Цели и задачи учебного задания:
- изучить основные способы образования слов в русском языке;
- формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав;
- формировать орфоэпические и орфографические навыки;
- формировать умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку;
- формировать умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность.
Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием ИКТ ресурсов.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, (интерактивная доска);
- опорный конспект урока;
- обучающая презентация;
- карточки для словесного лото.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Всесторонняя проверка знаний.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление материала.
- Физкультминутка.
- Формирование умений и навыков.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1).
II. Всесторонняя проверка знаний.
1. Орфографическая разминка (весь класс).
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы. (Слайд 2).
Пр..ползти, бе..конечный, предл..гать, выт..рать, пр..большой, ра..сказать, предл..жение (проверка по цепочке у доски).
2. Орфоэпическая разминка (у доски одновременно с орфографической разминкой) – индивидуальное задание.
Баловать, квартал, щавель, позвонишь, включишь, каталог.
Проверить всем классом, если дети видят ошибку в постановке ударения, то хлопают в ладоши. Слова, в произношении которых были допущены ошибки, записать в тетрадь.
3. Распределительный диктант (весь класс).
Задание: распределить слова по группам: есть окончание, нет окончания. (Слайд 3, 4).
Гореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, выгореть.
Взаимопроверка.
Дополнительное задание:
Найти однокоренные слова.
III. Изучение нового материала
1. Словесное лото
Задание: определить, от каких слов образованы данные.
горюшко
горе
выгореть
гореть
пригорок
гора
Вопрос: какие морфемы участвовали в образовании слов? (Приставка, суффикс, приставка + суффикс.)
2. Вывод: вы определили основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Еще раз повторим их. (Слайд 5).
IV. Первичное закрепление материала.
Задание: определить, от каких слов образованы данные, определить способ словообразования (работа у доски).
староватый
старый
(суффиксальный)
вырасти
расти (приставочный)
подснежник снег (приставочно-суффиксальный)
подберезовик береза (приставочно-суффиксальный)
V. Физкультминутка.
Определить часть речи названного слова. Если это существительное – хлопаем, если глагол – топаем (учитель читает вслух).
Синева, бежать, горец, забыться, прилив, росток, вырасти, снегопад, облегчить, свитер, углубить, тишина.
VI. Формирование умений и навыков.
1. Распределительный диктант
Задание: 1 ряд выписывает слова, образованные приставочным способом, 2 ряд – приставочно-суффиксальным, 3 ряд – суффиксальным.
Соавтор, приморский, краснота, подставить, краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый, горец.
Фронтальный опрос, сверить работу со слайдами. (Слайд 6).
2. Схематический диктант. (Слайд 7, 8).
Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька
Грибника, хохотушка, засветит, комариный, сохранишь, подорожник.
Самопроверка по слайдам.
Как вы оцените свою работу?
VII. Итог урока.
Вопросы:
Сколько способов образования слов мы изучили? Назовите их.
В чем особенность приставочно-суффиксального способа словообразования?
VIII. Домашнее задание.
Параграф 42, задание на выбор. (Слайд 9):
- Составить рассказ о том, что нового узнали на уроке, как поняли материал.
- Творческое задание: сочинить свою сказку о том, как образуются слова.
Список литературы:
- Учебник “Русский язык. Теория” под ред. В.В. Бабайцевой.
- Учебник “Русский язык. Практика” под ред. В.В. Бабайцевой.
- Г.А. Богданова “Опрос на уроках русского языка”, 1996, стр. 223.
- Н.Г. Ткаченко “Тесты по грамматике русского языка”, ч.1, стр.8.