Русский язык
-
Ресурсы МЭШ при обучении младшего школьника на уроках русского языка 2022
Современный учитель должен владеть различными педагогическими приемами и технологиями, внедрять их в процесс обучения, учить обучающихся пользоваться при самостоятельной работе или индивидуальной. Использование библиотеки образовательных электронных ресурсов МЭШ и позволяет учителю найти эти новые формы, методы, приемы обучения в свете новых образовательных стандартов третьего поколения. МЭШ помогает сделать урок интересным, насыщенным полезной и нужной информацией, вовлечь всех учащихся класса в активное взаимодействие. Благодаря материалам Московской электронной школы ученик может совершить виртуальную экскурсию, просмотреть видеоролики по той или иной теме, выполнить интерактивные задания или тесты, самостоятельно ознакомиться с материалами урока. Благодаря грамотно построенным урокам педагог познакомит с темой урока, закрепит ее и проверит знания у обучающихся.
-
Рефлексивное пространство урока русского языка и его роль в развитии субъектной позиции школьника 2022
Рефлексия на уроке — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
-
Рецензия на статью «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) Константина Дмитриевича Ушинского 2020
Статья русского педагога К.Д.Ушинского посвящена методике преподавания русского языка и литературы и ставит три цели преподавания: 1) развитие речи ребенка; 2) сознательное овладение сокровищами родного языка; 3) усвоение грамматики. Все три цели, по мнению автора, выполняются одновременно и в совокупности.
-
Речевая деятельность. Типы речи 2013
Цель урока: обобщить знания по речевой деятельности и типам речи; развить умение работать в команде, высказывать свое мнение, аргументировать ответ; воспитывать культуру речи.
-
Речеведческие дисциплины как лингвистическая основа обучения связной речи учащихся якутской школы 2005
Проблема совершенствования преподавания русского языка в национальной школе, его практическая направленность не может быть решена без развития связной речи, без работы над текстом. В связи с этим в последние годы особую значимость приобрела лингвистика текста. Она нашла отражение в действующих программах и учебниках якутской школы. Новизна работы состоит в том, что на основе изучения лингвистической и методической литературы и анализа программы учебника, я разработал программу спецкурса "Язык и речь", которая включает поэтапное изолированное изучение разделов русского языка и речевой деятельности.
-
Речевой этикет. Как сохранить чистоту речи. Урок русского языка в 6-м классе 2017
Цели урока: знать правила речевого этикета, предупреждать речевые ошибки, развивать устную и письменную речь, воспитывать внимательное отношение к слову.
-
Речевой этикет. Правила приветствия. 5-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с понятием «речевой этикет», правилами приветствия. В игровой форме учащиеся учатся взаимодействовать с другими людьми, применять знания в общении, ценить язык, культуру, народ.
-
«Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском языке». 5-й класс 2015
Урок развития речи обобщает и систематизирует знания о формах речевого этикета, а также приобщает к культуре, традициям родного языка.
-
Речевые ошибки и их предупреждение 2011
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса сельской школы предпрофильной подготовки, рассчитан на 12 часов. Программа данного элективного курса построена в основном на углубленном изучении нарушений тех или иных литературных норм, квалифицирующихся как речевые ошибки (в широком смысле слова) в устной и письменной речи учащихся.
-
Речевые фигуры и тропы в произведениях А.С.Пушкина 2022
Русский язык обладает огромным лексическим составом. Богатство языка доказывается тем, что об одном и том же можно сказать по-разному. В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи. Они используются для усиления выразительности речи пишущего и говорящего. Ни для кого не секрет, что богатство русского языка отражается в произведениях русских классиков.
-
Речь богатая и бедная. 5-й класс 2012
Речь человека – "его визитная карточка, языковой паспорт. Увлекательные задания, музыкальные упражнения, просмотр эпизода из фильма делают урок ярким.
-
Речь как главное средство общения 2011
У человека самая распространенная – речевая деятельность. В связи с развитием и совершенствованием речи учащихся существуют разнообразные направления работы, связанные с текстом. Описанные в данной статье виды работ способствуют количественному и качественному росту словарного запаса учащихся, позволяют им при изложении своих мыслей отбирать наиболее подходящие слова и словосочетания, способствуют общему развитию их речевой и умственной деятельности.
-
Решаем логические задачи русского языка 2012
Русский язык – сложный учебный предмет, но очень нужный. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, взрослой жизни. По школьным учебникам русского языка мы учимся грамотно писать, правильно строить свои фразы. Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, не все ребята называют любимым предметом русский язык. В языке есть много интересного: чудесные превращения слов, загадки, ребусы.
-
Решение воспитательных и развивающих задач на уроках русского языка 2015
В статье приводится пример открытого урока, проведённого в период работы за границей в СОШ при Посольстве России в Турции, который вызвал интерес в первую очередь у детей, а также присутствующих коллег. В ходе урока объясняется, в чём заключается дар, талант общения, от чего зависит способность понимать людей, как можно выражать своё доброе отношение к людям. Обобщается и закрепляется материал по теме через опорный конспект, повторяются словарные слова, виды грамматического разбора.
