Цели урока:
1.Повторить изученные и познакомиться с новыми способами выражения дополнения, с прямыми и косвенными дополнениями, развивать умения определять способы выражения дополнения;
2.Совершенствовать умения работать самостоятельно, в группе, участвовать в учебном диалоге, умение переводить текстовую информацию в табличный вариант;
3.Развивать устную речь учащихся, умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока:
1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.
- На доске записано предложение: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Один из учеников на прошлом уроке произвел синтаксический разбор этого предложения. Проверьте работу ученика (в разборе допущена ошибка: слова платье и честь являются в предложении не подлежащими, а дополнениями).
- Какой материал нужно повторить ученику?
- Какой второстепенный член называется дополнением?
- В каком произведении встретилась нам часть этой пословицы? (Эпиграф повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”).
- В чем заключается смысл эпиграфа повести? Какую мысль хотел донести до читателя А.С. Пушкин? (Каждый герой повести проходит через испытание, которое и показывает, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет).
2.Сообщение темы и цели урока.
- С чем мы должны сегодня познакомиться и чему научиться?
3. Усвоение новых знаний.
- На доске записано предложение: “Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала, как бы его найти”. Найдите дополнения и определите, какой частью речи они обычно выражены. (Имя существительное и местоимение).
Чтобы узнать, чем еще может быть выражено дополнение, предлагаю учащимся выполнить следующее задание в группах. В классе работают четыре группы, каждой из которой дана карточка с предложениями из повести:
- Письмо твое, в котором ты просишь вас благословить, мы получили 15-го сего месяца.
- Покоримся воле божией.
- Я старался по почерку угадать расположение духа, в котором писано было письмо, наконец, распечатал его и прочел следующее.
- К двум прибавилось еще несколько нападающих пугачевцев.
- Думая о произошедших кровавых событиях, я знал, что завтра не будет похоже на сегодня.
- Старый казак думал о давнем.
Задачей учащихся является найти в предложениях дополнения и определить способ их выражения. Результаты работы оформить в таблицу (на альбомных листах А4).
Способы выражения дополнения | Примеры |
Каждая группа выходит к доске и объясняет свой ответ. Проводится проверка и оценивание работы групп.
-Анализируя на уроках литературы повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, мы говорили о верности Гринева присяге, о предательстве Швабрина, о жестокости и доброте Пугачева, о робости и смелости Маши Мироновой, рассуждали о любви, долге, чести.
-На доске написаны словосочетания. Объясните, почему они распределены в два столбика.
Беречь здоровье | Говорить о здоровье |
Хранить верность | Выступать против предательства |
Уважать родных | Уважение к родным |
Защищать честь | Размышлять о чести |
Не принимать решения | Не изменять клятве |
Выслать денег | Не унизиться до жестокости |
Потребовал пера и бумаги | Взяться за оружие |
Учащиеся называют отличительные признаки дополнений (переходные глаголы, падеж, наличие или отсутствие предлога). Затем учитель сообщает, что в первом столбике прямые дополнения, а во втором - косвенные. Следует обратить внимание на более широкий подход к прямому дополнению, который предполагает, что оно может быть выражено формой родительного падежа без предлога. Это так называемый родительный части (выслать денег) и родительный при отрицании (не принимать решения).
На доске (под таблицей) записаны предложения:
- Все советовали мне ехать.
- Капитан Миронов отдавал приказания.
- Вскоре подали ужинать.
- В этих предложениях есть дополнения? Чем они выражены? (В первом и третьем предложении дополнение выражено инфинитивом, а во втором- дополнения нет, так как это часть сказуемого).
Учитель подводит итоги выполненной работы и предлагает учащимся составить в виде схемы алгоритм нахождения прямого и косвенного дополнения, определения способа их выражения.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель раздает карточки и предлагает каждому учащемуся выполнить работу: найти в предложениях дополнения, определить способ их выражения, указать, прямое или косвенное. Два ученика выполняют работу за доской.
1. Никто не встретил меня. |
2. Я вспомнил свой поединок. |
3. Оба тогда мы болтали пустое. |
4. Вдруг закричали в толпе, что государь ожидает пленных. |
5. Нас с Савельичем проводили до ворот. |
6. Марья Ивановна просила меня спасти ее. |
7. К первому присоединился второй инвалид, и они стали раздевать башкирца. |
8. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза. |
5. Подведение итогов урока.
- Какой второстепенный член предложения называют дополнением?
- Назовите способы выражения дополнения.
- Какие дополнения являются прямыми, а какие - косвенными?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что можете сказать о своей работе?
(Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки)
6. Домашнее задание.
- Герои повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” подготовили каждому из вас домашнее задание и отправили его вам. Откройте конверты, прочитайте (дифференцированное задание).
1.Заполните таблицу “Прямые и косвенные дополнения” словосочетаниями из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Укажите способ выражения дополнения.
2. Выпишите из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” три-четыре предложения, укажите прямые и косвенные дополнения, определите способ их выражения.
3. Ответьте на вопрос: “Чему учит повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”?” Найдите в предложениях прямые и косвенные дополнения, определите способ их выражения.