Способы образования слов в русском языке

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (348 кБ)


Цели и задачи учебного задания:

  • изучить основные способы образования слов в русском языке;
  • формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав;
  • формировать орфоэпические и орфографические навыки;
  • формировать умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку;
  • формировать умение обобщать и делать выводы;
  • воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность.

Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием ИКТ ресурсов.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, (интерактивная доска);
  • опорный конспект урока;
  • обучающая презентация;
  • карточки для словесного лото.

Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Всесторонняя проверка знаний.
  • Изучение нового материала.
  • Первичное закрепление материала.
  • Физкультминутка.
  • Формирование умений и навыков.
  • Итог урока.
  • Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1).

II. Всесторонняя проверка знаний.

1. Орфографическая разминка (весь класс).

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы. (Слайд 2).

Пр..ползти, бе..конечный, предл..гать, выт..рать, пр..большой, ра..сказать, предл..жение (проверка по цепочке у доски).

2. Орфоэпическая разминка (у доски одновременно с орфографической разминкой) – индивидуальное задание.

Баловать, квартал, щавель, позвонишь, включишь, каталог.

Проверить всем классом, если дети видят ошибку в постановке ударения, то хлопают в ладоши. Слова, в произношении которых были допущены ошибки, записать в тетрадь.

3. Распределительный диктант (весь класс).

Задание: распределить слова по группам: есть окончание, нет окончания. (Слайд 3, 4).

Гореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, выгореть.

Взаимопроверка.

Дополнительное задание:

Найти однокоренные слова.

III. Изучение нового материала

1. Словесное лото

Задание: определить, от каких слов образованы данные.

горюшко горе
выгореть гореть
пригорок гора

Вопрос: какие морфемы участвовали в образовании слов? (Приставка, суффикс, приставка + суффикс.)

2. Вывод: вы определили основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Еще раз повторим их. (Слайд 5).

IV. Первичное закрепление материала.

Задание: определить, от каких слов образованы данные, определить способ словообразования (работа у доски).

староватый старый (суффиксальный)
вырасти расти (приставочный)

дачный дача (суффиксальный)

подруга друг (приставочный)
подснежник снег (приставочно-суффиксальный)
подберезовик береза (приставочно-суффиксальный)

V. Физкультминутка.

Определить часть речи названного слова. Если это существительное – хлопаем, если глагол – топаем (учитель читает вслух).

Синева, бежать, горец, забыться, прилив, росток, вырасти, снегопад, облегчить, свитер, углубить, тишина.

VI. Формирование умений и навыков.

1. Распределительный диктант

Задание: 1 ряд выписывает слова, образованные приставочным способом, 2 ряд – приставочно-суффиксальным, 3 ряд – суффиксальным.

Соавтор, приморский, краснота, подставить, краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый, горец.

Фронтальный опрос, сверить работу со слайдами. (Слайд 6).

2. Схематический диктант. (Слайд 7, 8).

Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька

Грибника, хохотушка, засветит, комариный, сохранишь, подорожник.

Самопроверка по слайдам.
Как вы оцените свою работу?

VII. Итог урока.

Вопросы:

Сколько способов образования слов мы изучили? Назовите их.
В чем особенность приставочно-суффиксального способа словообразования?

VIII. Домашнее задание.

Параграф 42, задание на выбор. (Слайд 9):

  1. Составить рассказ о том, что нового узнали на уроке, как поняли материал.
  2. Творческое задание: сочинить свою сказку о том, как образуются слова.

Список литературы:

  1. Учебник “Русский язык. Теория” под ред. В.В. Бабайцевой.
  2. Учебник “Русский язык. Практика” под ред. В.В. Бабайцевой.
  3. Г.А. Богданова “Опрос на уроках русского языка”, 1996, стр. 223.
  4. Н.Г. Ткаченко “Тесты по грамматике русского языка”, ч.1, стр.8.