-
Решение орфографических задач с помощью таблицы орфограмм 2010
Урок русского языка по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова проводится в 1-м классе. На уроке учащиеся отрабатывают понятие орфограмма, умения находить орфограммы в слове, правильно выбирать букву на месте орфограммы.
-
Решение профессиональной задачи на уроках русского языка 2023
В 5–6-х классах учащиеся плохо запоминают, что глаголы настоящего и будущего времени спрягаются, а глаголы прошедшего времени изменяются по родам, поэтому при выполнении морфологического разбора глагола указывают спряжение глаголов прошедшего времени. Как объяснить ученикам разницу в грамматических признаках разных временных форм глагола?
-
Риторика как новая технология формирования коммуникативной компетенции 2010
Риторика в своем новом качестве учит понимать и создавать текст по всем правилам и законам речевой деятельности. Тип речи является параметром, объединяющим все остальные логико-риторические характеристики текста. Риторические технологии можно рекомендовать всем учителям–предметникам, потому что все мы вместе работаем с текстом.
-
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. 5–6-е классы 2012
На уроке с презентацией в 5-м классе дети размышляют о семье, своей родословной, значении родительского дома в жизни каждого Определяются основные законы семьи – верность, любовь, воспитание детей, которые служат самыми прочными основами человеческого блага. В ходе урока учитель использует пословицы и поговорки о семье, осетинскую сказку «Общее счастье». Материал может быть использован на классных часах и уроках литературы.
-
Род имен существительных 2009
Цель урока — ознакомление с приемами распознавания рода имен существительных. Также продолжает формироваться орфографическая зоркость и навыки грамотного письма, умение самостоятельно распознавать орфограммы и проверять их.
-
Род имен существительных 2003
Предлагаемый урок русского языка в классе выстроен в чётком соответствии с методическими принципами технолгии проблемного обучения. На уроке используется групповая форма работы. Учащиеся самостоятельно при направляющей инструкции учителя "открывают" новое знание. Ученикам предлагаются разного вида задания для закрепления полученного знания. Все этапы связаны друг с другом, - подчинены строгой логике изучаемой темы.
-
Род имен существительных (3-й класс) 2010
Это комбинированный урок, дидактической целью которого является проверить знания, полученные на предыдущем уроке и получить новые знания в игре. Отличительной чертой урока является наличие заданий творческого характера.
-
Род имён существительных. 3-й класс 2021
Цели урока: знакомство с приёмами распознавания рода имён существительных; создание условий для проявления индивидуальности и познавательной активности ученика.
-
Род имен существительных. 5-й класс 2011
На уроке используется презентация со следующими целями: подготовить учащихся к восприятию нового материала, осуществлению взаимо- и самопроверки.
-
Род имен существительных. 5-й класс 2014
Цель урока: распознавать род имён существительных, правильно употреблять в речи (согласовывать) имена существительные с формами прилагательных и глаголов в прошедшем времени.
-
Род имен существительных. Мой родной город Иркутск 2020
Урок закрепления знаний о родах имен существительных и истории родного города Иркутска.
-
Род несклоняемых имен существительных 2022
Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.
-
Род несклоняемых имен существительных 2013
Урок по русскому языку «Род несклоняемых имен существительных» разработан в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами. В методической основе урока лежит системно-деятельностный подход. Тема проходится в 5 классе (программа М.М. Разумовская). Для проведения урока необходимо наличие интерактивной доски.
-
Род сложносокращенных слов 2010
Урок знакомит учащихся со способом определения рода у сложносокращенных слов. Дети учатся правильно находить главное слово, устно рассуждать и письменно объяснять условия определения рода, но при этом и повторяется раннее изученный материал по теме «Имя существительное».
-
Родина. Отечество. Отчизна. 5-й класс 2011
Учащиеся в игровой форме знакомятся со словами, одинаковыми по значению, но различными по написанию и звучанию. Словарное слово «солдат» поведет их по новой теме. Объяснение нового материала и закрепление строится на основе художественных текстов, в которых встречается то или иное трудное в орфографическом плане слово. Следует использовать воспитательный потенциал заданий, оценить слова синонимических рядов с точки зрения патриотического воспитания.
-
"Родной язык - живоносный источник добра и любви" 2007
В 2005/2006 учебном году я, Шкатова Оксана Юрьевна, начала работать по интегратирному учебному курсу Д.З. Арсентьева "Родной язык - живоносный источник добра и любви", который является "дополнительным учебно-методическим комплексом (УМК) к основному курсу русского языка в средней школе и предназначен для создания и расширения у учащихся языковой картины мира и культурного кругозора, развития языковой интеграции и навыков понимания текста различных типов, в первую очередь художественного".