Цели:
- закрепить знания о глагол как части речи;
- научить определять спряжение глаголов;
- формировать умение писать безударные личные окончания
- глаголов в настоящем и будущем времени;
- развивать мышление, речь, внимание, память;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- Компьютер, проектор
- Учебник 5 класса под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
- Тетради рабочие.
- Таблица спряжения глагола.
- Приложение (Презентация).
Ход урока
I. Организационный момент (психологический настрой)
На доске: облачка (Приложение 1, слайд 1)
Учитель: Какое облачко вам больше нравится? (Ответы детей.)
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
II. Беседа
От чего ещё может быть хорошее настроение? Посмотрите в окно, что видите? (Хорошая погода, весна.)
Весна. Что слышится вам в этом слове? (что-то обновляющее, очищающее, весна – это утро года) (слайд 2)
Весна – от весел
Однокоренные слова: веснянка, весенний, веснушки (слайд 3)
О весне сложено много песен, стихов, загадок, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны. Послушайте загадки и пословицы о весне (слайд 4, 5, 6, 7)
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает?
Вот уже набухли почки,
На волю просятся листочки,
Червячка петух нашёл,
Кто зиму замещать пришёл? (Весна.)
Какое время года вас
Радует капелью
И первыми ручьями,
И звонкою птичьей трелью? (Весна.)
В овраги ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы одевает луг
И станет летом вдруг.
Ты знаешь, кто она?
Красавица… (весна).
Пословицы о весне (слайд 8)
- Осень хвастлива, весна справедлива.
- Поздняя весна не обманет.
- Весна и червячка оживит.
- Май весну венчает, лето встречает.
- Весна красна не одними цветочками, а и зелёными листочками.
- Ранняя весна обманчива, поздняя – верней.
– А вот как описал весну великий русский поэт А. Н. Плещеев. (слайд 9) Прочитайте.
Уж та…т снег, бегут ручьи,
В окно пове…ло весною...
Засвищ…т скоро соловьи,
И лес оден…тся листвою.
– Какая интонация стихотворения?
– Каким рисует весенний день поэт? (Ответы детей.)
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.
Проверка (слайд 10)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
III. Объяснение новой темы
– Давайте вспомним, что такое спряжение и какие глаголы относятся к I спр., ко II спр.?
Спряжение – ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ И СИСТЕМА ЕГО ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ. (Слайд 11)
Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять
вместе, объединяться».
Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы:
сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу» (слайд 12)
– Итак, глаголы изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются. Назовите личные местоимения (слайд 13)
1) Работа с учебником (§ 119), стр.266
2) Беседа
– Охарактеризуйте окончания I спряжения. (Во всех формах наст, и буд. времени, кроме 1-го лица ед.ч. и 3-го лица мн.ч., в окончаниях пишется гласная е; в 3-м л.мн.ч. пишутся окончания -ут/-ют)
– Охарактеризуйте окончания II спряжения. (В всех формах наст. и буд. времени, кроме 1-го л. ед.ч. и 3-го л. мн.ч. пишутся окончания –ат/-ят.)
(слайд 14)
– Упр. 677 (устно)
– Почему легко определить спряжение данных глаголов? (В этих глаголах гласные в окончаниях находятся под ударением.)
– Упр. 678 (устно) Проспрягать глаголы, помещённые на поле. В них ударение падает на окончание
Облегчит, углубит, упростит
– Определите ударение. Укажите окончание. Назовите глаголы с безударными окончаниями.
.Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит
– Можно ли на слух или по 3-ему лицу мн.ч. определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Далеко не всегда.
Бор(е/и)тся, езд(е/и)т, стро(е/и)т.
– Что нужно делать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? (слайд 15)
Ко II спряжению относятся:
Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение).
(слайд 16, 17)
Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать – он лежит, стоять – мы стоим.
Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения: (слайд 18)
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме слов «стелить» и «брить».
А ещё: «смотреть», «обидеть»,
«Слышать», «видеть», «ненавидеть»,
«Гнать», «дышать», «держать», «терпеть»
И «зависеть» и «вертеть».
Остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -eть, и др. относятся к I спряжению. (слайд 19)
IV. Закрепление нового материала.
1) Упр. 679 (письменно)
2) Физкультминутка.
3) Выборочный диктант (Записать глаголы в два столбика в зависимости от
спряжения)
I спр. II спр.
Весной лес пробуждается после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Зеленеет травка. Слышится пение птиц. Внезапно темнеет небо. В тёплом воздухе наступает тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень. Но небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей.
Проверка (слайд 20)
I спр II спр Пробуждается
Нарастает
Зеленеет
Темнеет
Наступает
Раздаётся
Сверкает
Обрушивается
Проясняется
СияетСлышится
Журчит
4) Игра «В свой домик» (слайд 21)
(Шаписанные на доске глаголы распределить в домики.)
Линя…т, корм…т, крас…т, пол…т, пиш…т, терп…т, ре…т, пил…т, ла…т, суш…т, дремл…т, тащ…т, дума…т.
V. Домашнее задание
Упр.684. (Записать глаголы, которые потребуются для рассказа по картинкам, обозначить спряжение глаголов.)