Учебно-методическое обеспечение: учебный комплекс “Русский язык. Теория. 5-9 классы” В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; “Русский язык. Практика. 6 класс”. Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой. М., “Дрофа”, 2007.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, мультимедийный проектор
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт:
- среда Smart Notebook;
- вид медиапродукта– презентация, 21 слайд;
- текстовый редактор Microsoft Word.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Повышение уровня заинтересованности обучающихся.
- Повышение эффективности учебного материала.
- Развитие понятийного мышления (за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал)
Задачи занятия:
Образовательные
– повторение изученного о глаголе;
– формирование умения правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глаголов.
Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению.
Воспитательные – формирование коммуникативных умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board
План занятия:
№ п/п |
Этапы занятия |
Временная реализация |
1 | Организационный момент: приветствие, объявление темы урока | 3 минуты |
2 | Знакомство с планом урока | 1минута |
3 | Повторение материала “Общее грамматическое значение глагола, морфологические признаки” | 6 минут |
4 | Повторение теоретического материала прошлого урока | 1 минута |
5 | Срез знаний теоретического материала прошлого урока | 3 минуты |
6 | Проверка умений определять спряжение глагола по личным окончаниям | 3 минуты |
7 | Пауза. Аутогенная тренировка. | 1 минута |
8 | Проблемный вопрос | 2 минуты |
9 | Самостоятельная работа с материалом учебника | 3 минуты |
10 | Выработка алгоритма рассуждения при решении орфографической задачи. | 2 минуты |
11 | Коллективное решение орфографической задачи | 5 минут |
12 | Работа с материалом учебника. Закрепление материала. Упр.156.2 | 3 минуты |
13 | Закрепление материала. Работа по вариантам. | 5 минут |
14 | Тест | 5 минут |
15 | Итоги урока | 2 минут |
Карта урока
Комментарий хода урока | Время (мин) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент. Тема урока. Запись даты, темы урока в тетрадях. |
3 | 1 | Внимание | Настрой на урок |
Знакомство с планом урока. | 1 | 2 | Внимание | Рефлексивность Аргументированность Активность |
Повторение.
Проверка. Что лишнее? |
6 | 4 | Память Внимание |
Коммуникативная культура Ясность речи Глубина рассуждений |
Повторение теоретического материала. Срез знаний теоретического материала |
1 3 |
10 11 |
Мышление Логика.Память |
Аргументированность Активность Аккуратность |
Проверка умений определять спряжение глагола по личным окончаниям | 3 | 12,13 | Внимание Точность речи |
Рефлексивность Активность Любознательность |
Пауза. Аутогенная тренировка. | 1 | 14 | Эмоционально-чувственные | |
Проблемный вопрос | 2 | 15 | Аналитичность | |
Работа по учебнику. | 3 | 16 | Самостоятельность | |
Выработка алгоритма | 2 | 17 | Точность речи | Толерантность, умение слушать и слышать |
Коллективное решение орфографической задачи | 5 | 15 | Активность, целеустремленность, настойчивость, ответственность | |
Закрепление материала. Работа по вариантам. | 5 | 18 | Внимание | Самостоятельность |
Тест | 19,20 | Внимание | Ответственность Рефлексивность |
Схема взаимосвязи слайдов презентации
Содержание кадров.
- Титульный лист, тема урока.
- План урока
- Общее грамматическое значение глагола. Морфологические признаки глагола.
- Проверка работы по слайду №3, ссылки на справочник. Справочник.
- Возвратность глаголов.
- Вид глагола.
- Наклонения глагола.
- Изменение глагола по временам.
- Лицо, число и род глаголов.
- Что такое спряжение?
- Таблица “Личные окончания глаголов”.
- Задание: распределить глаголы в два столбика в соответствии со спряжением.
- Проверка задания слайда № 12.
- Аутогенная тренировка. Звуки леса.
- Текст для решения орфографической задачи. Проблемный вопрос.
- Новый теоретический материал по теме урока. Таблица “Определение спряжения по инфинитиву”
- Алгоритм.
- Задание на закрепление материала. Вставить орфограмму “Безударная гласная в окончании глагола”
- Тест.
- Продолжение теста, проверка. Кнопка “Аплодисменты”, анимация.
- Ссылки на Интернет-ресурсы.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие, объявление темы урока. Знакомство с планом урока.
СЛАЙДЫ 1 и 2.
II. Повторение.
– Вспомним, что изучали на предыдущих уроках.
– Что знаем о глаголе?
Задание “Закончи высказывания” СЛАЙД 3.(Ученики по очереди выходят к доске и составляют высказывания о глаголе, передвигая прикосновением руки к экрану слова-термины)
Проверка работы. СЛАЙД 4.
Работа в парах: взаимопроверка знания грамматических категорий глагола.
