Русский язык
-
Сравнение фразеологизмов английского и русского языков 2010
Одним из источников приобщения школьников, изучающих иностранные языки, к образцам образной и выразительной речи английского и русского языков является фонд фразеологизмов. Применение в речи учащихся фразеологизмов расширяет лингвистический кругозор учащихся. Работа посвящена проблеме межъязыковых фразеологических универсалий.
-
Сравнительная коммуникативная характеристика как средство развития речи школьников и студентов 2009
Коммуникативная характеристика - жанр, который позволяет акцентировать внимание на типичных особенностях речевого поведения и, как следствие, исправлять ошибки, совершенствовать достоинства. Сравнительная коммуникативная характеристика может использоваться на всех уроках, а особенно на уроках гуманитарного цикла.
-
Сравнительно-исторический метод в языкознании. Модульный урок по предмету "Лингвистика" в 6-м классе 2008
Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Фактически изложенному выше и подчинен курс О. Е. Дроздовой "Уроки языкознания для школьников", который введен мной в 2006/2007 учебном году как модульный. Предлагается разработка урока из данного курса.
-
Сравнительно-историческое языкознание. Сравнительно-исторический метод 2023
Cравнительно-историческое языкознание на новом этапе истории лингвистических учений доказало свою жизнеспособность и внесло весомый вклад в мировую науку о языке.
-
Сравнительное языкознание: сравнительно-исторический метод исследования слов и лингвистическое конструирование при выполнении олимпиадных заданий 2010
План-конспект занятия надпредметного курса «Подготовка к олимпиаде по русскому языку» в 8-м классе. Данное занятие предусматривает выполнение тренировочных заданий. Проведение данного курса готовит учащихся лицея к олимпиадам по русскому языку.
-
Сравнительный анализ стихотворений Александра Блока "Россия" и Андрея Белого "Родина" 2012
Цель урока: обучать сравнительному анализу стихотворений, учитывая идейно-тематические и художественные особенности; показать глубокое чувство любви к родине в стихотворениях А.Блока и А.Белого; активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся; развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения и выслушивать мнение товарищей; воспитывать чувство патриотизма.
-
Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза" и Н.А. Заболоцкого "Гроза" (занятие элективного курса) 2011
Сравнительный анализ стихотворений основывается на композиционных и лингвистических особенностях текстов, системе художественных образов с опорой на фонетический и морфологический уровни.
-
Среднее профессиональное образование сегодня: к анализу одного урока русского языка 2014
В работе над профессиональной лексикой широко используются нетрадиционные уроки и внеаудиторные занятия. Так, анализируемое занятие представляет собой урок-конкурс в рамках темы «Лексика. Профессиональная лексика». Представленный материал может быть использован при подготовке внеклассных мероприятий по русскому языку.
-
"Средства связи предложений в тексте". 11-й класс 2014
На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся о тексте; совершенствуются умения определять средства связи предложений в тексте, закрепляются умения выполнять задания А-8 и В-7 ЕГЭ и отрабатывается умение писать связный текст.
-
Средства связи частей СПП. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении 2022
Цели урока: умение различать союзы и союзные слова; знать средства связи частей в СПП; умение находить главное и придаточное предложения в СПП.
-
Средства создания комического в сказке Л.Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца" 2013
Анализируя произведение, учащиеся доказывают, что оно отвечает всем законам комедийного произведения, автор пользуется всеми возможными способами создания комического. Произведение яркое, написано богатым, образным языком народного творчества, по жанру ‒ сказ.
-
Средства субъективизации на уроках русского языка. Конспект урока в 6-м классе 2007
Ученик перестает быть только объектом процесса обучения, ему передается часть функций учителя. Знания не даются в готовом виде, а приобретаются во время поисковой и исследовательской деятельности. Ребенок самостоятельно формулирует тему и цель урока, и у него создается установка на ее реализацию. Оригинальные упражнения стимулируют и поддерживают данную установку в течение всего урока. В результате возрастает интерес, улучшается орфографическая грамотность и повышается общий интеллектуальный уровень.
-
«Сталинградская битва в цифрах. Имя числительное. Обобщение и повторение». 6-й класс 2015
В ходе урока учащиеся выполняют различные упражнения и задания по теме «Сталинградская битва». Составляют кластеры и пишут синквейны. Урок сопровождается презентацией.
-
Статья "ИКТ на уроках русского языка и литературы" 2009
В статье приводятся методические аспекты применения программных продуктов на уроках русского языка и литературы, раскрываются приёмы и методы дифференцированного подхода к обучению с использованием ИКТ. Демонстрируется процесс оптимального применения ИК технологий, которые способны стимулировать познавательный интерес к предметам, призваны расширять кругозор учащихся, оптимизировать затраты педагога, помогая сосредоточиться на творческой работе.
