ слова
- развивающая: развивать умение выполнять словообразовательный разбор; внимание, аккуратность.
Метод объяснения нового материала: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: Словари, учебники Е. Д. Ващенко, карточки, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Ход урока
I. Орг. момент. (2´)
- Здравствуйте! Садитесь. Я рада видеть Вас на уроке.
- По рапорту отсутствуют…Остальные все.
- Проверим рабочее место. На парте должны быть: учебник (автор Е. Д. Ващенко), рабочая тетрадь, карандаш.
- Рабочее место у всех в порядке. Будем работать дружно, быстро, грамотно.
II. Актуализация ранее пройденного: (5´)
а) Акцентологическая разминка. (4´) - слайд
- Внимание на доску (15 слов)
- августовский
- баловать
- бензопровод
- гарантировать
- сгруппировать
- колледж (США)
колледж (Англия) - красивее
- приданое
- согнутый
- ходатайствовать
- цемент
- шасси
- эксперт
- языковой (от сущ. язык как средства выражения мыслей)
- языковой (мышечный орган в полости рта)
- дирижер
- Прочитайте слова про себя. Продумайте правильное произношение.
- Значение каких слов Вам не понятно.
- Читаем слова по цепочке.
- Работаем в парах.
- Читаем слова хором.
- Запишите слова в свой личный словарь (1´)
III. Проверка домашнего задания
а) фронтальный опрос. (5´)
- По какой теме выполняли домашнее задание?
- Что такое фразеология? (Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу и значению, воспроизводимая в речи как готовая единица.)
- Кто является автором классификации фразеологизмов? (В. В. Виноградов)
- Назовите классификацию фразеологизмов. (Фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое выражение.)
- Дайте определение фразеологическим сращениям. (Фразеологические сращения - неделимые и неразложимые сочетания, значения которых нельзя вывести из значений входящих в них слов: то и дело, себе на уме.)
- Охарактеризуйте фразеологические единства. (Фразеологические единства – неделимые и неразложимые по смыслу сочетания, значение которых частично мотивируется входящими в них словами: выносить сор из избы («раскрывать тайну»)).
- Фразеологические выражения это… (Фразеологические выражения - обороты, которые состоят целиком из слов со свободными значениями: Не пройми копьем, а пройми языком)
- Что означают фразеологические сочетания? (Фразеологические сочетания – это устойчивые сочетания, в которых употребляются слова с несвободными значениями: тоска берет, насупить брови.)
- Ещё какие виды фразеологизмов существует? (Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-омонимы.)
б) самостоятельная работа (5´)
- Внимание на доску. (слайд)
- Кот наплакал
- Слова не вытянешь
- Ходить вокруг до около
- Мухи не обидит
- Выйти из себя
- Впасть в отчаяние
- Значение каких фразеологизмов Вам не понятно?
- Задание: К данным фразеологизмам подобрать – фразеологизмы антонимы, определить их лексическое значение и составить предложения с любыми 3 парами фразеологизмов.
Карточка (слайд)
Подберите к данным фразеологизмам антонимические пары. Составьте предложения с любыми 3 парами фразеологизмами.
- Кот наплакал – куры не клюют
- Слова не вытянешь – рта не закрывает
- Ходить вокруг до около – попасть в точку
- Мухи не обидит – как кошка с собакой
- Выйти из себя – овладеть собой
- Впасть в отчаяние – воспарять духом
- Какие вопросы возникли при выполнении задания?
- Кто ответит на вопрос.
- Сдаем работы.
IV. Работа по теме урока
а) психологическая подготовка к восприятию новой темы. (7´)
- Внимание на доску. (слова с акцентологической разминки) (слайд)
- Выпишите по 3-4 примера орфограмм в морфемах.
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
согнутый приданое сгруппировать |
колледж цемент шасси эксперт |
августовский баловать языковой дирижёр |
языковой августовский баловать |
- Проверяем.
- Обратите внимание, что морфема и слово имеют сходство.
Это значимые единицы языка.
Слово обладает значением. Морфема тоже обладает значением.
Например: -ёр- это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом.
(Дирижер – дирижировать, режиссер – режиссировать).
- Но различия существуют.
- А какие? Как вы думаете?
- Верно. Слово самостоятельная единица, а морфема «живет» в слове. Из морфем строятся слова, а из слов предложения.
- Построим схему (1´) (интерактивная доска)
Морфемы русского языка
- Обратите внимание, что аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слова. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими (словообразовательными). Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразовательными).
- Запомните формообразующие аффиксы в основу не входят.
(Карточки)
- Внимание задание: в каждом слове выделите основу (по рядам) (4´)
Карточка 1 (слайд)
Иду – идет, писать – писал, окно – подоконник, красивый – красивее, бежать – бег.
Карточка 2
Красивый – красивейший, искра – искорка, живу – живешь, ходить – ходьба, писать – пишущий.
Карточка 3
Умывать – умываться, уверенно – увереннее, снег – снеговик, учить – учишься, подметать – подмети.
Карточка 4
Близко – ближе, давай – давайте, радость – радостный, сделав – сделать, летать – лететь.
Карточка 5
Утро – утром, любить – любовь, телефон – телефонный, переходить – переход, законспектировал – конспектировать.
Примечание. В четвертой карточке находим видовую пару глаголов, что соответствует словообразовательному значению аффиксов. В пятой карточке встречаем образование наречия (утром) от формы творительного падежа имени существительного.
- Мы плавно подошли с Вами к теме нашего занятия. (слайд)
Тема: «Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования».
Цель занятия: обобщить знания о способах словообразования (морфологическое и неморфологическое)
б) Изучение нового материала (3´)
- Что изучает словообразование?
- Как же связаны между собой морфемика и словообразование?
- В чем состоит их различие?
- На какие группы делятся способы словообразования?
- Назовите морфологические способы словообразования.
- Какие неморфологические способы словообразования Вам известны
в) Составление таблицы. (20´) (интерактивная доска)
- Внимание на интерактивную доску и на таблицы, которые есть у Вас на столе. Здесь указаны способы словообразования, виды и примеры. (см. приложение)
- Читаем про себя (2´)
- Озвучим таблицу (2´)
- Работаем в группах по 4 человека.
- Анализируя эти три колонки, вы должны определить путь словообразования и изменение части речи. На работу (15’)
- Какие трудности возникли при выполнении работы? (1´)
V. Задание на дом (1´)
Учебник Е. Д. Ващенко с.130-139, вопросы на с.139-140, упр. 108, 110.
VI. Работа по учебнику. (4´)
- Открываем учебник Е. Д. Ващенко с.133
- Внимательно просмотрите §14-15.
- О чем мы ещё не упомянули?
- Верно. Существует план разбора по составу и словообразовательный анализ слова.
- Записать в тетрадь для схем.
VII. Практическое закрепление нового материала.
Задание 1.
Определить каким способом образованы слова. (3´) (слайд)
потемнеть |
|
|
темнеть |
автозаводской |
|
|
автозавод |
соединять |
|
|
единый |
ледокол |
|
|
лед, колоть (сложение) |
(вкусное) мороженое (сущ) (переход одной части речи в другую) |
|
|
мороженое (мясо) (прилаг) |
очередник |
|
|
очередь |
яблочник |
|
|
яблоко |
заморозка |
|
|
мороз |
Задание 2.
1. Осложненное списывание. (10´) (слайд)
а) Я приобрел книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пренебрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат небольшой ответил собеседник.
б) Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…
(Б. Тимофеев)
Задание к тексту:
Записать I часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.
- Какая разница в значении слов книжечка и книжонка? («Книжечка» - уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» - пренебрежительное)
- Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря суффиксу субъективной оценки.)
- Выполните морфемный разбор слов: собеседник, книжонка.
- Определите значение морфем в первом слове.
- со – вместе (сокурсник, сотрудник)
- -ник- - лицо (сокурсник, сотрудник)
- Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дает возможность расширить пределы поэтического словаря.
Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.
- уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ец- (морозец), -ик- (столик), -ишк- (братишка),-к- (ножка), -ушк- (бабушка), -чик- (колокольчик),-еньк- (синенький)
- увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ- (домище), -онк- (шапчонка)
- элемент торжественности вносят приставки: вос- (востребовать, восходить)
Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироничную окраску, создают фамильярно-непринужденный тон.
Задание 3. (10´) (слайд)
1. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (3´)
- Какую функцию выполняет оценочная лексика?
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»)
Ответы к заданию:
Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких.
Оценочная лексика служит для создания психологического портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество.
2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (3´)
- С какой целью автор использует их в своем произведении?
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек.
(И. Тургенев. «Отцы и дети»)
Ответы к заданию:
В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек.
Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.
3. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк-: (3´)
Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.
VIII. Итог урока (4´)
- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
- Что нового Вы узнали о способах словообразования.
- Уроком довольна.
- Оценки за урок…
- Спасибо за урок. Урок окончен.