(В зависимости от подготовленности класса и уровня усвоения материала на прошлых уроках проводится повторение материала по слайдам, содержащим справочный материал.) СЛАЙДЫ 5-9.
III. Изучение нового материала.
1. Повторение теории
– Сегодня на уроке мы работаем с листами контроля. Подпишите листы.
– Перед тем, как приступить к изучению нового материала, вспомним, что изучили о глаголе на прошлом уроке. Зачем нам это надо? (Выслушиваются ответы учеников)
– Вспомним, что изучали на первом уроке по теме “Спряжение глаголов”.
СЛАЙД 10.
– Что такое спряжение глаголов? Проговариваем ответ соседу по парте. Взаимооценка в листе контроля, указываем ДА– знает, НЕТ– не знает (Открываем правильные ответы на вопросы слайда 10, отодвинув прямоугольники)
– Какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
(Работа в тетрадях, заполнение таблицы, один ученик у доски, передвигает объекты рукой или с помощью мышки)
Самопроверка по СЛАЙДУ 11. В листе контроля каждый у себя отмечает количество ошибок.
2. Проверка умений применять знания.
Работа по учебнику, выполнение упражнения 152, выборочно:
I вариант – I спряжение
II вариант – II спряжение
Один ученик от каждого варианта (по очереди) выполняет задание у доски. СЛАЙД 12.
Проверка СЛАЙД 13. Взаимооценка. Указываем количество ошибок.
IV. Аутогенная тренировка.
Положите руки на парту, опустите голову на руки, закройте глаза.
СЛАЙД 14.(Продолжительность 1 минута, учитель читает текст медленно, спокойно)
– Представьте, что Вы идёте по опушке леса. Весь
пернатый мир радуется вашему существованию. В
начале прогулки призывной дробью Вас
приветствует дятел. Высоко в небе заливисто поют
жаворонки.
Неторопливому журчанию ручейка аккомпанирует
жужжание пчёл,
стрёкот сороки и щебет других лесных птиц. Под
развесистой веткой ели Вы пережидаете небольшой
дождь. У озера Вас встречают крики лягушек.
Светит солнышко, веет ласковый ветерок… Как
хорошо … Вы на уроке русского языка. Продолжаем
работу.
V. Изучение нового материала.
1.СЛАЙД 13. Давайте расставим в глаголах ударение. Посмотрите, есть окончания ударные, а есть и безударные. (Отодвигается шторка вниз)
Проблемный вопрос: как быть, если надо написать эти глаголы под диктовку или в сочинении?(Выслушиваются версии)
2. СЛАЙД 15. Дан текст с пропущенными орфограммами в окончаниях глаголов:
Прошлой осенью ходил я к дальнему озеру за окунями. Тихо и светло быва . т в лесу осенним днем. В таком лесу далеко слыш . тся каждый звук. Вот кто-то бежит под кустами. Присяд . шь на корточки и вид . шь: кат . тся возок с листьями.
– Как нам заполнить пропуски? Если есть орфограмма, значит, есть какое-то правило. Давайте попробуем решить эту задачу. (Выслушиваются версии)
Где лучше всего найти ответ на вопрос и узнать, чья версия верная?
3. Работа с учебником “Теория”. § 91, с. 127.
Найти ответ, как определить спряжение глагола с безударным окончанием, сделать записи в тетрадях.
4. Выслушиваются ответы учащихся. Проверка по СЛАЙДУ 16
– Как определить окончание глагола, если оно безударное?
– Какие глаголы относятся ко II спряжению? Какие – к I спряжению?
– Как будем рассуждать? (Составление алгоритма рассуждения)
Проверка по СЛАЙДУ 17.
5. Решение орфографической задачи (возвращаемся на СЛАЙД 15)
VI. Закрепление
В зависимости от уровня усвоения материала можно организовать работу по-разному:
вернуться к теории,
выполнить задание на закрепление (СЛАЙД 18),
выполнить тест (СЛАЙД 19 и 20).
Самостоятельная работа по СДАЙДУ 18. Самопроверка. В лист контроля выставляется количество ошибок.
Тест по СЛАЙДАМ 19 и 20 Взаимопроверка. Указывается количество ошибок.
VII. Подведение итогов урока.
Какую очень нужную огфограмму мы узнали сегодня? (Проговариваются все положения теории, можно вернуться на СЛАЙД 16 и 17.
Домашнее задание.
- § 91.
- Приготовить памятку “Какие глаголы относятся ко II спряжению”
- Упражнение 157.
Литература:
- Сенина Н.А., Вишневецкая Г.В. и др. Русский язык, 6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. “Легион”, Ростов-на-Дону, 2009г.
- Купалова А.Ю., Леденева В.В. и др. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в школе и дома. “Сантакс-Пресс”, М. 2005г.
- Ресурсы Интернет:
http://a22001.rimg.info/icon/1846754000dc22858ac4c57dd7aa2ae6368d46df95.jpg