Цели: закрепить знания по теме “Словообразование”, повторить способы образования слов; закрепить знания и умения, связанные с морфемным разбором.
Оборудование: запись на доске, схемы, использование мультимедиа.
Ход урока
1. Разминка.
На доске:
Рус- Сказ- -ск-
-ие и -к- и т.д.
- Какие морфемы показаны на доске?
- Соберите из этих морфем слова.
- А теперь, из этих слов составьте предложение, запишите, дайте полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания и подчеркните орфограммы.
Русские волшебные сказки – лучшие книги для детей.
А сейчас, еще раз обратимся к нашим словам. Скажите, какая морфема служит для образования слов?
- Какой раздел науки о языке, изучает строение слов и способы их образования?
У.: Сегодня на уроке мы должны закрепить знания по теме: “Словообразование”, повторить способы образования слов; закрепить знания и умения, связанные с морфемным разбором. А помогут нам в работе тексты сказок.
- Кому из вас знакома сказка “Конек-Горбунок”?
- Вы знаете кто ее автор?
У.: А вот в июльском номере детского журнала об искусстве “Эскиз” за 2007г. появилась статья, в которой высказано предположение литературоведов о том, что сказку в стихах “Конек-Горбунок” написал вовсе не П.Ершов, а великий русский поэт А.С.Пушкин, который подарил авторство нуждающемуся тогда студенту.
Итак, ребята, мы сегодня будем работать по текстам двух сказок. Это сказка П.Ершова “Конек-Горбунок” и сказка А.С.Пушкина “О попе и работнике его Балде”. А к концу урока вы сделаете свои выводы: согласны или нет с этим мнением.
2. Работа с текстами сказок.
У.: Обратимся к тексту сказки П.Ершова “Конек-Горбунок”.
Ночь настала; месяц всходит,
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом.
- Найдите и выпишите слова из текста сказки, образованные приставочным способом.
У.: А теперь, обратимся к тексту сказки А.С.Пушкина “О попе и работнике его Балде”.
Досветла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
- Выпишите слова по такой схеме.
Схема №1
- К какой части речи относятся слова?
- Найдите и выпишите слово по схеме №2.
Схема №2
- Ребята, похожи герои этих сказок? Чем они похожи? (Учащиеся называют, учитель записывает по колонкам)
І Трудолюбивые Добросовестные |
ІІ Находчивые |
- Почему я записала слова в две колонки?
У.: Характеристика героев двух сказок помогла нам вспомнить еще один способ образования слов.
- Какой это способ?
3. Распределительный диктант.
- Сейчас задание такое: из текстов двух сказок я выписала слова, образованные разными способами. Распределите по колонкам слова, образованные приставочным, суффиксальным и сложением двух слов (подбегать, игрушечка, золотогривый, небольшого, алмазный, длинноусый, рассказать, дешевизна, великодушный, мужичок, близорукий, бедненький).
4. Ребята, мы с вами знаем, что каждый суффикс имеет определенное значение. Поэтому задание следующее: из текста сказки П.Ершова “Конек-Горбунок” выпишите слово, образованное суффиксальным способом и определите, какое значение имеет суффикс?
Так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь не умею,
Разом сяду на шею.
5. Подведение итогов.
- Какие основные способы образования слов мы повторили?
6. Творческая работа.
- По иллюстрациям к сказке П.Ершова “Конек-Горбунок” составьте 2-3 предложения, используя слова, образованные разными способами словообразования.
У.: Ребята, сегодня на уроке мы повторили способы словообразования и узнали о новой версии литературоведов, может быть, кто-нибудь из вас через несколько лет поставит точку в этой проблеме.
7. Задание на дом.
- Написать мини-сочинение по иллюстрации к сказке П.Ершова “Конек-Горбунок”.