Способы и приемы подготовки к ВПР по русскому языку в 5–6-х классах (задания 1, 2)

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6

Ключевые слова: ВПР по русскому языку


В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Назначение ВПР по русскому языку - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями.

Внедрение такого типа работы ставит перед учителями-словесниками задачу подготовки обучающихся к ВПР. Несмотря на то, что в "Описании проверочной работы по русскому языку 5 класс" отмечено, что специальной подготовка к проверочной работе не требуется, так как контролируемое содержание отражено в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ, однако без системы мер по подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку трудно добиться высоких результатов.

Без сомнения, у каждого учителя есть свои пути, позволяющие совершать восхождение с обучающимися по образовательной лестнице. Каждый учитель применяет педагогические технологии, отвечающие требованиям ФГОС. У каждого учителя есть свои методы, приемы, формы работы, позволяющие подготовить учащихся к ВПР. Поэтому остановлюсь на некоторых способах и приемах подготовки обучающихся к ВПР по русскому языку, конкретнее на заданиях 1,2.

Специальная подготовка к ВПР не требуется, требуется только каждодневная отработка того, что уже изучено. Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше (принцип системности). Большое внимание следует уделять орфографической и пунктуационной работе. Обычно навык распознавания орфограмм развит у пятиклассников недостаточно, поэтому одна из основных задач учителя - научить видеть орфограммы и распознавать части речи. Я этого добиваюсь, приучая ребят работать графически: находить орфограммы, выделять их, объяснять. Часто урок начинаю с синтаксической пятиминутки: пятиклассники выполняют разбор предложения, указывая части речи. Усложняя, эту работу проводим и в следующих классах.

Начиная с 5 класса, заводим тетради-справочники по русскому языку, в которые заносится весь теоретический материал, необходимый для написания ВПР в форме схем, таблиц, алгоритмов, блоков. Этими справочниками пользуемся в течение всей дальнейшей работы в 5-11 классах. Многие ученики обладают зрительной памятью, и такая подача материала помогает при подготовке к ВПР.

Считаю, что на каждом уроке необходима преемственность, которая основывается на комплексном изучении русского языка и предполагает системное повторение. Опыт работы подсказывает, что такое повторение может быть построено на анализе ошибок, допущенных в домашних, самостоятельных, контрольных работах, а также на повторении изученного ранее материала.

В уроки необходимо вводить комплексный анализ текста. Во время такой работы повторяются темы по разным разделам лингвистики. Ученики во время анализа текста повторяют не только орфограммы и пунктограммы, но и выполняют различные виды разборов, повторяют изобразительные средства языка.

  1. Принцип проектирования уроков с учётом дифференциации и индивидуализации обучения. В каждом классе есть дети с разным уровнем знаний, с разной мотивацией к обучению. Ребята, мотивированные на учёбу, часто работают самостоятельно, являются консультантами на уроках.
  2. Принцип контроля (со стороны учителя) и самоконтроля (со стороны учащегося). Грамотная организация контроля приучает ученика к дисциплине, к требованиям по предмету. Школьник видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний. Думаю, что все со мной согласятся, что ребенок должен САМ проверять себя и САМ выставлять себе баллы. Например, ребенок решил задание, а выпросто начали править красной пастой, ставить баллы. В таком случае ученик никогда не поймет и не прочувствует глупость ошибок, которые он совершил, не обратит внимания на эти слабые места, и они для него останутся за кадром.А когда он САМ проверит и САМ увидит, из-за какой ерунды он потерял баллы, то внутренняя обида и эмоции не дадут ему об этом забыть, и в следующий раз он не допустит таких ошибок. Именно в тот момент, когда ребенок сам себе ставит ноль баллов, и приходит понимание обидной глупой ошибки. Почему в школах при подготовке к ВПР дети каждый раз совершают одни и те же ошибки, и потом на ВПР тоже их совершают? Потому что на ошибки им указывает учитель. Они эти ошибки не прочувствовали.

В своей педагогической практике я использую парную работу, так как пара - это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными?

1. «Взаимопроверка правила» (ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры), затем меняются ролями, оценивают друг друга. Преподаватель может спросить любую пару. Оценки можно фиксировать в специальных «Зачётных книжках», которые дети изготовляют сами. Такая форма работы особенно нравится ученикам 5-6 классов.

2. «Диалог у доски». Ученики задают вопросы по изученному материалу отвечающему у доски.

3. Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль.

4. «Карточка для соседа». Ученик готовит карточку со словами, в которых пропущены буквы-орфограммы, или записывает предложения с пропущенными знаками препинания для пунктуационного анализа. Такой вид работы можно использовать после изучения большой темы или раздела на уроках- зачётах. На карточках ребята могут записать не только практические задания по изученной теме, но и теоретические вопросы.

Ежеурочно:

  1. Проводить синтаксические, фонетические, орфографические, морфемные, словообразовательные «пятиминутки», в которые входят все виды разборов необходимых для выполнения ВПР.
  2. Работать с текстовой информацией.
  3. Работа с предложением, в котором можно найти грамматическую основу, выделить члены предложения, определить части речи, выполнить ряд языковых разборов и фонетический анализ. Такая работа занимает 5-7 минут, но при этом отрабатывается 4-5 заданий из проверочной работы.
  4. выполнять упражнения, направленные на закрепление полученных знаний по темам, необходимым для решения ВПР (сборники с сайта Стат Град, Решу ВПР)
  5. Работая с текстами параграфа, упражнений, с дополнительным материалом как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, всегда обращаю внимание детей на правильное прочтение задания к упражнению, к статье. Дети часто не дочитывают вопрос и поэтому допускают недочеты или грубые ошибки.
  6. Разбор слов по составу. Задание в форме таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме. Еще один вариант задания - дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.