-
Статья "Неопределенно-личные предложения" (8-й класс) 2009
Предложенный урок для 8-го класса – это урок-исследование с применением ИКТ. На уроке были поставлены цели и задачи: Образовательные: создание условий для развития языковедческой компетенции через: формирование понятий об неопределённо-личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям; отработку навыков использования данных предложений в речи. Развивающие: развитие коммуникативных навыков; творческого мышления; умений создавать презентацию.
-
Статья "Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы" 2009
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. Часто на уроках русского языка и литературы использую нестандартный опрос. Все приведенные нестандартные формы обучения - не просто развлечение, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания и умения.
-
Статья "Обучение малым жанрам публицистического стиля как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся" 2009
По требованиям ГОС Федерального компонента, коммуникативная компетенция должна выражаться в речевой деятельности, в частности, в умении создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социокультурной, учебно-научной, деловой сферах общения.
-
Статья "Повышение грамотности учащихся и привитие интереса к предмету через внеклассную работу (школьный пресс-центр)" 2009
Программа детского объединения "Пресс-центр" является адаптированной. Направлена на работу с ребятами разных возрастных групп (с 5-го по 11-й классы), которые интересуются журналистикой.
-
Статья "Проблемное обучение на уроках русского языка" 2012
В статье рассматривается проблемное обучение, которое направлено на поиск учащимися новых знаний и способов их получения. Мышление и познавательные способности учащихся развиваются успешно, если ученики самостоятельно осмысливают задачу, сами вычленяют условия и решения, учатся видеть в языковом материале закономерности, формулировать выводы. Такое обучение помогает детям творчески мыслить, писать оригинальные тексты.
-
Статья "Творчество начинается с мечты и радости"(о работе учителя русского языка и литературы национальной школы) 2009
Автор высказывает свои мысли о работе учителя языка в национальной школе (Республика Алтай).
-
Статья "Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка" 2009
В статье раскрывается вопрос формирования культуры речи на уроках русского языка, представлено множество заданий по теме.
-
Статья "Формирование языковой личности школьников на уроках русского языка" 2009
Важнейшей и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Задача учителя – научить школьников создавать текст.
-
Стенд "Фонетический поезд" – помощник на уроках русского языка 2012
Одним из труднейших разделов русского языка является фонетика. Не каждый ученик может понять эту тему. Пользуясь стендом «Фонетический поезд» учителю легче донести информацию о звуках. Фонетический поезд – это построенная в виде поезда лента букв, обозначающих звуки русского языка.
-
Степени сравнения имени прилагательного. 6-й класс 2011
Занятие рассчитано на один урок для учащихся общеобразовательных школ. Форма урока нетрадиционная, с использованием различных методик, м/медийного проектора. Урок насыщен разнообразными формами и видами работы. Смена деятельности помогает ребятам работать быстро, не устать до конца урока.
-
Степени сравнения наречий. 7-й класс 2019
Задачи урока: формировать умения образовывать степени сравнения наречий; находить и отличать наречия в сравнительной степени от имен прилагательных в сравнительной степени; уметь определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени.
-
Степени сравнения наречий. 7-й класс 2019
Представленный урок русского языка является уроком закрепления по теме «Степени сравнения наречий» в 7-м классе по программе Т.А.Ладыженской. Целью является формирование у обучающихся практического умения образовывать степени сравнения наречий, отличать их от степеней сравнения прилагательных, определять синтаксическую роль наречий. В ходе достижения поставленных задач развиваются умения обучающихся строить логическое рассуждение, делать выводы, формулировать гипотезы и строить понятные для других обучающихся и учителя высказывания.
-
Степени сравнения прилагательных 2011
Рассмотрены степени сравнения имен прилагательных в английском языке.
-
Степени сравнения прилагательных. 6-й класс 2012
Заключительный урок русского языка в 6-м классе нацелен на систематизацию ранее полученных знаний, особое внимание уделяется соблюдению учащимися в речи грамматических норм. Урок показывает возможности использования электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка. Учащиеся представляют результаты проектной деятельности, учатся работать в группе.
-
Стили произношения (11-й класс) 2010
Урок призван познакомить учащихся со стилями произношения, сформировать умение выступать перед аудиторией, закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи и разобрать задания ЕНТ, связанные с определением стилей.
-
Стили речи. Официально-деловой стиль (9-й класс) 2010
Урок русского языка посвящен стилям речи, в частности, официально-деловому стилю. В качестве примера рассматривается подлинный документ «Жалованная грамота царя Ивана IV Грозного». В ходе урока проводится систематизация сведений о стилях речи, когда и для чего они используются, какие языковые средства отбираются для достижения цели. Также идет формирование духовной культуры учащихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям.