Способы выражения дополнения. Прямые и косвенные дополнения

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1.Повторить изученные и познакомиться с новыми способами выражения дополнения, с прямыми и косвенными дополнениями, развивать умения определять способы выражения дополнения;

2.Совершенствовать умения работать самостоятельно, в группе, участвовать в учебном диалоге, умение переводить текстовую информацию в табличный вариант;

3.Развивать устную речь учащихся, умение отстаивать свою точку зрения.

Ход урока:

1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.

- На доске записано предложение: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Один из учеников на прошлом уроке произвел синтаксический разбор этого предложения. Проверьте работу ученика (в разборе допущена ошибка: слова платье и честь являются в предложении не подлежащими, а дополнениями).

- Какой материал нужно повторить ученику?

- Какой второстепенный член называется дополнением?

- В каком произведении встретилась нам часть этой пословицы? (Эпиграф повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”).

- В чем заключается смысл эпиграфа повести? Какую мысль хотел донести до читателя А.С. Пушкин? (Каждый герой повести проходит через испытание, которое и показывает, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет).

2.Сообщение темы и цели урока.

- С чем мы должны сегодня познакомиться и чему научиться?

3. Усвоение новых знаний.

- На доске записано предложение: “Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала, как бы его найти”. Найдите дополнения и определите, какой частью речи они обычно выражены. (Имя существительное и местоимение).

Чтобы узнать, чем еще может быть выражено дополнение, предлагаю учащимся выполнить следующее задание в группах. В классе работают четыре группы, каждой из которой дана карточка с предложениями из повести:

  1. Письмо твое, в котором ты просишь вас благословить, мы получили 15-го сего месяца.
  2. Покоримся воле божией.
  3. Я старался по почерку угадать расположение духа, в котором писано было письмо, наконец, распечатал его и прочел следующее.
  4. К двум прибавилось еще несколько нападающих пугачевцев.
  5. Думая о произошедших кровавых событиях, я знал, что завтра не будет похоже на сегодня.
  6. Старый казак думал о давнем.

Задачей учащихся является найти в предложениях дополнения и определить способ их выражения. Результаты работы оформить в таблицу (на альбомных листах А4).

Способы выражения дополнения Примеры
   

Каждая группа выходит к доске и объясняет свой ответ. Проводится проверка и оценивание работы групп.

-Анализируя на уроках литературы повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, мы говорили о верности Гринева присяге, о предательстве Швабрина, о жестокости и доброте Пугачева, о робости и смелости Маши Мироновой, рассуждали о любви, долге, чести.

-На доске написаны словосочетания. Объясните, почему они распределены в два столбика.

   
Беречь здоровье Говорить о здоровье
Хранить верность Выступать против предательства
Уважать родных Уважение к родным
Защищать честь Размышлять о чести
Не принимать решения Не изменять клятве
Выслать денег Не унизиться до жестокости
Потребовал пера и бумаги Взяться за оружие

Учащиеся называют отличительные признаки дополнений (переходные глаголы, падеж, наличие или отсутствие предлога). Затем учитель сообщает, что в первом столбике прямые дополнения, а во втором - косвенные. Следует обратить внимание на более широкий подход к прямому дополнению, который предполагает, что оно может быть выражено формой родительного падежа без предлога. Это так называемый родительный части (выслать денег) и родительный при отрицании (не принимать решения).

На доске (под таблицей) записаны предложения:

  1. Все советовали мне ехать.
  2. Капитан Миронов отдавал приказания.
  3. Вскоре подали ужинать.
  4. - В этих предложениях есть дополнения? Чем они выражены? (В первом и третьем предложении дополнение выражено инфинитивом, а во втором- дополнения нет, так как это часть сказуемого).

    Учитель подводит итоги выполненной работы и предлагает учащимся составить в виде схемы алгоритм нахождения прямого и косвенного дополнения, определения способа их выражения.

4. Закрепление изученного материала.

    Учитель раздает карточки и предлагает каждому учащемуся выполнить работу: найти в предложениях дополнения, определить способ их выражения, указать, прямое или косвенное. Два ученика выполняют работу за доской.

    1. Никто не встретил меня.
    2. Я вспомнил свой поединок.
    3. Оба тогда мы болтали пустое.
    4. Вдруг закричали в толпе, что государь ожидает пленных.
    5. Нас с Савельичем проводили до ворот.
    6. Марья Ивановна просила меня спасти ее.
    7. К первому присоединился второй инвалид, и они стали раздевать башкирца.
    8. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза.

5. Подведение итогов урока.

    - Какой второстепенный член предложения называют дополнением?

    - Назовите способы выражения дополнения.

    - Какие дополнения являются прямыми, а какие - косвенными?

    - Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что можете сказать о своей работе?

    (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки)

6. Домашнее задание.

- Герои повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” подготовили каждому из вас домашнее задание и отправили его вам. Откройте конверты, прочитайте (дифференцированное задание).

1.Заполните таблицу “Прямые и косвенные дополнения” словосочетаниями из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Укажите способ выражения дополнения.

2. Выпишите из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” три-четыре предложения, укажите прямые и косвенные дополнения, определите способ их выражения.

3. Ответьте на вопрос: “Чему учит повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”?” Найдите в предложениях прямые и косвенные дополнения, определите способ их выражения.